Описание педагогической деятельности.
Современная образовательная компетентностно ориентированная парадигма ставит перед учителем ряд актуальных проблем. Одна из них - формирование жизненных компетентностей и предметных компетенций школьников. Задание учителя — сопровождать учащегося на пути его личностного развития.
Именно технология творческих мастерских помогает мне лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.
Содержание опыта:
Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю как на уроках литературы (преимущественно), так и на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи.
Организацию групп осуществляю по следующим моделям:
I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.
Задания группам составляю с учётом уровня сложности в соответствии с моделями групп, сформированных к данному уроку. Ведь главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» быть не может.
Такой подход, здесь я согласна с мнением моих коллег, «способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее».
Работа в творческой мастерской начинается, как правило, с индуктора (со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка и т.д.) – и формулировки проблемы – темы мастерской. Так например, в интегрированной мастерской на уроке литературы в 5 классе по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» в качестве индуктора можно использовать звуковой фото-видеоряд с использованием музыки Ф. Шопена «Вальс дождя» .
На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.
Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Таким образом, начинается второй этап, который связан непосредственно с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь в свою очередь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разбираем нечто (например, текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, ученикам предлагается восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё? Можно предложить ученикам такое задание: написать стилистическое подражание, например, С.А.Есенину или другому поэту, используя как образец определённое стихотворение данного поэта. Опыт показывает, что большинство учащихся, особенно в сильном классе, довольно успешно справляется с такого рода заданиями.
Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и осваивает все возможные открытия.
Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.
(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)
Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Это может быть работа со словарными статьями, работами критиков, фрагментами произведений, высказываниями выдающихся людей и т.д.
Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.
Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.
Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но, как правило, на этот процесс уже не остаётся времени, тем более, если на мастерскую отведён всего один урок. Тогда можно сделать это письменно за 4-5 минут, а результаты озвучить позже, возможно, на следующем уроке, либо поместить на специально подготовленный для этого стенд. Рефлексию чаще всего провожу в виде заполнения так называемой диагностической карты, которую разработала специально для проведения мастерских (см. приложение 1).
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
Творчество. Коллективное творчество.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения. Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как эта работа важна на всех этапах деятельности мастерской. Именно такому виду мастерских я отдаю предпочтение. Есть такие мастерские, которые можно проводить в любом классе среднего или старшего звена (и даже с педагогами), причём, как на уроке русского языка, так и на уроке литературы. Мастерские творческого письма очень эффективны на уроках развития речи по русскому языку, например, при обучающих сочинениях и изложениях .
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.
Интегрированная мастерская по стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь» (литература, 5 класс)
Ход урока:
I этап – индуктор (подготовительный)
Здравствуйте, дорогие ребята. Начнем наш урок с вопроса:
-Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
-А кто из вас любит дождь?
- Представьте, что сейчас за окном не зима, а весна в самом разгаре и идёт дождь. Какие ассоциации вызывает у вас слово дождь?
На доске заранее подготовлена таблица:
Зрительные образы краски звуки запахи
Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку (1и 2).
-Я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей таблице (презентация: слайды 2-10)
(Заполняют 2и 3 колонки)
II этап – деконструкция.
-Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.
-А теперь прослушайте стихотворение известного нам поэта XIX века А.А.Фета, которое так и называется «Весенний дождь».
(слайд 12 - чтение стихотворения учителем)
-Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А.Фетом?
-Какое настроение передаёт поэт читателям?
- Сегодня у нас необычный урок – это урок-мастерская, и даже не одна, а целых 4. Каждый из вас перед уроком выбрал ту мастерскую, в которой вам хотелось бы работать. Каждая мастерская получила своё задание. А теперь каждый из вас, прежде чем вы начнёте работать, должен поставить перед собой цель: чего вы хотите достичь своей работой, к какому результату вы хотите прийти в конечном итоге. Эту цель вы должны сформулировать и записать в диагностическую карту, которая лежит перед вами.
На работу отводится 10-12 минут, а сопровождать её будет замечательное произведение известного композитора Ф.Шопена, которое называется «Вальс дождя»! и которое, я надеюсь, придаст вам вдохновения. Итак, за работу! Желаю вам творческих успехов!
(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских и звучит мелодия «Вальс дождя» - слайд 12).
III эта – реконструкция( создание группового (индивидуального) творческого продукта).
Задания для мастерских:
1.Литературоведческая мастерская: проанализировать стихотворение, выявить художественные особенности произведения, показать использование тропов. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
Анализ стихотворения:
В каком году написано стихотворение?__________________________
К какой лирике оно относится, почему?______________________
3. В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?Светло, блещет, солнце – жёлто-золотой цвет.__________________
5.Как меняется картина во второй строфе? Что означает слово завеса _______________________________________________________________
6. Какие ощущения описаны в третьей строфе? Выписать в таблицу слова из текста.
7. Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
8. Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
Золотой пыли;
Душистым мёдом;
Свежим листьям
И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса
Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Художественная мастерская:
1.Создать коллективную картину – иллюстрацию к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь».
2. Нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь, каким я себе его представляю».
3.Творческая мастерская:
1.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое сочинение на тему «Весенний дождь» (5-7 предложений).
2.Используя слова из таблицы, которую вы видите на доске, а также некоторые художественные приёмы из стихотворения А.А.Фета, написать небольшое стихотворение на тему «Весенний дождь» (1-2 строфы).
4.Проектная мастерская:
Используя предложенные фотоматериалы, создать проект - презентацию стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь»
IV этап – социализация (предъявление созданного продукта всем участникам мастерской).
Анализ стихотворения, сочинения, стихотворения, рисунки учащихся
V этап – рефлексия.
Заполнение диагностической карты:
Диагностическая карта:
1.Моя цель (Чего хочу добиться?)___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Добился (лась) ли я поставленной цели?______________________________
3.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?___________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что я открыл(а) сегодня на уроке
В себе________________________________________________________
В тексте_______________________________________________________
В своих товарищах______________________________________________
5.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок
_____________________________
V этап – домашнее задание:
1.Выучить стихотворение наизусть.
2.Презентация одного слова
Тема: Капля. Дождь. Лужица. (по выбору).
Мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, на сочетании учения, общения и творчества. Именно в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. Чередование парной, индивидуальной и групповой работы, атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования, так рождается вера в возможность открытия, надежда на успех. Лозунг мастерской — «Все способны!». Мастерская — это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
Литература:
1. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская / И.А.Мухина,
Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и
традиционного опыта: Книга для учителя. - СПб.: СПбГУПМ, 2002.
2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // РЯШ. - 2003. - №6.
3.Сычугова Л.П. «...И звезда с звездою говорит»: уроки - творческие
мастерские // РЯШ. - 2005. - №6.
4.Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти // Освіта України. – 2004. – № 5.
5.Єрмаков І.Г., Пузіков Д.О. Розвивати життєву компетентність// Шкільний світ. – 2005. №37.
6.Життєва компетентність особистості / За ред. Л.В. Сохань, І.Г. Сохань, Г.М. Несен. – К.: - Богдана, 2003.
7.Растянников А.В., Степаньев С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентностей в совместном творчестве. – М, 2002.
8.Сохань Л., Сохань И. Время Нового Мира и человек. – К., 2001. – 131 с.
9.Павлютенков Є.М. Орієнтуватися на життєву компетентність людини. Школа життєтворчості особистості: Науково-методичний збірник / Ред.кол. В.М.Доній (голова), Г.М.Несен (заст.голови), І.Г.Єрмаков (наук.ред.) та ін. – К.: ІСДО, 1995.– 480с.
10.Титаренко Т.М. Життєвий світ особистості та детермінанти його побудови // Мистецтво життєтворчості особистості: У 2 ч. Ч.1. Теорія і технологія життєтворчості: Наук.-метод. Посібник. – К, 1997.
Анотація досвіду роботи вчителя російської мови та зарубіжної літератури
Литвиненко Світлани Євгенівни
Тема досвіду: Творча майстерня як продуктивний засіб розвитку життєвих компетентностей учнів.
У сучасному житті набуття школярами необхідних життєвих (ключових) компетентностей протягом усього процесу навчання в школі має велике значення. Компетентнісний підхід допомагає досягти розумного балансу між академічними знаннями і прагматичними вміннями.
Розвивати в учнів необхідні життєві компетентності – це можливість робити щось цікаве самостійно, у групі або самому, максимально використовуючи свої можливості; це діяльність, що дозволяє проявити себе, спробувати свої сили, докласти свої знання, принести користь і показати публічно досягнутий результат; це діяльність, спрямована на вирішення цікавої проблеми, сформульованої самими учнями у вигляді мети і завдання, коли результат цієї діяльності – знайдений спосіб розв'язання проблеми – носить практичний характер, має важливе прикладне значення і, що дуже важливо, цікавий і значущий для самих відкривачів.
Важливо, щоб школа давала людині не лише суму знань, умінь і навичок, а формувала в ній компетентність як загальну здатність, що ґрунтується на знаннях, досвіді, цінностях, здібностях,отриманих завдяки на
Тому необхідно сформувати в особистості школяра культуру життєдіяльності, яка дасть їй можливість успішно будувати своє повсякденне життя, залучати кожного учня до навчально -пізнавальної і самостійної творчої діяльності.
Даний досвід є актуальним, бо відповідає соціальному замовленню держави, суспільства; чинному Закону «Про освіту»; ідеям сучасної педагогічної науки.
Досвід вчителя носить раціоналізаторський характер.
Шляхи поширення (як впроваджується ППД). Учитель – член шкільного методичного об’єднання вчителів філологічних дисциплін, виступи на шкільних та районних семінарах, педагогічних радах , відкриті уроки, позакласні заходи.