Турнир знатоков русского языка в 5 классе
Цель: обобщение знаний по русскому языку
Задачи: - раскрыть творческие способности учеников;
- привить любовь и бережное отношение к языку.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – само слово подразумевает спортивное состязание, а у нас сегодня словесное состязание.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся писатели:
«величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». (А.С.Пушкин)
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». (Л.Н.Толстой)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)
Конкурс 1. «Какого я рода?».
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.
Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.
За каждое слово – 1 балл
Конкурс 2. «Знаем ли мы мир?»
Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.
Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди)
Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия.
За правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 3. «Мой словарик».
Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)
Человек, который часто и много кушает. (Обжора)
Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока)
Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня)
Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда)
За верное слово – 1 балл.
Конкурс 4. «Знатоки Морфемики».
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!
Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес.
За правильно составленное слово – 3 балла.
Настало время болельщикам помочь своим командам. Отвечайте на вопросы и зарабатывайте баллы
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Между корнем и окончанием? (суффикс)
Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)
Задание болельщикам.
Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.
Куро, лакош, праат, качур, агинк, салкс, итульче.
За каждое правильно собранное слово – 1 балл.
Конкурс 5. «Подбери антоним».
В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд) За каждое слово – 1 балл.
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
Конкурс 6. «В мире фразеологизмов»
В этом конкурсе надо подобрать синоним к фразеологизму
(по 4 фразеологизма каждой команде)
1. Минута в минуту. (Точно)
2. Душа в душу. (Дружно)
3. Кот наплакал. (Мало)
4. На скорую руку. (Быстро)
5. Чуть свет. (Рано)
6. Спустя рукава. (Небрежно)
7. Бить баклуши. (Бездельничать)
8. У чёрта на куличках. (Далеко)
Конкурс 7 «Пантомима»
Изобразить без слов фразеологизмы:
тише едешь – дальше будешь
поспешишь – людей насмешишь
любишь кататься – люби и саночки возить
семь раз отмерь – один отрежь
Конкурс 8. «Зашифрованное слово».
Этот конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.
Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это?(Вода)
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
Вопросы для болельщиков
Задание. Ответьте на вопросы. Ответы.
Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
Что стоит в середине земли? (буква м)
Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)
Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
Подведение итогов
Приложение №1
Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.
Куро
Лакош
Праат
Качур
Агинк
Салкс
итульче