ТУРНИР ПО ТЕМЕ «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Цель ТУРНИРА: Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать общие способности искать и находить решения, необычные способы достижения требуемого результата, подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
- развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать выводы;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать систему нравственных межличностных отношений;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование адекватной осознанной самооценки;
-развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, соревновательности, переживания за общий успех команды.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проговаривать последовательность действий;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе.
Предметные
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- давать определения тем или иным понятиям;
- обобщать, делать выводы.
Тип занятия: игровое.
Технологии обучения: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровье – сберегающая.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в группах.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Ребята, возьмитесь за руки, улыбнулись смайлику. А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье. Даже солнце засияло.
- Садитесь, пожалуйста.
- Я разделила вас на несколько групп не просто так, сегодня мы с вами проведем турнир.
2.Определим тему занятия.
Наш турнир называется «Черный ящик».
- Как вы уже знаете логика - это наука о рассуждении или правильном мышлении.
- Тогда, чем мы будем заниматься на уроке? (рассуждать)
- А целью нашего занятия будет развитие мышления, внимания, воображения, памяти.
-Как вы думаете для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление?
-А это важно? (да) Значит, будем развивать эти процессы? (да)
- А развиваем мы это с помощью различных упражнений.
Для нашего занятия мы разделимся на 3 команды. На нашем турнире присутствует жюри. Поаплодируем им. Сегодня вашу работу будут оценивать они. Устроим игру – соревнование! За правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Команда набравшая, больше баллов – победила.
Но прежде чем приступить к работе выполним упражнения, чтобы наш головной мозг лучше работал.
3.Мозговая гимнастика. (2 мин.)
1) «Качание головой» - (30 сек).
Расслабьтесь, дышите глубоко, уроните голову на плечи. Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2) «Ленивые восьмерки». (30 сек)
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3) «Шапка для размышлений».
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4) «Гимнастика для глаз».
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».
- Молодцы ребята, мы активизировали работу головного мозга. Проверим, как он стал работать!
4. Работа по теме ТУРНИРА
1.Разминка
- Ребята, вам нужно быстро отвечать на вопросы всей командой.
-Разминка окончена, вы молодцы! Заслужили смайлики.
2. Развитие быстроты реакции
Каждой команде дается задание: надо зайти в Роботландию, далее зайти в Исполнители, далее в Плюсик. Каждой команде дается один пример. Жюри оценивает это задание. 1 балл тому, что быстро выполнит это задание.
2) Задание
Каждой команде дается задание выполнить алгоритм в Буквоеде. 1 команда – 5 алгоритм, 2 – команде 7 алгоритм, 3 команде – 6 алгоритм.
Жюри оценивает работу команд.
3) Задание
- Дан лабиринт, пройдите от пункта А до пункта Б набрав в сумме 250. У вас на карточках нарисован лабиринт. Работаем всей командой. Раскрасьте путь карандашом.
-Какая команда справится быстрее с этой задачей.
-Проверим. Команда, которая выполнила задание быстрее получает 1 балл.
Весёлая переменка
1. Одной рукой, погладьте живот круговыми движениями, а другой рукой в это же время погладьте себя по голове. А теперь поменяйте руки.
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно
2. Упражнения на координацию движения.
Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а правой рукой до кончика носа, а теперь поменяем руки - правой рукой до левого уха, левой рукой до кончика носа. (5-6 раз)
3.Логически – поисковые задания.
1) Задание
-Внимание!!! Нам предлагается докончить фразу. Учитель по очереди читает командам фразеологизм, а дети должны его закончить или начать. Если команда не справляется – ход переходит к другой команде. А что такое фразеологизм, думаю, вы знаете?! За каждый правильный ответ коменда получает один БАЛЛ. Итак, приступим!!!
Зарубить на …. ….. на постном масле
Заварить…. Два сапога ….
Держи … шире …. из глаз посыпались
…. не обидит … дело
Днём … …. на губах не обсохло
…. по коже дерёт …. гороховый
-Молодцы! Справились с заданием! Жюри оценивает работу.
2) Вернемся снова к алгоритмам. Теперь они будут тяжелее. 1 команда – 20 алгоритм, 2 – команде 21 алгоритм, 3 команде – 22 алгоритм.
Та команда, которая выполнит задание быстрее, получает 1 балл.
Веселая переменка
Упражнения для глаз.
1.Напиши свое имя носом.
2.Стрельба глазами. Посмотрите вправо, влево, как можно дальше, а теперь вверх, вниз. Повторяем 5-6 раз.
4. Нестандартные задачи
-Теперь нам предлагают решить задачки. Каждой команде по задаче. Вам даётся 3 минуты на обдумывание ответа. А потом мы послушаем ваши рассуждения.
1.Доктор Айболит, решил познакомиться с детёнышем кенгуру, сидящим у мамы в сумке. Но взрослое животное не захотело общаться с незнакомцем и бросилось в бегство. Вопрос: появится ли у Айболита новый друг, если известно, что кенгуру в минуту делает 70 прыжков и каждый из них 10 метров в длину, а Айболит постарается бежать со скоростью 10 метров в секунду?
Ответ: Увы, не появится. Кенгуру бежит со скоростью 700метров в минуту, а Айболит 600метров.
2.Черепаха Тортила вынесла для Буратино 3 коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной- «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно в одной коробочке лежит ключик, в другой - змея, а третья – пуста. Но имей в виду, что все надписи неверны. Если отгадаешь, где лежит золотой ключик – он твой!» Где же ключик?
Ответ: Ключик в зелёной коробке.
3. Крош попросил у Ёжика почитать книгу на 3 дня. В первый день Крош прочитал 1/2часть книги, во второй день 1/3 оставшейся части книги. Успел ли Крош прочитать книгу за 3 дня, если в третий день он прочитал половину прочитанного за 2 дня?
Ответ: Успел. Представим что, в книге 90 страниц. В 1день – прочитал 90 :2=45 страниц, во второй 45: 3=15страниц, в третий день (45+15):2=30страниц. Проверим: 45+15+30=90страниц.
Команды обдумывают решение задач и объясняют, как пришли к таким выводам.
Обсуждение решения и ответов задач. Проверка ответов по слайду.
-Молодцы, ребята. Жюри видит вашу работу и оценивает ее!
Итог занятия (рефлексия):
- А теперь подведём итоги. Проверим наши результаты.
- Жюри подводят итоги!
Награждение учащихся грамотами.
- Вам было интересно на занятии?
- Какое задание было лёгким?
- А какое трудным?
- Кто помнит цель нашего занятия? Нужно ли вам продолжать развивать внимание, память, мышление?
- Всем спасибо за работу.