Творческая эволюция А. Блока.
Свою лирику Блок назвал «романом в стихах», «трилогией вочеловечения». Лирический герой проходит мучительный путь от яркого мгновенья - через отчаянье, проклятье, — к рождению человека «общественного», художника, смело глядящего в лицо миру.
Первая книга лирической трилогии «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) воплотила соловьевскую тему Мировой Души, Вечной Женственности как духовного начала мира. Основное содержание первой книги, всех ее циклов («Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья») — мистико-философское. Поэт создает романтико-символический мир, в котором противопоставляются «земное» и «небесное» и герой которого напряженно ищет свой идеал.
Лирический герой, претворенный в образах отрока, инока, отшельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи. Прекрасная Дама возвышенно именуется то Ясная, то Вечная Жена, то Ты. Герой отказывается от ненужной реальности и как истинный романтик устремлен в мистическую даль. Предчувствие встречи пронизывает стихи этой книги. Мотив ожидания придает стихам эмоциональную силу. Романтическая сосредоточенность на одном чувстве выражена в стихотворении «Предчувствую тебя. Года проходят мимо...» (1901): «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя». Поэт ощущает, что «близко появленье», и в то же время томится ожиданием, возникает мотив тревоги, катастрофы.
Вторая часть трилогии охватывает творчество поэта 1904–1908 годов. В ней выделяются такие циклы, как «Город», «Снежная маска», «Вольные мысли». Поэт обращается к реальности, видит противоречия и драматизм происходящего. В стихах появляются социальные мотивы, урбанистическая тема. Художественный мир усложняется, возникают образы стихий — природной, урбанистического хаоса, любви.
«Незнакомка» (1906) — стихотворение, показательное для второго периода творчества. ...И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна... Двухчастная композиция абсолютно соответствует романтическому двоемирию лирического героя. Части противопоставлены по принципу контраста. В первой части стихотворения иронически сниженно изображается пошлая современность. Раздражающий звуковой ряд («детский плач», «женский визг», «скрип уключины»), непоэтический язык — «пьяницы», «лакеи сонные торчат», очевидно сниженные традиционные поэтические образы. Все это создает картину безобразного мира и уродливых отношений между людьми. Во второй части появляется Незнакомка, зовущая в «очарованную даль». Стих приобретает необыкновенную напевность. Незнакомка воплощает манящую тайну, ее образ поэтизируется. Она явилась как чудо в этот пошлый мир. Ее облик зыбок, почти ирреален. Образ Незнакомки не поддается однозначному толкованию. Контрастная симметричность двух частей стихотворения выявляет содержательный контраст между реальным и желаемым. Последняя тринадцатая строфа жестко завершает тему: прекрасная таинственная греза не спасает от безобразного мира. Лирический герой обречен на одиночество. В этот период захваченности страстями в блоковской лирике появляется и противодействие стихиям. Раздвоенность, ирония сменяются верой в силу жизни.
Хронологические рамки третьего тома блоковской трилогии — 1908–1916 годы. Он открывается циклом стихов «Страшный мир». «Низкие страсти», безысходность, неизбежность возмездия определяют трагический пафос творчества. Но очевидно и стремление к преодолению трагизма. Не случайно такими значимыми оказываются циклы «Ямбы», «Родина». Через приобщение к исторической судьбе России, к эпической теме поэт пытается вырваться из замкнутого круга личностного своеволия и обрести надличный идеал. Тема Родины проходит через все творчество Блока.
В стихах Блока последнего периода лирическое чувство соседствует с развернутым изображением прошлого и настоящего России, с пророческим видением ее будущего (цикл "На поле Куликовом").
Стихотворением «Коршун» (1916): "Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг.- В избушке мать, над сыном тужит: "На хлеба, на, на грудь, соси, Расти, покорствуй, крест неси". Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.- Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?" В этом небольшом стихотворении, благодаря точным лаконичным деталям, создается достаточно емкий образ России и в своеобразии ее природы («пустынный луг»), и в социально"исторической судьбе («Идут века, шумит война», «Расти, покорствуй, крест неси»). Темные, зловещие начала, довлеющие над Россией, воплощаются в символическом образе Коршуна. Самое кружение его над Россией вызывает чувство тревоги за ее судьбу. Судьба России остается для поэта загадкой.
После 1916 года Блок почти не писал стихов. Центральное место в его творчестве этого времени занимает поэма «Двенадцать» (1918).
Опубликованная в феврале 1918 года, она воспринималась современниками с точки зрения политической оценки поэтом революции. Блока посчитали «продавшимся большевикам». Большевики поспешили объяснить, что даже поэт-декадент воспел великую революцию. Главной задачей Блока было показать Россию в революции, дать эпически развернутую картину жизни, избегая ее прямой, тем более политической оценки.
Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, в том числе бывшие близкие друзья, литературные соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Н. С. Гумилев, И. А. Бунин, Ф. К. Сологуб, Вяч. Иванов. С восторгом приняли поэму Р. В. Иванов-Разумник, в ту эпоху очень близкий Блоку, Андрей Белый, С. А. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. В. Луначарского. Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» А. М. Ремизов, М. А. Волошин, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Г. В. Адамович, О. Э. Мандельштам и многие другие.
Волошин: «Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и — что удивительно — лирически-объективную вещь».
В двенадцати главах поэмы, как в подлинно эпическом произведении, разворачиваются события времени, действуют его герои. Цветовой контраст в начале поэмы: «Черный вечер./ Белый снег», — проходит через всю поэму, подчеркивая трагический разлом русской жизни на два непримиримых мира. «Вековая распря белой и черной кости не может кончиться бескровно. Революция не идиллия», — писал Блок и в статье «Интеллигенция и революция». Старый мир, по Блоку, несомненно отжил свое. Но то новое, что приходит ему на смену сейчас, вовсе не прославляется поэтом, скорее объективно показывается во всей своей сокрушительной силе, сродни природной стихии, разрушающей все на своем пути. В революционном народе, символически воплощенном в образе двенадцати красногвардейцев, показаны прямо противоположные черты: с одной стороны, готовность самопожертвования ради великой цели, с другой — анархизм, близкий к вседозволенности (убийство Катьки), упоение насилием.
Интонация и ритм позволяют поэту в небольшом по объему произведении передать эпический размах истории. Художественное пространство поэмы выходит за рамки изображенного в ней ночного города Петрограда, охваченного революцией. И художественное время преодолевает границы времени действия в поэме, создавая перспективу исторического времени. Сложен финал поэмы. Многим кажется неожиданным и неорганичным образ Христа. Нетрадиционного изображения Христа - «белый венчик из роз», «кровавый флаг», написание имени Христа с одним «и» — «Исус».
После поэмы «Двенадцать» Блок почти ничего не написал, кроме появившихся вслед за ней «Скифов» и нескольких стихотворений. Правда, писал прозу и много сил отдавал работе в издательстве «Всемирная литература», куда пригласил его Горький.
Несмотря на различные этапы, сложную эволюцию тем, мотивов, поэтики, лирика Блока — единое целое, раскрывающее творческий путь и духовные искания, по общему признанию, первого русского поэта XX века.