СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Дата ____________ Урок № 40

Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

Цель: познакомить с буквами Шш, обозначаемым ими звуком; учить характеризовать звуки по алгоритму; учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Планируемые результаты

Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Личностные: понимать смысл пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать»; способствовать формированию навыков сотрудничества; положительное отношение к учению, произвольному поведению,

Регулятивные: уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, учебник «Азбука» 


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- А девиз у нас такой: 

«То, что знаешь – не скрывай,

на вопросы отвечай!»

  1. Актуализация опорных знаний

- Для общения мы пользуемся … (речью)

- Речь бывает… (письменная, устная и речь про себя)

- Речь состоит из … (предложений)

- Предложения состоят из… (слов, связанных между собой по смыслу)

- Слова делятся на … (слоги)

- Слоги состоят из … (букв и звуков)

Звуки мы … (слышим и произносим), а буквы … (пишем и видим)

- Звуки бывают … (гласные и согласные)

- Гласные бывают… (ударные и безударные)

Согласные бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

Тренировочные упражнения

Карточка 1. (Чтение слогов, подбор слов с данными слогами)

Карточка 2. Чтение слов, выполнение различных заданий

- Назовите слова, обозначающие действие предмета

- Назовите слова, обозначающие признак предмета

- Назовите слова, обозначающие название животных

- Назовите слова, обозначающие название растений

  1. Самоопределение к деятельности.

Чистоговорка

Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо - все будет хорошо.

- Какой звук повторяется в этой чистоговорке?

- В каких словах есть этот звук?

Назовите тему нашего урока.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши.

-Какие цели поставите перед собой?

ПОЗНАКОМИМСЯ …

БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…

БУДЕМ ЧИТАТЬ …


ФИЗМИНУТКА

- Если услышите в слове звук [ш], приседайте.

Шаль, сталь, пушок, стужа, башня, басня, шнурок, шёлк, миска, свист, штраф, паштет, лыжи, мишка, жила, шила.

Словарь:

Шаль - большой вязаный или тканый платок. С. Ожегов

Штраф -  денежное взыскание в наказание за что-нибудь. С. Ожегов

Паштет - кушанье в виде пасты из дичи, печенки, а также слоеный пирог с такой пастой. С. Ожегов

IV. Работа по теме урока

1. Работа над звуком ш.

Согласный, глухой, всегда твёрдый.

Определите место звука ш в словах:

КАРАНДАШ, ШАЛАШ, ХОРОШО, КРЫЛЫШКИ, КРЫША, УШКИ, КРОШКИ, ШУТКА, ШИПОВНИК

Звуковой анализ слов:

ПУШОК, ШАЛЬ, ШИЛА, БАШНЯ.

Взаимопроверка.

Чтение слогов (интерактивная доска).

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

- Как слышится звук [ш]? (В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо)

- Какой вывод вы можете сделать про звук [ш]? (Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук).

- Прочтите слова

шишка шалаши шил спешил

уши груши камыши тушил

- Что необычного вы увидели в этих словах? (После буквы Ш стоит буква И, но произносится звук [ш] всё равно твёрдо)

- Сделайте вывод. (Ши – пиши с буквой И) Повторите хором. Девочки. Мальчики.

- Рядом с ЧУ и ЧА ставим ШИ.

2. Работа над пословицами. (Работа в парах)

МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ.

ЗНАЙ БОЛЬШЕ, А ГОВОРИ МЕНЬШЕ.

ДОБРАЯ ШУТКА ДРУЖБЫ НЕ РУШИТ.

ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.

3.Работа по учебнику.

- Кто же встречает нас на этой странице? Девочка-Снегурочка? Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?

Рассмотри-ка всё внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки? А. С. Пушкин. Сказка «Золотой Петушок»

Зачитывается отрывок из сказки.

… Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

… … …

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.

Продолжение работы по учебнику.

- Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.

- Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.

- Найдите в столбиках слов четвероногое животное.

- Где в этом слове вы слышите новый звук?

- Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]

- В каком слове есть орфограмма ши?


Чтение текста учителем.

-Как можно озаглавить этот рассказ?

ФИЗМИНУТКА

Разноуровневые задания

1. Прочитайте текст.

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес. В именах должен быть звук [ш].

2.Прочитайте текст

- Как вы понимаете "горели кисти рябин"?

- Как вы понимаете слово кисти?

- Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти?

- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?

3. Прочитайте текст

- Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

4. Прочитайте текст

- Как называются плоды сосны и ели?

- Как их различить?

- Какие знания нам в этом пригодились? (Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты).

  1. Итог урока.

- Какая тема была нашего урока?

- Какая работа была самая трудная?

- Какая интересная?

(Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним.

Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.

После Ш слышится Ы, а пишется И.)

- Скажите, получилось ли на уроке не только читать, но и думать?!

VIII.Рефлексия.

-Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно.

Оцените свою работу на уроке.

- Кто работал на уроке лучше всех?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!