УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата ____________ Урок № 40
Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.
Цель: познакомить с буквами Шш, обозначаемым ими звуком; учить характеризовать звуки по алгоритму; учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Планируемые результаты
Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.
Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,
Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, учебник «Азбука»
Ход урока.
Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- А девиз у нас такой:
«То, что знаешь – не скрывай,
на вопросы отвечай!»
Актуализация опорных знаний
- Для общения мы пользуемся … (речью)
- Речь бывает… (письменная, устная и речь про себя)
- Речь состоит из … (предложений)
- Предложения состоят из… (слов, связанных между собой по смыслу)
- Слова делятся на … (слоги)
- Слоги состоят из … (букв и звуков)
Звуки мы … (слышим и произносим), а буквы … (пишем и видим)
- Звуки бывают … (гласные и согласные)
- Гласные бывают… (ударные и безударные)
Согласные бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
Тренировочные упражнения
Карточка 1. (Чтение слогов, подбор слов с данными слогами)
Карточка 2. Чтение слов, выполнение различных заданий
- Назовите слова, обозначающие действие предмета
- Назовите слова, обозначающие признак предмета
- Назовите слова, обозначающие название животных
- Назовите слова, обозначающие название растений
Самоопределение к деятельности.
Чистоговорка
Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо - все будет хорошо.
- Какой звук повторяется в этой чистоговорке?
- В каких словах есть этот звук?
Назовите тему нашего урока.
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши.
-Какие цели поставите перед собой?
ПОЗНАКОМИМСЯ …
БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…
БУДЕМ ЧИТАТЬ …
ФИЗМИНУТКА
- Если услышите в слове звук [ш], приседайте.
Шаль, сталь, пушок, стужа, башня, басня, шнурок, шёлк, миска, свист, штраф, паштет, лыжи, мишка, жила, шила.
Словарь:
Шаль - большой вязаный или тканый платок. С. Ожегов
Штраф - денежное взыскание в наказание за что-нибудь. С. Ожегов
Паштет - кушанье в виде пасты из дичи, печенки, а также слоеный пирог с такой пастой. С. Ожегов
IV. Работа по теме урока
1. Работа над звуком ш.
Согласный, глухой, всегда твёрдый.
Определите место звука ш в словах:
КАРАНДАШ, ШАЛАШ, ХОРОШО, КРЫЛЫШКИ, КРЫША, УШКИ, КРОШКИ, ШУТКА, ШИПОВНИК
Звуковой анализ слов:
ПУШОК, ШАЛЬ, ШИЛА, БАШНЯ.
Взаимопроверка.
Чтение слогов (интерактивная доска).
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
- Как слышится звук [ш]? (В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо)
- Какой вывод вы можете сделать про звук [ш]? (Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук).
- Прочтите слова
шишка шалаши шил спешил
уши груши камыши тушил
- Что необычного вы увидели в этих словах? (После буквы Ш стоит буква И, но произносится звук [ш] всё равно твёрдо)
- Сделайте вывод. (Ши – пиши с буквой И) Повторите хором. Девочки. Мальчики.
- Рядом с ЧУ и ЧА ставим ШИ.
2. Работа над пословицами. (Работа в парах)
МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ.
ЗНАЙ БОЛЬШЕ, А ГОВОРИ МЕНЬШЕ.
ДОБРАЯ ШУТКА ДРУЖБЫ НЕ РУШИТ.
ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.
3.Работа по учебнику.
- Кто же встречает нас на этой странице? Девочка-Снегурочка? Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?
Рассмотри-ка всё внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки? А. С. Пушкин. Сказка «Золотой Петушок»
Зачитывается отрывок из сказки.
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
… … …
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
Продолжение работы по учебнику.
- Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.
- Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.
- Найдите в столбиках слов четвероногое животное.
- Где в этом слове вы слышите новый звук?
- Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]
- В каком слове есть орфограмма ши?
Чтение текста учителем.
-Как можно озаглавить этот рассказ?
ФИЗМИНУТКА
Разноуровневые задания
1. Прочитайте текст.
- Придумайте имена детям, которые пошли в лес. В именах должен быть звук [ш].
2.Прочитайте текст
- Как вы понимаете "горели кисти рябин"?
- Как вы понимаете слово кисти?
- Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти?
- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?
3. Прочитайте текст
- Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
4. Прочитайте текст
- Как называются плоды сосны и ели?
- Как их различить?
- Какие знания нам в этом пригодились? (Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты).
Итог урока.
- Какая тема была нашего урока?
- Какая работа была самая трудная?
- Какая интересная?
(Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним.
Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
После Ш слышится Ы, а пишется И.)
- Скажите, получилось ли на уроке не только читать, но и думать?!
VIII.Рефлексия.
-Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно.
Оцените свою работу на уроке.
- Кто работал на уроке лучше всех?