СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твои книжки....

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Твои книжки....»

Уроки 6–7. Твои книжки

Цели
деятельности
педагога

Обобщить знания учащихся об истории возникновения книги, ее устройстве, видах книг, значении понятия «иллюстрация», познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить различать элементы книги, создавать макет книги с объемными картинками; развивать умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: познакомятся с творчеством художников-иллюстраторов; узнают об истории возникновения книги, видах книг; научатся различать элементы книги, создавать макет книги с объемными картинками.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; регулятивные – научатся корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Книга, иллюстрация, обложка

Образовательные
ресурсы

Чаплыгина Л. Книга – твой друг : классный час. – Режим доступа : http://luba-chapligina.narod.ru/book.html

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийная презентация, книги, образец изделия.

Иллюстрации художников к детским книгам:

Сутеев, В. Г. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Suteev-1.jpg


Окончание табл.


Дехтерев, Б. А. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Dehterev-1.jpg

Васнецов, Ю. А. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Vasnecov-1.jpg

Владимирский, Л. В. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Vladimirskiy-1.jpg

Чижиков, В. А. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Chizhikov-1.jpg

Билибин, И. Я. – Режим доступа : http://www.mamainfo.ru/content/images/Bilibin-1.jpg

Оборудование

Учебник, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, цветные карандаши, бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка
к усвоению материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Отгадайте загадку:

Пока на полочке лежит,
Молчит мой верный друг,
Но если в руки взять его,
Заговорит он вдруг.

(Книга.)

– Сегодня Братьям-Мастерам предстоит изготовить книгу.

– Что вы знаете о книге?

Слушают учителя, рассказывают о книге

Фронтальная

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ

с элементами беседы «Как появились кни-

ги?».

Просмотр мультимедийной презентации

(Презентация. Слайды 1–21.)

– Как появились первые книги? Самые первые книги появились очень давно. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки-славяне писали на березовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Потом возникли книги с металлическими буквами. Художники стали рисовать рисунки, очень красиво писали заглавия, затем украшали серебром и драгоценными камнями. Такие книги были очень дорогими, их могли купить только богатые люди. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга.

– Кто знает, кого мы называем первопечатником книги?

– Первая печатная книга в России была выпущена замечательным русским мастером Иваном Федоровым. Народ не забыл его. Ему установили памятник в Москве.

– Где сейчас печатают книги? (На печатных машинах в типографии.)

– Кто работает над книгой? (Писатели, художник, редакторы, работники типографии.)

– Зачем нам нужны книги?

Слушают учителя, рассматривают ил-

люстрации,

анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о книге, извлекают информацию из прослушанного объяснения,

анализируют ее; логические

осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о книгах.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; умеют строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– «Кто много читает, тот много знает», – гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о Родине, о лучших ее людях. Книга – наш помощник в учебе и труде. Книги учат, воспитывают, указывают правильный путь в жизни



Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу



Беседа «Какой бывает книга?». Рассматривание книг

– Вы, конечно, знаете, что книги бывают разных размеров – большие, средние и очень маленькие, читать которые можно только с помощью лупы. Есть книги толстые и тонкие. А бывают и книжки-игрушки, с которыми так любят играть малыши. Каждый из вас в детстве имел и вот такую книжку-раскладушку. А есть толстые энциклопедические словари, в которых можно найти информацию

обо всем на свете. Рассмотрите книги, опишите и ответьте, о чем в них рассказывается, поделитесь впечатлениями об увиденной книге

Слушают учителя, одноклассников, анализируют информацию, отвечают на вопросы, рассматривают книги

Фронтальная

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы, описывают книгу (передают ее внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о книгах

Устные ответы


Словесно-иллюстративный рассказ

– Всякое знакомство с книгой начинается с ее одежды: переплета или обложки. Очень важно беречь обложку и титульный лист, ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто написал ее

Слушают учителя, рассматривают книги

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать

в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


«С чего начинается книга?». Рассматривание книг,

слайдов

и как она называлась. Переплет не только украшает и предохраняет книгу от порчи, но и создает первое впечатление о ней. Сейчас нам привычен картонный переплет, обтянутый кожей, тканью, бумагой, синтетическими материалами. А были времена, когда переплет состоял из досок – обтягивался кожей или красивой тканью. Отсюда и пошло выражение «прочитать от доски до доски». Кроме переплета, у книги может быть суперобложка (от латинского super – сверху). (См. ресурсный материал к уроку.)



Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее



Беседа «Иллюстрации и художники-иллюстраторы». Рассматривание книг

и слайдов

– Иллюстрация – рисунок, помещенный в печатной книге. Украшение книг такими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет свое начало от сделанных от руки рисунков (так называемых миниатюр), помещавшихся в рукописях с первых веков христианства. По иллюстрациям можно узнать, о чем рассказывается в книге, ее героев. Писатель пишет, рассказывает словами, а художник рисует, показывает то, о чем пишет автор. Рисунки в книгах как окошко в мир. Открыли одну книгу – попали в лес, узнали его обитателей. Открыли другую – увидели космический корабль. Каждый художник-иллюстратор показывает мир таким, каким мы сами его видим. Кто же они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций,

Слушают учителя, рассматривают книги или слайды, анализируют информацию

Фронтальная

Личностные: сориентированы на проявление интереса к творчеству художников- иллюстраторов.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объ-

яснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о художниках-иллюстраторах.

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициати-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



которые остались в памяти с самого детства и нравятся детям? (См. ресурсный материал к уроку.)

Всех художников-иллюстраторов и не перечислить. Но вы можете открыть книгу с полюбившимися вам иллюстрациями и узнать, кто проиллюстрировал ее. Иллюстрации каких художников вам нравятся больше всего? Откройте незнакомую книгу и по иллюстрациям определите главных героев, о чем данная книга



вно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу



Беседа «Что

мы будем делать?»

– Сегодня мы будем делать детскую книгу. Сможем ли мы обойтись без Братьев-Мастеров?

– Конечно, нет.

– За какую часть работы будет отвечать каждый из них? Кто продумает форму книги?

– Кто будет выполнять иллюстрации? Кто украсит книгу?

– Будет ли отличаться украшение книги-учебника
от украшения книги-сказки?

– Давайте рассмотрим книжку-игрушку, которую вы будете делать.

Помогает учащимся проанализировать готовое изделие, определить технику выполнения, составить план работы над книгой.

Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает предварительно материал и делает эскизы. В них он изображает место действия сказки, ее героев и предметы, кото-

Анализируют готовое изделие,

информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями

учителя, демонстриру-

ющего неко-

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



рые могут их окружать. Так же делаются наброс-

ки – быстрые, кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу. Для выразительности изображения, для выделения главных персонажей раскрашиваем их яркими красками. Работу над иллюстрацией можно начать сразу в цвете, используя акварель или гуашь, цветные мелки, цветную бумагу, смешанную технику.

Учитель демонстрирует некоторые приемы работы

торые приемы работы





Практическое задание

Контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Сделайте книжку-игрушку необычной формы с объемными картинками

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке

Выполнение книжки-игрушки

III. Итоги урока. Рефлексия

Выставка
и презентация работ учащихся.

Обобщение сведе-

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)

Рассматривают выполненные изделия, оценивают работу.

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Оценивание учащихся. Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


ний, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

– Понравился ли вам урок?

Слушают учителя, отвечают на вопросы


Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения



Заключительное
слово

– Над книгой трудится много людей. Как же люди должны обращаться с книгой? (Бережно.)

– А что это значит бережно? (Нельзя брать книгу грязными руками. Нельзя писать в ней ни ручкой, ни карандашом. Не загибать уголки – нужно пользоваться закладкой.)

Слушают выступление одноклассника, отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

Ресурсный материал к урокам 6–7

СЛОВЕСНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РАССКАЗ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КНИГА?»
(продолжение)

Суперобложка с самого начала была предназначена для защиты переплета от случайностей книжной судьбы. Обычно на ней печатается дополнительная информация об авторе, о самой книге, серии, издательстве… Но, как это часто случается с произведениями искусства, суперобложка не смогла остаться просто бумажным листком с загнутыми под переплетную книжку краями. Она стала украшаться затейливыми шрифтами, красками, многочисленными рисунками, отражающими сюжет «упакованной» в нее книги. Книга должна быть такой, чтобы мы воспринимали ее смысл, не затрачивая лишних усилий. Этому служит построение всех частей и разделов книги, ее оформление. Книги всегда украшали. Вот, например, в начале текста вы можете увидеть красиво нарисованную букву. Буквица, или инициал, представляет собой заглавную букву укрупненного размера. Инициал ставится в начале текста книги, главы, раздела. В древних рукописных книгах писцы художественно вырисовывали (обычно красным цветом) заголовки, начальные буквы и начальные строки. Это придавало тексту особую нарядность и торжественность. Инициалы же оформлялись как фигурные композиции, или орнаменты. Рисунки и фотографии в книгах называются иллюстрациями, по-латыни – «освещение, наглядное изображение». Они помогают увидеть то, что написано в книге, помогают лучше понять содержание. О книжной иллюстрации можно говорить очень долго. Но все же ее лучше всего смотреть. Книга с иллюстрациями – всегда интереснее, привлекательнее, чем та же книга, но без картинок. Поговорим об иллюстрации.

Художники-иллюстраторы

Владимир Григорьевич Сутеев (1903–1993 гг., Москва) – детский писатель, художник-иллюстратор и режиссер-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки В. Г. Сутеева превратили в шедевры.

Борис Александрович Дехтерев (1908–1993 гг., Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерева» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерева – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Дехтерев проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900–1973 гг., Вятка, Ленинград) – народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам («Ладушки», «Радуга-дуга»). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.

Леонид Викторович Владимирский (1920 г. р., Москва) – русский график и самый популярный иллюстратор книг о Буратино А. Н. Толстого и Изумрудном городе А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно, – его заслуга.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г. р., Москва) – народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова («Витя Малеев в школе и дома»), Ирины Токмаковой («Аля, Кляксич и буква “А”»), Александра Волкова («Волшебник Изумрудного города»), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского, Агнии Барто и другие книги.

Иван Яковлевич Билибин (1876–1942 гг., Ленинград) – русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе А. С. Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» – графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Сказки, былины, образы Древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.

Владимир Михайлович Конашевич (1888–1963 гг., Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» – первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни.

Вопросы для закрепления изученного материала

1. Что изображено на рисунке*? (Заглавная буква в книге, буквица или инициал.)2. Как называется бумажный лист, загнутый под обложку краями? (Суперобложка.)

3. Как называются рисунки, сопровождающие и дополняющие текст? (Иллюстрации.)

4. Как называют человека, делающего рисунки к книгам? (Художник-иллюстратор.)

5. Что предохраняет книгу от повреждений? (Обложка.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!