II. Мотивация учебной деятельности. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | -На уроке мы будем много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно – змеиный слышен свист - С-С-С – шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш – шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж – моторы тарахтят - Р-Р-Р - Как в дудочку дудят? ду-ду-ду -Вы подготовили свой речевой аппарат и мы можем работать дальше. | Слушают учителя Правильно выговаривают звуки | К правильно выговаривают звуки, слушают и понимают речь учителя, проявляют правила поведения при сотрудничестве. Л готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Фронтальная. Словесный. Частично-поисковый. | В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки. Соедините их между собой. В слове цапля - первый звук. В слове двери – второй звук. В слове лес – гласный звук. В слове канат – последний звук. В слове домик – гласный звук во втором слоге. В слове кот – первый звук. Какое слово у вас получилось? (ЦВЕТИК) Видеофрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик» (музыка, на экране бабушка вручает девочке цветик-семицветик) | Обучающиеся запоминают звуки, составляют слово и отвечают на вопросы учителя. Вспоминают материал прошедших уроков. Дети с восторгом смотрят на экран. | П ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию Р осуществлять самоконтроль, высказывать свое предположение на основе учебного материала; К слушать и понимать речь учителя; Л оценивать усваиваемое содержание учебного материала, определять общие для всех правила поведения. |
IV. Постановка учебной задачи. Целеполагание. | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Кто же к нам пришел в гости? Что она держит в руках? - Из какой сказки эта героиня? - А как зовут героев сказки? Сегодня Женя будет нашим проводником по стране Знаний! -Определите звук в слове цветик, с которым мы еще не знакомились, и сформулируйте тему нашего урока. -Сформулируйте цель урока, задачи. Алгоритм на доске: Познакомиться….. Учиться отличать…. Учиться… | Девочка. В руках цветик-семицветик. В.Катаев «Цветик-семицветик» Женя и Витя. - Познакомиться со звуком [ц] и буквой, его обозначающей,учиться отличать звук [ц] и букву от других звуков и букв,читать слоги , слова с новой буквой. | П ориентироваться в своей системе знаний Л устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Р определять и формулировать цель деятельности на уроке, под руководством учителя планировать свою деятельность, определять последовательность действий на уроке К вступать в беседу, точно и полно выражать свои мысли |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение из слова звука [ц]. Физминутка | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, эвристический. Беседа, анализ слова, работа с электронным приложением, работа с рисунком, со схемой-моделью слова Работа в парах | -Произнесите слово ЦВЕТИК, выделяя в нем первый звук. - Назовите выделенный звук. - Произнесите звук еще раз. - Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится при его произнесении; какой звук следует за ним; сделайте необходимые выводы. -Охарактеризуйте коротко звук [ц]. -Какую выберем схемку для звука[ц]. -Подумайте и назовите слова со звуком [ц], где он был бы мягким! -Я тоже не знаю слов с мягким звуком ц! -Какой же вывод можем сделать? -Дайте полную характеристику новому звуку [ц]. - Какие еще всегда твердые согласные звуки изучали? -Составьте в парах звуковую схему слова ЦВЕТИК. - Сравните вашу схему со схемой на экране. -На экране цветок распускает свои листочки! Внутри схема. -Молодцы! Вы справились с заданием! - Девочка Женя очень рада и дарит этот цветик вам! Но она приготовила для вас задания на каждом лепестке. (на доске цветик с заданиями) -А сколько будет заданий, кто догадался? Что бы выполнить 1 задание выходим, отрываем листок, и произносим волшебные слова из сказки (на экране Женя произносит слова, дети повторяют) - А помните какие? 1 листок: Женя приготовила игру на внимание и определение звука (Ц). Встаньте, пожалуйста! Представьте, что мы с вами цветочки в саду! -Женя предлагает показать, как чувствуют себя цветы при тихой солнечной погоде и в ветреные дни. В ветреную погоду (есть звук [ц]) – цветы качаются из стороны в сторону. В солнечную тихую погоду (нет звука [ц]) – слегка покачивают головкой. -Итак, цветочки мои, начинаем! (утро, цинния, земля, солнце, цель, тишина, дождик, цветник, цапля, радость, часы, царство) | Выделяют звук [ц] в процессе звукового анализа слова цветик При произнесении звука [ц] встречается препятствие, значит он согласный. При произнесении звука слышится только шум, значит глухой. После звука [ц] следует согласный звук, значит он твердый. Звук [ц]: согласный, глухой, твердый. Синий квадрат. Не можем назвать! Звук [ц]-всегда твердый! Согласный, глухой, всегда твердый. [Ж Ш] Дети с помощью индивидуальных карточек составляют схему. Сравнивают с эталоном. 7, потому что семицветик! Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. | Пр. формирование умений выделять и характеризовать звуки П ориентироваться в системе своих знаний, наблюдать и делать выводы, умение выполнять знаково-символические действия (моделирование) Р развитие процессов синтеза и анализа, умение выдвигать свои гипотезы, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль К слушать и понимать речь других, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умело отстаивать свои предположения Л развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении знаний и способов действий, определение правил работы в парах, оценивание усваиваемого содержания К слушать и понимать речь учителя, уметь проявлять творчество Л осуществлять профилактику утомления в процессе игры, формирование ЗОЖ |
2. Игра «Кто внимательный?» Электронное приложение | Коллективная Словесный, наглядный. | 2 листок: Женя приготовила мультфильм. Чтобы посмотреть его, произнесите волшебные слова. … - Вели мультику начаться! - Слова с каким звуком чаще всего мы слышали? -Посмотрите на картинку. Вам нужно найти 6 слов со звуком [ц]. | Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Просмотр мультфильма -Находят слова со звуком[ц]. | Пр распознавать звук [ц] в словах. П сравнивать, обобщать К умение работать коллективно, исправлять ошибки товарищей Р ??? |
3. Знакомство с буквой Ц Игра «Найди букву!» | Фронтальная, групповая. Словесный, частично-поисковый, проектный, практический. Работа в группах, моделирование буквы | 3листок: Женя подарила бабочкам буквы! Но, чтобы бабочки ожили, произнесите В. слова! (На экране полетели бабочки. На каждой по одной букве.) -Найдите среди них букву, которая обозначает звук [ц]. -Как называется эта буква? -На что похожа буква (цэ) Ц? Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на Ц похожим стул. -Давайте с вами поиграем в конструкторов, каждое бюро будет мастерить свою букву. -1 гр. Выкладывают букву Ц из цветных палочек 2 гр. Мозаика 3 гр. Рисует красками 4гр. Аппликация из овалов Все работы замечательные! Теперь вы точно запомнили строение буквы Ц! -А в какой квадратик мы поместим новую букву на «ленте букв»? | Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Дети находят новую букву. «Цэ» Называют свои ассоциации: бачок с краном, кресло,… выкладывают букву Ц, рисуют, делают аппликацию В синий, так как она согласная. | Пр формирование представлений о букве ц, умение правильно ее называть П наблюдать, делать выводы, перерабатывать полученную информацию К слушать и понимать речь других, вступать в беседу, умение выполнять совместную практическую творческую работу Р контроль, коррекция, оценка работы Л моделируют, проявляют творчество П перерабатывание информации, наблюдение, самостоятельные выводы Пр нахождение буквы Ц на «ленте букв». |