ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Свистунова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории.
ЧОУ «ЛИЕН»
г.Саратов
Творчество…
« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В. А. Сухомлинский
Проблема?
- «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?» Ш. Амонашвили
- Как сделать урок радостным и интересным?
- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
- Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?
Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу «Французская группа нового воспитания». Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.
Отличие мастерской от прочих видов учебной деятельности:
В мастерской педагог — наставник, благодаря которому ученик добывает знания, для достижения цели объединяет свои усилия с усилиями одноклассников.
Важнейшие условия: Доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно.
Потребность в сотворчестве.
занятость всех учащихся
сотворчество
совместный поиск
сотрудничество
самостоятельность
Законы мастерской
- Диалог — главный принцип сотрудничества.
- Ценностно-смысловое равенство всех участников
- Право каждого на ошибку
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний
- Предоставление свободы в рамках принятых правил
- Значительный элемент неопределённости , даже загадочности в заданиях
- Организация и перестройка реального пространства , в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
- Решительное ограничение практической деятельности учителя-руководителя на всех этапах мастерской.
Цели творческой мастерской:
- организовать работу по развитию связной речи;
- создать опыт сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности;
- не только пробудить желание читать, но и научить анализировать произведение, понимать его и видеть главное;
- поэтапно, увлекательно, с привлечением собственного жизненного опыта ребенка постигать художественное произведение.
ТМ позволяет решать основные задачи:
- Выработать коммуникативные навыки
- Развивать устную и письменную речь учащихся
- Обогащать словарный запас
- Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
- Строить текст сочинения в определенной композиционной форме.
- мастерская построения знаний
- мастерская творческого письма (или просто — письма)
- мастерская построения отношений
- мастерская ценностных ориентаций
- мастерская по самопознанию
- проектная мастерская и др.
Типы мастерских
Алгоритм проведения творческих мастерских
Первый этап —индуктор. Слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций.
Второй этап связан с созданием (индивидуально или в группе) творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция.
Третий этап — это «социализация»,т.е соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в парах, группе), представление промежуточного результата своей деятельности.
Четвёртый этап - промежуточная рефлексия (критически осмысливает то, что изобрел, создал). Во время обмена информацией замечает полезное для себя)
Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка (словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний)
Шестой этап —творчество (исправление или обновление созданного)
Седьмой этап — итоговая социализация (все написанные сочинения читаются (проверяются), все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются
Последний этап — рефлексия.
Этапы
Учитель
Индуктор
Ученики
Создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции
Деконструкция и реконструкция
Обсуждают проблему, задают вопросы, появляется желание решить данную проблему
Нацеливает на самостоятельную работу, даёт задание. Помогает создать микрогруппы, разбивает задание на ряд частичных задач.
Социализация
Разрыв
Индивидуально или в группах осмысливают проблему, создают гипотезы, рисунки, тексты, проекты, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
Активирует работу всех членов группы
Творчество
Все члены микрогруппы выступают с отчётом о выполнении задачи.
Даёт настрой на осознание детьми несоответствия старого знания новому.
Переживают внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему.
Побуждает детей на творчество, выполняет роль консультанта, советника, выполняет свою творческую работу.
Итоговая социализация
Составляют программу действия, выполняют творческую работу, проект.
Демонстрирует своё творчество
Рефлексия
Демонстрирует своё творчество
Задаёт вопросы
Обсуждают результаты работы.
Алгоритм проведения творческих мастерских
Таким образом,
- Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог
- Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
- Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
- Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
- Широкое поле познавательной деятельности, потому что ТМ не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
Нужны ли ТМ учителю-словеснику ?
- Интерес к предмету возникает без исключения у всех.
- Работа со словом становится первостепенной.
- Мастерские — отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению.
- Ассоциативное мышление - путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей, для понимания художественного творчества писателя или поэта.
- Аналитическая деятельность: анализ произведений, ситуаций общения, сопоставление своих и чужих мыслей, чувств, восприятий, самоанализ и самоконтроль. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
- ТМ развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учению и творчеству.
Результаты анкеты «Что мне дают уроки в форме ТМ?»
«Дают знания – основу будущих успехов»(83 %)
«Нравятся такие уроки» (92 %)
«Нравится получать хорошие оценки» (100 %)
«Интересно узнавать новое» (80 %)
«Помогают стать культурнее и образованнее» (92 %)
«Очень помогают в написании творческих работ»(70 %)
«Нравится общаться, высказывать своё мнение»(56 %)
«Не боюсь, что меня спросят. Даже если не готов, есть возможность получить положительную оценку в процессе урока» (60%)
Мастерская творческого письма
Мастерская творческого письма
- проводится после изучения лирики поэта или перед сочинением;
- может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее;
- предоставляет возможность «включить» самосознание каждого читателя;
- опыт чтения становится и жизненным опытом;
- учащимся уже знакомы размышления автора, поэтому им дается возможность вместе с поэтом пережить один из важных моментов его жизни.
В основе заданий
- В названии темы урока - слова поэта, на которых строится задание или строка из стихотворения, выражающая в образной форме мироощущение лирического героя поэта, какой-нибудь значительный для поэта или писателя вопрос.
- На протяжении ТМ предполагается анализ текста, заполнение таблиц, написание творческих работ и т.д.
- Творческое письмо (реконструкция) состоится только при наличии «материала» (слов, предложений, образов), который появится в результате творческого анализа («деконструкции»).
Алгоритм
Чужой опыт
Свой опыт
Дальнейшее творчество, исследование
Кто эти персонажи? Что общего в между ними?
Эти персонажи
Чернобог
(из древнеславянской мифологии)
Бог смерти, зла, воплощение всего чёрного
Мефистофель- дьявол, образ злого духа в мифологии
(«Фауст» Гёте)
Черный человек-предвестник смерти
(А.С.Пушкин
«Моцарт и Сальери»)
Черный великан-носитель зла, смерти
(из скандинавского фольклора)
Черный всадник
(из русских народных сказок)
Приносит несчастья, настигает в пути
Черный…
- А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «черный»?
- черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.
- Предположите, о чем состоится разговор на нашем уроке, какова будет его цель?
Тема урока
«Кто это был? И что ему во мне?»(по поэме С.А.Есенина «Черный человек»)
« Я не могу так жить, рассудок мой туманится…» С.Есенин
Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
- Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы С.А Есенина «Черный человек»
- Представить себе мир, созданный Есениным в поэме «Чёрный человек», понять чувства лирического героя, пережить остроту утрат, силу чувств и эмоций
- Разобраться в вопросах взаимодействия творца и его творения, его светлого и тёмного «я»
- Развивать навыки анализа поэтического текста, создания собственного текста и умения свободно аргументировать свои мысли.
«Какие чудесные, искренние и трогательные стихи…, как великолепна его поэма…» М.Горький
- Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки 1922- 1923 г.г.
- Есенин упоминал о влиянии на поэму «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери»
- В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму.
- Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М., 1926 , № 1, январь.
Создание проблемной ситуации
- Что могло послужить источником, толчком для создания поэмы?
- Чёрный человек Есенина? Каков он?
- Лирический герой - сам Есенин?
- Поэма-предчувствие смерти или желание жизни?
Черный человек- пугающий образ?
- Вспомните свои впечатления, желания, чувства, которые возникли у вас после прочтения(во время чтения ) поэмы.
- Каким вы представляете Чёрного человека? (облик, вещи, предметы)
(Составляем схему: Чёрный человек в центре, от него отходят стрелки с характеристиками)
Плащ или сюртук, трость
Черный
Безликий
Шляпа,
цилиндр
Дьявол
Зеркало или конь
Словарная работа
«Чёрный»
«Белый»
- «противоположный белому, нечистый»
- «преступный, злостный»
- «враждебный»
- «мрачный, безотрадный, тяжёлый»
- «противоположный черному, чистый»
- «светлый, ясный»
- «незапятнанный, безупречный»
Борьба «чёрного»и «белого»в поэме
Черный
Белый
«страна отвратительных Громил и шарлатанов»,
«в декабре в той стране снег до дьявола чист»
« книга жизни «мерзкая»,
«прекраснейшие мысли и планы»
глаза Чёрного человека покрыты «голубой блевотой», то есть они мертвы.
голубые глаза (ясные, светлые)
скандальный поэт
мальчик-ребенок
«Друг мой, я очень и очень болен…»
Работа в группах (заполнение таблицы)
« Прескверный гость…»
«Я очень и очень болен…»
- Определите приметы внешности черного человека (голос, движения, одежда, внешность)
- Это приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий?
- Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?
- Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же тогда вам не понравился этот образ?
- Определите приметы внешности лирического героя (голос, движения, одежда, внешность)
- Какие чувства испытывает лирический герой при появлении ночного гостя?
- Как вы думайте, что может испытывать человек, находясь в такой ситуации? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.
- Что узнаем мы о жизни лирического героя? В чем причина болезни поэта?
Делаем выводы…(в форме мини-сочинения или синквейна)
Синквейн
Черный человек
Лирический герой
- Черный человек
- Прескверный, мерзкий
- Обличает, ненавидит, обвиняет
- Олицетворяет черные силы
- Предвестник смерти
- Поэт
- Одинокий, скандальный
- Страдает, тоскует, «погибает»
- Пытается осмыслить собственную жизнь
- Несчастный человек
«Кем» или «чем» является Чёрный человек для С.Есенина?
- Двойник? Собственная тень?
- Предвестник смерти или сама смерть?
- Совесть?
- Дьявол?
- Галлюцинации?
- Образ «дурной славы»?
Стадия разрыва…
- А может, Черный человек – это государственная система, которая ненавидит поэтов и вообще любое проявление гениальности или таланта?
Отрывок из фильма «Есенин»
. ...Месяц умер, синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мною нет. Я один...и разбитое зеркало… И разбитое зеркало...
А. Б. Кусиков(Сандро) о Есенине…
«Я никогда не встречал человека, так любящего жизнь, по-звериному любящего, как Есенин. Ни у кого я не наблюдал такого страха перед смертью, как у него. Особенно в самые страшные годы Октября… Смерть. Он боялся быть случайно убитым, боялся умереть от тифа, от испанки, от голода... Боялся даже проходить мимо полуразрушенных домов, чтоб кирпич не свалился ему на голову, чтоб качающаяся балка не сорвалась и не придавила его. Он ужасно боялся случая — Смерти»
«В шутку, помню, я наставил на него старинный без курка, со сквозной дырой в дуле, пистолет. Тот самый пистолет, которым мы с ним не раз заколачивали гвозди, кололи орехи. Пистолет, который в лучшем случае служил нам молотком. Побледнел вдруг, передернулся весь. Защищая развернутой ладонью мигающий прищур свой, как бы в ожидании выстрела, скороговоркой заикнулся: «Брось, брось»! Потом, вырывая из рук моих этот молоток, уверял меня, что от таких шуточек немало случаев бывает, и в газетах об этом часто пишут».
Творческая(итоговая) работа(индивидуальная)
Так что же перед нами: «поэма конца» или «поэма судьбы»? С каким определением вы согласны и почему?(можно и в стихотворной форме)
Рефлексия
- Что оказалось на ТМ новым для меня?
- Что я постараюсь запомнить?
- Что я понял(а)после прочтения поэмы?
- Что я чувствую?
- Я не знал…, теперь я знаю…
- Оцените своё участие в уроке…
- На уроке мне помогали(помогало)…
- На уроке мне мешали(мешало)…
- Понравилось…,не понравилось…
Благодарю за внимание!
Библиографический список использованной литературы.
1. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.
2. Донченко Л.М. Звено между душой и телом // Ж. Квартирьер №9 – 10 2002г. – М. ООО Самшит–издат.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
4. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
5.Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2002.
6. Еремина Т.Я. Мастерская по литературе. 10 класс, 11 класс – СПб, 2004.
7. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. – СПб, 2002.
8. Педагогические мастерские: теория и практика. – СПб, 1998.
9. Педагогический поиск: проблемы и достижения. Выпуск 19. – СПб, 2004. С.44 – 60.
Список использованных интернет-ресурсов
- http://www.km-school.ru
- feb-web.ru
- mobile.studme.org
- ru.wikipedia.org
- google.ru
- blok.lit-info.ru
- school-essay.ru
- ru.wikisource.org
- goldlit.ru
- rvb.ru
- km.ru
- persee.fr