Классный час «Твоё русское имя»
Цели: расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.
Ход классного часа:
Учитель: Я прошу выйти к доске (фамилии трёх учеников).
Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.
Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии?
Спасибо, (называет всех по именам), садитесь, пожалуйста, на свои места.
(Обращаясь к классу) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе обращаются друг к другу?
Учитель: "Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.
С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя, оно – часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека – это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.
Игра «Эстафета имён»
Ребята, ученые заметили, что, когда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спокойнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен».
Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена! Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили, и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.
Учитель: В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по сокращенному – Катя, Саша, Дима… Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины, или День ангела.
Ученик 1: С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то признакам из семьи, рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.
Ученик 2: Россия – страна многонациональная. Однако если рассматривать русскую православную культуру, то с появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви. Имена выбирали в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых, но имен меньше – 900 мужских и 250 женских.
Ученик 3:
Был в старину такой обычай
Несли младенца в церковь
Там в страницы святцев пальцем тыча
Поп имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима
То назван именем таким
Но если в день Иеронима,
То хошь, не хошь - Иероним.
Ученик 4: Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
Ученик 5: Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние. Именины – это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти к нему на помощь.
Учитель: Говорят, что даже само значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Вот они – наши имена – на доске. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).
Анастасия — воскрешающая (греческое значение.).
Именины: 4 января — Святая великомученица Анастасия узоразрешительница, богатая римлянка; утешала заключенных христиан, лечила их раны и за выкуп освобождала из темницы; претерпела за веру Христову великие мучения, во время которых скончалась (IV век).
27 ноября — Святая преподобномученица Анастасия, римлянка, двадцати лет от роду, после мучений за веру Христову, скончалась (III век).
Учитель: Как вы заметили, большинство людей сейчас носит христианские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, которые стали первыми русскими святыми. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ярослав.
Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.
Учитель: Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек – имя».
Бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах.
Ученик 6: Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство причинили людям много неприятностей. Вот и прославили своё имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.
Ученик 7: Дурную славу своему имени принес и житель города Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжёг одно из 7 чудес света – храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.
Ученик 8: В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».
Ученик 8: Но всё же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это человек, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат жил в первом веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые прославили его имя на века.
Ученик 9: Римский император гай Юлий Цезарь прославил своё имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в русском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.
Ученик 10: Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань – «батист» - необыкновенно тонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в двенадцатом веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.
Ученик 11: Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, Ом – в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.
Ученик 12: Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.
Ученик 13: Наган, маузер, кольт – названия всех этих пистолетов произошли от фамилий их изобретателей, так же, как и наш саамы лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».
Ученик 14: А сколько имен на географической карте! Это имена сильных и мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскина, Санкт-Петербург, Хабаровск – тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.
Учитель: Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Нов день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
(А.С.Пушкин)
Учитель: Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Действительно дорожить своим именем должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом бывает очень трудно. Я желаю вам всем беречь свое доброе имя.
Звучит аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени».