Турнир знатоков русского языка

Категория: Русский язык

Мероприятие - турнир знатоков «Знаешь ли ты русский язык»

Учитель. Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир - это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды - «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос - ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос - ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
  4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)
  6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? ( Окончание)

     7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

     (Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное записанное слово дает команде 1 балл.

 

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2.Ты в летний полдень, в тишь и зной.

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3.Эти резвые подружки,

попрыгуньи и крикуши,

Песни громко распевают.

И комариков глотают. (Лягушки.)

4.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не  пройдешь. (Болото.)

 

 

5.Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Ботинки.)  

6.Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7.Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет -

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9.Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

10.На при вале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь ... (Огонь и костер.)

11.Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12.Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14.Осень в сад К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

 

Конкурс 3. Ребусы

Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 секунд  команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл (приложение).

 

 

Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, вы­полнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда - 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

I СЕРДИТЫХ I   I ВОЗЯТ I    I НА I    I ВОДУ I         («На сердитых воду возят».)

/ ЧАС /    /МИНУТКУ /  /УПУСТИШЬ /   /ПОТЕРЯЕШЬ /   («Упустишь минутку - потеряешь час».)

Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс 1. «Вопрос - ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
  4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)
  6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? ( Окончание)

     7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

     (Когда эти существительные женского рода.)

  1. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное записанное слово дает команде 1 балл.

 

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2.Ты в летний полдень, в тишь и зной.

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3.Эти резвые подружки,

попрыгуньи и крикуши,

Песни громко распевают.

И комариков глотают. (Лягушки.)

4.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не  пройдешь. (Болото.)

5.Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Ботинки.)  

6.Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7.Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет -

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9.Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

10.На при вале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь ... (Огонь и костер.)

11.Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12.Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14.Осень в сад К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

 

Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, вы­полнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда - 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

I СЕРДИТЫХ I   I ВОЗЯТ   I    I НА I    I ВОДУ I       («На сердитых воду возят».)

/ ЧАС /    /МИНУТКУ /  /УПУСТИШЬ /   /ПОТЕРЯЕШЬ /   («Упустишь минутку - потеряешь час».)

 

I СЕРДИТЫХ I   I ВОЗЯТ   I    I НА I    I ВОДУ I    

 

/ ЧАС /    /МИНУТКУ /  /УПУСТИШЬ /   /ПОТЕРЯЕШЬ /  

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка»

Мероприятие - турнир знатоков «Знаешь ли ты русский язык»

Учитель. Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир - это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды - «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос - ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос - ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

  4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

  6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? ( Окончание)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

(Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное записанное слово дает команде 1 балл.


1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2.Ты в летний полдень, в тишь и зной.

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3.Эти резвые подружки,

попрыгуньи и крикуши,

Песни громко распевают.

И комариков глотают. (Лягушки.)

4.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)


5.Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Ботинки.)

6.Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7.Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет -

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9.Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

10.На при вале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь ... (Огонь и костер.)

11.Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12.Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14.Осень в сад К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)


Конкурс 3. Ребусы

Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 секунд команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл (приложение).



Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, вы­полнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда - 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

I СЕРДИТЫХ I I ВОЗЯТ I I НА I I ВОДУ I («На сердитых воду возят».)

/ ЧАС / /МИНУТКУ / /УПУСТИШЬ / /ПОТЕРЯЕШЬ / («Упустишь минутку - потеряешь час».)

Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Подведение итогов.

Награждение победителей.


































Конкурс 1. «Вопрос - ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

  2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

  4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

  5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

  6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? ( Окончание)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

(Когда эти существительные женского рода.)

  1. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильное записанное слово дает команде 1 балл.


1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2.Ты в летний полдень, в тишь и зной.

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3.Эти резвые подружки,

попрыгуньи и крикуши,

Песни громко распевают.

И комариков глотают. (Лягушки.)

4.Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

5.Всегда шагаем мы вдвоем,

похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Ботинки.)

6.Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7.Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет -

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9.Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

10.На при вале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь ... (Огонь и костер.)

11.Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12.Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14.Осень в сад К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)



Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, вы­полнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда - 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

I СЕРДИТЫХ I I ВОЗЯТ I I НА I I ВОДУ I («На сердитых воду возят».)

/ ЧАС / /МИНУТКУ / /УПУСТИШЬ / /ПОТЕРЯЕШЬ / («Упустишь минутку - потеряешь час».)



I СЕРДИТЫХ I I ВОЗЯТ I I НА I I ВОДУ I



/ ЧАС / /МИНУТКУ / /УПУСТИШЬ / /ПОТЕРЯЕШЬ /

Математический брейн-ринг (игра для учащихся 4 класса)

В игре принимают участие 4 команды по 5-7 человек в каждой. Командам предлагают вопросы и задания. Время на выполнения заданий не ограничивается. Как только команда посчитает себя отвечать, капитан поднимает сигнальную карточку (по цвету своего стола) и по команде ведущего начинает отвечать. Члены жюри учитывают скорость и правильность ответов на вопросы. Если, ответ, по мнению членов жюри, ответ на вопрос неверный, право ответа передается другой команде.

1 -й раунд. «Расшифруй крылатое выражение»

На доске зашифровано крылатое выражение. Расшифруйте его.



Март" + тема + 'этикет" + А - царь' + ""1 К

У

(Mamематикa - царица наук.)



2-й раунд- «Укажи число»

Укажите наибольшее двузначное число, которое делится на 7 без остатка. (98.)



3-й раунд. «Умножение десятками»

Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?

(20 х 30 = 600, или 60 десятков.)



4 -й раунд. «Продолжи числовой ряд»



Установите закономерность числовой последовательности и продолжите числовой ряд:



1 2 3 5 8 13 21 … … …



(Следующее число - сумма двух предыдущих; после 21 должны следовamь числа 34, 55 и 89.)



5-й раунд. «Кодовый замок»

Расшифруйте комбинацию кодового замка, если известно, что:

а) третья цифра на 3 больше, чем первая;

б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая;

в) все цифры в сумме дают число 17;

г) вторая цифра 3.



* * * *

( 5 3 8 1 )



6-й раунд. «Восстанови равенство»

Между некоторыми цифрами поставьте знаки действия и скобки так, чтобы получилось верное равенство:

1 2 3 4 5 = 40. ( ( 12:3 +4) ×5 = 40) )



7 -й раунд. «Задача о коллекционере»

У коллекционера 400 марок. Половина всех марок - о млекопитающих, четверть - о птицах, половина остатка - о рыбах, а остальные - о рептилиях. Сколько марок с рептилиями у коллекционера?

Решение:

400: 2 = 200 (м.) - о млекопитающих;

400: 4 = 100 (м.) - о птицах;

400 - (200 + 100) = 100 (м.) - остаток;

100: 2 = 50 (м.) - о рыбах;

100 - 50 = 50 (м.) - о рептилиях.

(50 марок о рептилиях.)



8-й раунд. «Примеры с римскими цифрами»

На столе выложите при помощи счетных палочек пример:

Vl + lV = Xll

Переложите одну палочку так, чтобы равенство было верным.



( Vll + lV = Xl.)

Подведение итогов

Награждение победителей.





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас