СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твое русское имя

Нажмите, чтобы узнать подробности

...

Просмотр содержимого документа
«Твое русское имя»

Классный час «Твоё русское имя»


Цели: расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Ход классного часа:

Учитель: Я прошу выйти к доске (фамилии трёх учеников).

Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.

Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии?

Спасибо, (называет всех по именам), садитесь, пожалуйста, на свои места.

(Обращаясь к классу) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе обращаются друг к другу?

Учитель: "Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя, оно – часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека – это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.

Игра «Эстафета имён»

Ребята, ученые заметили, что, когда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спокойнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен».

Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена! Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили, и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.


Учитель: В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по сокращенному – Катя, Саша, Дима… Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины, или День ангела.

Ученик 1: С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то признакам из семьи, рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.

Ученик 2: Россия – страна многонациональная. Однако если рассматривать русскую православную культуру, то с появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви. Имена выбирали в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых, но имен меньше – 900 мужских и 250 женских.

Ученик 3:

Был в старину такой обычай
Несли младенца в церковь
Там в страницы святцев пальцем тыча
Поп имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима
То назван именем таким
Но если в день Иеронима,
То хошь, не хошь - Иероним.

Ученик 4: Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

Ученик 5: Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние. Именины – это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти к нему на помощь.

Учитель: Говорят, что даже само значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Вот они – наши имена – на доске. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

Анастасия — воскрешающая (греческое значение.).
Именины: 4 января — Святая великомученица Анастасия узоразрешительница, богатая римлянка; утешала заключенных христиан, лечила их раны и за выкуп освобождала из темницы; претерпела за веру Христову великие мучения, во время которых скончалась (IV век).
27 ноября — Святая преподобномученица Анастасия, римлянка, двадцати лет от роду, после мучений за веру Христову, скончалась (III век).

Учитель: Как вы заметили, большинство людей сейчас носит христианские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, которые стали первыми русскими святыми. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ярослав.



Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.


Учитель: Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек – имя».

Бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах.

Ученик 6: Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство причинили людям много неприятностей. Вот и прославили своё имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.

Ученик 7: Дурную славу своему имени принес и житель города Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжёг одно из 7 чудес света – храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

Ученик 8: В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

Ученик 8: Но всё же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это человек, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат жил в первом веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые прославили его имя на века.

Ученик 9: Римский император гай Юлий Цезарь прославил своё имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в русском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

Ученик 10: Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань – «батист» - необыкновенно тонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в двенадцатом веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.

Ученик 11: Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, Ом – в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

Ученик 12: Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.

Ученик 13: Наган, маузер, кольт – названия всех этих пистолетов произошли от фамилий их изобретателей, так же, как и наш саамы лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

Ученик 14: А сколько имен на географической карте! Это имена сильных и мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскина, Санкт-Петербург, Хабаровск – тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

Учитель: Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Нов день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

(А.С.Пушкин)

Учитель: Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Действительно дорожить своим именем должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом бывает очень трудно. Я желаю вам всем беречь свое доброе имя.

Звучит аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени».