СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка»

Турнир знатоков русского языка в 5 классе

Цель: обобщение знаний по русскому языку

Задачи: - раскрыть творческие способности учеников;

- привить любовь и бережное отношение к языку.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – само слово подразумевает спортивное состязание, а у нас сегодня словесное состязание.

Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся писатели:

«величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». (А.С.Пушкин)

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». (Л.Н.Толстой)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)



Конкурс 1. «Какого я рода?».

        Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.

        Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.

За каждое слово – 1 балл

Конкурс 2. «Знаем ли мы мир?»

        Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.

        Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди)

Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия.

За правильный ответ – 1 балл.



        Конкурс 3. «Мой словарик».

        Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)

Человек, который часто и много кушает. (Обжора)

Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока)

Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня)

Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда)

За верное слово – 1 балл.

Конкурс 4. «Знатоки Морфемики».

                Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!

  1. Приставка такая же, как в слове полёт.

  2. Корень такой же, как в слове дарить.

  3. Суффикс такой же, как в слове дружок.

  4. Окончание такое же, как в слове  лес.

За правильно составленное слово – 3 балла.

      Настало время болельщикам помочь своим командам. Отвечайте на вопросы и зарабатывайте баллы

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Между корнем и окончанием? (суффикс)

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)

Задание болельщикам.

Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.

Куро, лакош, праат, качур, агинк, салкс, итульче.

За каждое правильно собранное слово – 1 балл.



 Конкурс 5. «Подбери антоним».

        В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд) За каждое слово – 1 балл.

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

Конкурс 6.  «В мире фразеологизмов»

В этом конкурсе надо подобрать синоним к фразеологизму

(по 4 фразеологизма каждой команде)

1. Минута в минуту. (Точно)
2. Душа в душу. (Дружно) 
3. Кот наплакал. (Мало)
4. На скорую руку. (Быстро)
5. Чуть свет. (Рано)
6. Спустя рукава. (Небрежно)
7. Бить баклуши. (Бездельничать)

8. У чёрта на куличках. (Далеко) 



Конкурс 7 «Пантомима»

Изобразить без слов фразеологизмы:

  1. тише едешь – дальше будешь

  2. поспешишь – людей насмешишь

  3. любишь кататься – люби и саночки возить

  4. семь раз отмерь – один отрежь



Конкурс 8. «Зашифрованное слово».

        Этот  конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в  ваших интересах на него ответить. Что это?(Вода)

Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)



Вопросы для болельщиков

Задание. Ответьте на вопросы. Ответы.

  1. Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)

  2. Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)

  3. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

  4. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)

  5. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)

  6. В каком слове сорок гласных? (сорок – а)

  7. Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)

  8. Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)

  9. Что стоит в середине земли? (буква м)

  10. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)

  11. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)

  12. Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)



Подведение итогов





Приложение №1

Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.



Куро

Лакош

Праат

Качур

Агинк

Салкс

итульче




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!