Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Ход урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки).
- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков
Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.
- Произнесите каждое имя. Что заметили?
- Какими звуками различаются?
- Одинаковые или разные звуки в этих именах?
- Назовите первые в имени Том.
- А первый звук в имени Тим.
(Первые звуки разные: -т и –ть).
- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.
- Давайте вместе скажем т.
- Какой он?
(Твёрдый).
- Скажем звук т. Какой он?
(Мягкий).
3. Постановка учебной задачи.
- Так как же называются согласные, которые любит Том?
(Твёрдые).
- Как называются согласные, которые любит Тим?
(Мягкие).
- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
(По цвету костюма).
- Так над какой темой урока мы будем работать?
(Твёрдые и мягкие согласные).
- Чем же мы будем заниматься на уроке?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»
- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.
- А мы с вами можем помочь нашим братьям?
- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?
2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.
На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)
на – ня
во – вё
ру – рю
тэ – те
мы – ми
- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?
(Твёрдые).
- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?
(Мягкие).
- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?
(А, о, у, э, ы).
- Какие гласные обозначают мягкость согласного?
(Я, ё, ю, е, и)
Составляется таблица гласных детьми на доске.
3). Работа с правилом в учебнике.
- Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?
- Прочитаем правило на с. 82.
- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?
(Ь – мягкий знак).
5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима.
рад – ряд
мал – мял
лук – люк
был – бил
ров – рёв
- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
Ученик рад хорошей оценке.
Алёша попал в первый ряд.
Гриша залез на ель.
Слава ел пельмени.
Вова мял кусок глины.
Дима мал.
Мальчик был грубияном.
Бил маленьких ребят.
Буратино нёс золотой ключик.
Он любил всюду совать свой нос.
Зелёный лук очень полезен.
Мяч упал в люк.
От мороза красный нос.
Я дрова для печки нёс.
Выкопали глубокий ров.
Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
- Отгадайте загадки.
1. Озорной мальчишка
В сером костюмчеке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
- Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.
Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:
в, р – твёрдые, б, й – мягкие.
Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:
З, ц – твёрдые, й – мягкий.
- Составьте предложение со словом воробей.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?
-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.