СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская как один из способов развития творческих способностей обучающихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская как один из способов развития творческих способностей обучающихся.»

Описание педагогической деятельности.

Современная образовательная компетентностно ориентированная парадигма ставит перед учителем ряд актуальных проблем. Одна из них - формирование жизненных компетентностей и предметных компетенций школьников. Задание учителя — сопровождать учащегося на пути его личностного развития.

Именно технология творческих мастерских помогает мне лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.

Содержание опыта:

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю как на уроках литературы (преимущественно), так и на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи.

Организацию групп осуществляю по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляю с учётом уровня сложности в соответствии с моделями групп, сформированных к данному уроку. Ведь главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» быть не может.
Такой подход, здесь я согласна с мнением моих коллег, «способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее».

Работа в творческой мастерской начинается, как правило, с индуктора (со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка и т.д.) – и формулировки проблемы – темы мастерской. Так например, в интегрированной мастерской на уроке литературы в 5 классе по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» в качестве индуктора можно использовать звуковой фото-видеоряд с использованием музыки Ф. Шопена «Вальс дождя» .

На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.

Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Таким образом, начинается второй этап, который связан непосредственно с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь в свою очередь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разбираем нечто (например, текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, ученикам предлагается восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё? Можно предложить ученикам такое задание: написать стилистическое подражание, например, С.А.Есенину или другому поэту, используя как образец определённое стихотворение данного поэта. Опыт показывает, что большинство учащихся, особенно в сильном классе, довольно успешно справляется с такого рода заданиями.

Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Это может быть работа со словарными статьями, работами критиков, фрагментами произведений, высказываниями выдающихся людей и т.д.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но, как правило, на этот процесс уже не остаётся времени, тем более, если на мастерскую отведён всего один урок. Тогда можно сделать это письменно за 4-5 минут, а результаты озвучить позже, возможно, на следующем уроке, либо поместить на специально подготовленный для этого стенд. Рефлексию чаще всего провожу в виде заполнения так называемой диагностической карты, которую разработала специально для проведения мастерских (см. приложение 1).


Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).

  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

  4. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения. Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как эта работа важна на всех этапах деятельности мастерской. Именно такому виду мастерских я отдаю предпочтение. Есть такие мастерские, которые можно проводить в любом классе среднего или старшего звена (и даже с педагогами), причём, как на уроке русского языка, так и на уроке литературы. Мастерские творческого письма очень эффективны на уроках развития речи по русскому языку, например, при обучающих сочинениях и изложениях .
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения. 

Интегрированная мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» (литература, 5 класс)

Ход урока:

I этап – индуктор (подготовительный)

Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:

-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?

-А кто из вас любит дождь?

- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?

На доске заранее подготовлена таблица:

Зрительные образы краски звуки запахи

Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).

-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)

(Заполняют 2и 3 колонки)

II этап – деконструкция.

-Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.

-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».

(слайд 12 - чтение стихотворения учителем)

-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?

-Какое настроение передаёт поэт читателям?

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.

На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!

(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» - слайд 12).

III эта – реконструкция( создание группового (индивидуального) творческого продукта).

Задания для мастерских:

1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Анализ стихотворения:

  1. В каком году написано стихотворение?__________________________

  2. К какой лирике оно относится, почему?______________________

3. В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.__________________

5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса _______________________________________________________________

6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.

7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?

8. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?

Золотой пыли;

Душистым мёдом;

Свежим листьям

И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса

Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит



ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Художественная мастерская:

1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».

2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».

3.Творческая мастерская:

1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).

2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).

4.Проектная мастерская:

Используя предложенные фотоматериалы, создать проект - презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»



IV этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участникам мастерской).

Анализ стихотворения, сочинения, стихотворения, рисунки учащихся

V этап – рефлексия.

Заполнение диагностической карты:

Диагностическая карта:

1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________

3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что я открыл(а) сегодня на уроке

В себе________________________________________________________

В тексте_______________________________________________________

В своих товарищах______________________________________________

5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок

_____________________________

V этап – домашнее задание:

1.Выучить стихотворение наизусть.

2.Презентация одного слова

Тема: Капля. Дождь. Лужица. (по выбору).



Мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, на сочетании учения, общения и творчества. Именно в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. Чередование парной, индивидуальной и групповой работы, атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования, так рождается вера в возможность открытия, надежда на успех. Лозунг мастерской — «Все способны!». Мастерская — это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Литература:

1. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская / И.А.Мухина,
Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и
традиционного опыта: Книга для учителя. - СПб.: СПбГУПМ, 2002.

2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // РЯШ. - 2003. - №6.

3.Сычугова Л.П. «...И звезда с звездою говорит»: уроки - творческие
мастерские // РЯШ. - 2005. - №6.

4.Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти // Освіта України. – 2004. – № 5.

5.Єрмаков І.Г., Пузіков Д.О. Розвивати життєву компетентність// Шкільний світ. – 2005. №37.

6.Життєва компетентність особистості / За ред. Л.В. Сохань, І.Г. Сохань, Г.М. Несен. – К.: - Богдана, 2003.

7.Растянников А.В., Степаньев С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентностей в совместном творчестве. – М, 2002.

8.Сохань Л., Сохань И. Время Нового Мира и человек. – К., 2001. – 131 с.

9.Павлютенков Є.М. Орієнтуватися на життєву компетентність людини. Школа життєтворчості особистості: Науково-методичний збірник / Ред.кол. В.М.Доній (голова), Г.М.Несен (заст.голови), І.Г.Єрмаков (наук.ред.) та ін. – К.: ІСДО, 1995.– 480с.

10.Титаренко Т.М. Життєвий світ особистості та детермінанти його побудови // Мистецтво життєтворчості особистості: У 2 ч. Ч.1. Теорія і технологія життєтворчості: Наук.-метод. Посібник. – К, 1997.











Анотація досвіду роботи вчителя російської мови та зарубіжної літератури

Литвиненко Світлани Євгенівни

Тема досвіду: Творча майстерня як продуктивний засіб розвитку життєвих компетентностей учнів.



У сучасному житті набуття школярами необхідних життєвих (ключових) компетентностей протягом усього процесу навчання в школі має велике значення. Компетентнісний підхід допомагає досягти розумного балансу між академічними знаннями і прагматичними вміннями.

Розвивати в учнів необхідні життєві компетентності – це можливість робити щось цікаве самостійно, у групі або самому, максимально використовуючи свої можливості; це діяльність, що дозволяє проявити себе, спробувати свої сили, докласти свої знання, принести користь і показати публічно досягнутий результат; це діяльність, спрямована на вирішення цікавої проблеми, сформульованої самими учнями у вигляді мети і завдання, коли результат цієї діяльності – знайдений спосіб розв'язання проблеми – носить практичний характер, має важливе прикладне значення і, що дуже важливо, цікавий і значущий для самих відкривачів.
Важливо, щоб школа давала людині не лише суму знань, умінь і навичок, а формувала в ній компетентність як загальну здатність, що ґрунтується на знаннях, досвіді, цінностях, здібностях,отриманих завдяки на

Тому необхідно сформувати в особистості школяра культуру життєдіяльності, яка дасть їй можливість успішно будувати своє повсякденне життя, залучати кожного учня до навчально -пізнавальної і самостійної творчої діяльності.

Даний досвід є актуальним, бо відповідає соціальному замовленню держави, суспільства; чинному Закону «Про освіту»; ідеям сучасної педагогічної науки.

Досвід вчителя носить раціоналізаторський характер.

Шляхи поширення (як впроваджується ППД). Учитель – член шкільного методичного об’єднання вчителів філологічних дисциплін, виступи на шкільних та районних семінарах, педагогічних радах , відкриті уроки, позакласні заходи.