СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Твердый звук Ц и буквы Ц,ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Твердый звук Ц и буквы Ц,ц"»

Технологическая карта урока

учителя начальных классов МОУ «Железнодорожная СОШ №2» Андрусь М.И.

Класс 1 «Б»

Предмет: Литературное чтение № урока по КТП 76 УМК «Школа России»
Тема урока: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Дата 24.01.2019 г.

Педагогическая цель

Создание условий для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления, творческих способностей.

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Выделяют звук [ц] из слов, характеризуют его (согласный, глухой, всегда твёрдый), обозначают буквами Ц, ц; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; называют (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёр­дые согласные звуки (ж, ш, ц)\ читают стихотворные тексты; выполняют задания к текстам, выполняют задания на классификацию предметов.

Личностные
результаты

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

интереса к изучению нового и познавательной деятельности, творческих способностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осознанно и правильно строить свои сообщения, умело анализировать информацию, выразительно читать слова с новой буквой.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слово, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы

Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой ана­лиз слова; стихотворный текст.

Образовательные
ресурсы

учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., часть 2, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, видеофрагмент В.Катаева «Цветик-семицветик», конверты с заданиями, индивидуальные схемы.


Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

Формируемые УУД и предметные действия

I. Самоопределение к деятельности. Организация
начала урока

Фронтальная. Словесный.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех!» Всем желаю успехов!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабо­чее место, проверяют наличие индивидуаль­ных учебных принад­лежностей на столе

Л проявляют эмоцио­нальную отзывчивость на слова учителя

Р волевая саморегуляция.


II. Мотивация учебной деятельности.

Речевая разминка
















Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка












-На уроке мы будем много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат.


Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно


– змеиный слышен свист - С-С-С

– шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш

– шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж

– моторы тарахтят - Р-Р-Р

- Как в дудочку дудят? ду-ду-ду


-Вы подготовили свой речевой аппарат и мы можем работать дальше.


Слушают учителя








Правильно выговаривают звуки






К правильно выговаривают звуки, слушают и понимают речь учителя, проявляют правила поведения при сотрудничестве.

Л готовят артикуляцион­ный аппарат к чтению.






III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности










Фронтальная.

Словесный.

Частично-поисковый.

В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки. Соедините их между собой.

В слове цапля - первый звук.

В слове двери – второй звук.

В слове лес – гласный звук.

В слове канат – последний звук.

В слове домик – гласный звук во втором слоге.

В слове кот – первый звук.

Какое слово у вас получилось? (ЦВЕТИК)


Видеофрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик»

(музыка, на экране бабушка вручает девочке цветик-семицветик)


Обучающиеся запоминают звуки, составляют слово и отвечают на вопросы учителя. Вспоминают материал прошедших уроков.






Дети с восторгом смотрят на экран.



П ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию

Р осуществлять самоконтроль, высказывать свое предположение на основе учебного материала;

К слушать и понимать речь учителя;

Л оценивать усваиваемое содержание учебного материала, определять общие для всех правила поведения.

IV. Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

-Кто же к нам пришел в гости? Что она держит в руках?


- Из какой сказки эта героиня?


- А как зовут героев сказки?

Сегодня Женя будет нашим проводником по стране Знаний!


-Определите звук в слове цветик, с которым мы еще не знакомились, и сформулируйте тему нашего урока.

-Сформулируйте цель урока, задачи.

Алгоритм на доске:

Познакомиться…..

Учиться отличать….

Учиться…

Девочка. В руках цветик-семицветик.

В.Катаев «Цветик-семицветик»


Женя и Витя.





- Познакомиться со зву­ком [ц] и буквой, его обозначающей,учиться отличать звук [ц] и букву от других звуков и букв,читать слоги , слова с новой буквой.

П ориентироваться в своей системе знаний

Л устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р определять и формулировать цель деятельности на уроке, под руководством учителя планировать свою деятельность, определять последовательность действий на уроке

К вступать в беседу, точно и полно выражать свои мысли


V. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

1. Выделение из слова звука [ц].















































Физминутка

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, эвристический.

Беседа, анализ слова, работа с электронным приложением,

работа с рисунком, со схемой-моделью слова


















Работа в парах

-Произнесите слово ЦВЕТИК, выделяя в нем первый звук. - Назовите выделенный звук. - Произнесите звук еще раз. - Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится при его произнесении; какой звук следует за ним; сделайте необходимые выводы.









-Охарактеризуйте коротко звук [ц].



-Какую выберем схемку для звука[ц].



-Подумайте и назовите слова со звуком [ц], где он был бы мягким!

-Я тоже не знаю слов с мягким звуком ц!

-Какой же вывод можем сделать?

-Дайте полную характеристику новому звуку [ц].



- Какие еще всегда твердые согласные звуки изучали?



-Составьте в парах звуковую схему слова ЦВЕТИК.



- Сравните вашу схему со схемой на экране.

-На экране цветок распускает свои листочки! Внутри схема.

-Молодцы! Вы справились с заданием!

- Девочка Женя очень рада и дарит этот цветик вам! Но она приготовила для вас задания на каждом лепестке. (на доске цветик с заданиями) -А сколько будет заданий, кто догадался?

Что бы выполнить 1 задание выходим, отрываем листок, и произносим волшебные слова из сказки (на экране Женя произносит слова, дети повторяют)

- А помните какие?





1 листок: Женя приготовила игру на внимание и определение звука (Ц). Встаньте, пожалуйста! Представьте, что мы с вами цветочки в саду!

-Женя предлагает показать, как чувствуют себя цветы при тихой солнечной погоде и в ветреные дни. В ветреную погоду (есть звук [ц]) – цветы качаются из стороны в сторону. В солнечную тихую погоду (нет звука [ц]) – слегка покачивают головкой.

-Итак, цветочки мои, начинаем! (утро, цинния, земля, солнце, цель, тишина, дождик, цветник, цапля, радость, часы, царство)


Выделяют звук [ц] в процессе звукового анализа слова цветик

При произнесении звука [ц]

встречается препятствие, значит он согласный. При произнесении звука слышится только шум, значит глухой. После звука [ц] следует согласный звук, значит он твердый.



Звук [ц]: согласный, глухой, твердый.

Синий квадрат.





Не можем назвать!





Звук [ц]-всегда твердый!

Согласный, глухой, всегда твердый.







[Ж Ш]



Дети с помощью индивидуальных карточек составляют схему.



Сравнивают с эталоном.

















7, потому что семицветик!



Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Пр. формирование умений выделять и характеризовать звуки

П ориентироваться в системе своих знаний, наблюдать и делать выводы, умение выполнять знаково-символические действия (моделирование)

Р развитие процессов синтеза и анализа, умение выдвигать свои гипотезы, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль

К слушать и понимать речь других, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умело отстаивать свои предположения

Л развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении знаний и способов действий,

определение правил работы в парах, оценивание усваиваемого содержания











К слушать и понимать речь учителя, уметь проявлять творчество


Л осуществлять профилактику утомления в процессе игры, формирование ЗОЖ

2. Игра «Кто внима­тельный?» Электронное приложение

Коллективная

Словесный,

наглядный.

2 листок: Женя приготовила мультфильм. Чтобы посмотреть его, произнесите волшебные слова. …



- Вели мультику начаться!

- Слова с каким звуком чаще всего мы слышали?



-Посмотрите на картинку. Вам нужно найти 6 слов со звуком [ц].

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели. Просмотр мультфильма

-Находят слова со звуком[ц].

Пр распознавать звук [ц] в словах.

П сравнивать, обобщать

К умение работать кол­лективно, исправлять ошибки товарищей

Р ???

3. Знакомство с бук­вой Ц

Игра «Найди букву!»

Фронтальная, групповая.

Словесный, частично-поисковый, проектный, практический.





























Работа в группах, моде­лирование буквы

3листок: Женя подарила бабочкам буквы! Но, чтобы бабочки ожили, произнесите В. слова!



(На экране полетели бабочки. На каждой по одной букве.)

-Найдите среди них букву, которая обозначает звук [ц].

-Как называется эта буква?



-На что похожа буква (цэ) Ц?

Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на Ц похожим стул.





-Давайте с вами поиграем в конструкторов, каждое бюро будет мастерить свою букву.

-1 гр. Выкладывают букву Ц из цветных палочек

2 гр. Мозаика

3 гр. Рисует красками

4гр. Аппликация из овалов

Все работы замечательные! Теперь вы точно запомнили строение буквы Ц!

-А в какой квадратик мы поместим новую букву на «ленте букв»?


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.



Дети находят новую букву.

«Цэ»



Называют свои ассоциации: бачок с краном, кресло,…







вы­кладывают букву Ц, рисуют, делают аппликацию

В синий, так как она согласная.


Пр формирование представлений о букве ц, умение правильно ее называть

П наблюдать, делать выводы, перерабатывать полученную информацию

К слушать и понимать речь других, вступать в беседу, умение выполнять совместную практическую творческую работу

Р контроль, коррекция, оценка работы



Л моделируют, проявляют творчество







П перерабатывание информации, наблюдение, самостоятельные выводы

Пр нахождение буквы Ц на «лен­те букв».







4.Чтение слогов с новой буквой

Фронтальная. Словесный,

наглядный,

4 листик Пока мы знакомились с новой буквой, конструировали ее, Женя тоже потрудилась.

Скажем В.слова и узнаем, что сделала Женя.

- Она нарисовала цветок с буквами и просит вас сформулировать к нему задание. Вот этот цветок! (на доске рисунок)


Лети, лети ………

-Сначала надо прочитать слоги с буквой ц и гласными буквами.

-После этого прочитать слоги, состоящие из буквы Ц, гласной и согласной. - А можно прочитать к центру цветка, чтобы Ц была последней.


Пр совершенствование умений правильно читать слоги

П перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы

Л развитие мотивации учебной деятельности

К умение слушать предположение других, высказывать свои гипотезы

Р овладение способа творческого и поискового характера


5. Работа с учебником.

Чтение слов, лексическое значение (с. 51)

Фронтальная. Словесный.



Чтение, беседа, работа со словарем.

Работа в парах.

5листик: Откройте Азбуку на с. 51. - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение слов.





На столе конверты с буквами, посмотрите на доске слова рассыпались, помогите их восстановить и поставить буквы на место, расшифруйте слово. Работайте в паре, сообща.

Анаграмма: ЛЯЦАП, НИСИЦА, РЕЦСКВО

-Что объединяет эти слова? Ваши предположения!


Читают слова, объясняют с помощью учителя, словаря Даля.





Составляют слова, объясняют значение слов, признаки птиц.

П умение ориентироваться в учебнике, осознание способа чтения слов с новой буквы, умение растолковывать лексическое значение слов, расширение словарного запаса, логики.

К умение работать в паре, договариваться, высказывать свои предположения

Л развитие скорости мышления,внимания, памяти

Р планирование действий, коррекция


Физкультминутка под музыку

Коллективная Практический

Играет музыка. Женя бежит за Витей. (видеофрагмент)

- Давайте и мы с вами отдохнем!

Песенка-игра «Если весело живется, делай так!...»

Поют и танцуют под музыку

Л осуществляют профи­лактику утомления

К коллективная творческая деятельность


6. Работа со стихотво­рением С. Маршака (учебник, с. 51)

Групповая. Словесный. Чтение, беседа.

Работа в парах

6листик: Вели ребятам познакомиться со стихотворением С.Я.Маршака.

- Прочитайте стихотворение.

- Найдите в стихотворении сло­ва с буквой Ц. Подчеркните карандашом букву Ц в словах.

-Обменяйтесь учебниками и проверьте соседа.

- А теперь прочитайте друг другу стихотворение выразительно.

Лети, лети…….

Читают стихотворение. Находят слова с бук­вой Ц, подчеркивают букву Ц, осуществляют взаимопроверку.


Пр совершенствование умения плавного слогового чтения и навыка выразительного чтения целыми словами.

Р овладение способом поискового характера.

К умение работать в парах.


VI. Закрепление зна­ний и способов дей­ствий.

































Развитие связной речи

Фронтальная. Словесный, проблемный, творческий.

7листик Цветика: Произнесем В.слова!

-А в следующем задании Жени я не могу разобраться!

- Вели, лепесток, выполнить это задание детям!

- Здесь написаны слова и цифры.

Скворец, заяц, песец, синица, лисица, лиственница.

1, 2, 3.

- Как выдумаете, ребята, что с ними надо сделать?







-Прочитайте одно слово, которое отличается по значению от остальных, и обоснуйте свою мысль.

(на экране появляются картинки)



-Прочитайте два слова, которые по значению отличаются от оставшихся.



-Прочитайте оставшиеся 3 слова.





- А теперь, ребята, давайте составим сказку, используя эти 3 слова! Я начинаю, а вы продолжайте!

Однажды в зимний теплый день Заяц и Лисица повстречали Песца

-Придумайте название сказке. (можно придумать дома с родителями и выполнить иллюстрацию к сказке)









Читают.

Объясняют смысл задания: сначала надо прочитать одно слово, отличающееся по значению от остальных, потом 2, а затем 3 слова.



-Лиственница. (это дерево, а остальные слова – названия животных)

-Скворец, синица.

Это названия птиц, а остальные – звери.

Заяц, песец, лисица.





Дети составляют связный текст (сказку) по опорным словам.

К формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

П развивитие умения самостоятельно выделять и формулировать цель работы, строить речевое высказывание в устной форме, выдвигать гипотезу, классифицировать слова, делать обобщение

Р устанавливать при­чинно-следственные связи, высказывать свое предположение на основе учебного материала

Л определять правила работы, развивать творческие способности

VII. Рефлексивно- оценочный

Фронтальная, индивидуаль­ная. Словесный. Беседа

  • Вспомните те цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам эти цели достичь?

  • Что особенно вам понрави­лось? Почему? -Что вызвало затруднение? Почему?

  • Перед вами конверты с картинками. - Если вам был интересен урок и все было понятно, поднимите картинку с солнышком. - Если не все понятно было на уроке, поднимите картинку с солнышком и тучкой. - Если вы ничего не поняли на нашем уроке, вам было неинтересно, поднимите картинку с тучкой.

  • Женя очень рада за вас, что вы справились со всеми заданиями!

  • И говорит вам:

  • Спасибо за урок! До новых встреч!

(на экране Женя машет рукой)

Отвечают на вопросы учителя

Р отвечать на ито­говые вопросы урока.

Л самоопределение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!