СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции. Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета Творческая мастерская.  Основы декоративно-прикладной композиции. Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства  «Живопись».

Программа учебного предмета «Творческая мастерская.

 Основы декоративно-прикладной композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции. Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования город Ноябрьск













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету В.02.УП.02.

Творческая мастерская.

Основы декоративно-прикладной композиции.

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства

«Живопись»

























2020



«Одобрено»

Методическим советом

МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского

Протокол от «___» _____ 20 г. №


«Утверждаю»

И. о . директора МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского

______________________Т.А. Веретенникова

«___» _____________ 20 г.





Разработчик:

Круглова Светлана Александровна,

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская школа искусств

им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск



Рецензент:


Ткачук Юлия Александровна

Методист МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского»

Г. Ноябрьск































Содержание


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации.

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


3

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание разделов и тем. Годовые требования


7

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения


19

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


20

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

- Дидактические материалы


21

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

24



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Творческая мастерская.

Основы декоративно-прикладной композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

Содержание учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Композиция станковая». В каждом изданных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по рисунку и декоративной живописи обязательные требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции прикладной ставятся задачи плоского построения, выявления декоративности, грамотного владения цветом.

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» составляет 4 года: при 5(6) летней и 8(9) летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» вариативной части: с 1 по 4 классы по 5(6) летней, и с 4 по 7 классы по 8 (9) летней программе.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» при 5 (6) -летнем и 8 (9)-летнем сроках обучения составляет 132 час. Из них: 131 часа – аудиторные занятия.






Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации по 5 (6) –летней программе.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации


Всего часов


Классы

1

2

3

4


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Аудиторные

занятия (в часах)

16

17

16

17

16

17

16

17

132

Максимальная

учебная нагрузка

(в часах)

16

17

16

17

16

17

16

17

132

Вид

промежуточной и итоговой

аттестации по

полугодиям

зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


Итоговая

аттестация

зачет




Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации по 8 (9) –летней программе.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации


Всего часов


Классы

4

5

6

7


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Аудиторные

занятия (в часах)

16

17

16

17

16

17

16

17

132

Максимальная

учебная нагрузка

(в часах)

16

17

16

17

16

17

16

17

132

Вид

промежуточной и итоговой

аттестации по

полугодиям

зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


зачет


Итоговая

аттестация

зачет



Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий(численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1 - 4 классы – 1 часа.

4 - 7 классы – 1 часа.

Цель и задачи учебного предмета

Основной целью освоения программы является развитие художественной культуры учащихся. 
Программа «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» определяет следующие  задачи образовательного процесса: 
Образовательные:

  • Формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, и народов севера.

  • Ознакомление учащихся с художественной культурой, знакомство с народными промыслами.

  • Освоение учащимися алгоритма работы над декоративной композицией, законов и правил её построения.

  • Формирование знаний и умений, необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.

  • Формирование первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций в области декоративно – прикладного искусства. 

  • Приобретение учащимися творческого опыта в изготовлении или оформлении предметов декоративно – прикладного назначения.

Развивающие:

  • Формирование и развитие творческого, ассоциативного мышления, воображения, эстетического вкуса. 

  • Развитие познавательных интересов и способностей в художественном творчестве. 

Воспитательные:

  • Приобщение к традиционным народным культурным ценностям. Развитие чувства национального самосознания и гордости за принадлежность к народу России. 

  • Привитие любви и бережного отношения к наследию русского Севера, через познание и приобщение к народному творчеству края. 

  • Формирование умения работать в коллективе, делать общее дело.

  • Формирование уважительного отношения к труду своих товарищей.

  • Воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности. 

Осваивая правила создания декоративной композиции, учащиеся движутся от простого к сложному: осваивают стилизацию и делают первые шаги в трансформации.

Обоснование структуры программы.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, народного костюма.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции должна быть оснащена удобными столами, компьютером, интерактивной доской.


II. Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории декоративно-прикладной композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

  • Основы композиции декоративно-прикладной.

  • Стилизация растительных мотивов на основе природных аналогов.

  • Стилизация зооморфных мотивов на основе природных аналогов.

  • Стилизация предметов быта. Декоративный натюрморт.

  • Декорирование плоскости. Линейный орнамент на основе схем симметрии.

  • Декорирование плоскости. Орнамент в круге на основе схем симметрии.

  • Цвет в композиции декоративно-прикладной.

  • Создание художественного образа в декоративно-прикладной композиции.

  • Знакомство с техниками: коллаж, нитевая графика, батик.

  • Выполнение итоговой работы в технике батик.








  1. Учебно-тематический план


Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Теоретическая часть

Максимальная Учебная нагрузка

1 год обучения Ι полугодие

1.


Введение.

Декоративно - прикладное искусство как искусство гармонии между функциональностью вещей и ее художественной ценностью. Виды декоративно - прикладного искусства. Понятие художественного образа и средства его воплощения в декоративно-прикладном искусстве. Особенности декоративно - прикладной композиции.

урок

1

1

2

Композиционный центр в композиции декоративно - прикладной.

урок

1

7

3

Творческое задание.

урок

1

8

1 год обучения ΙI полугодие

4.

Ритм в декоративной композиции.

урок

2

9

5.

Творческое задание.

урок

2

8


Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Теоретическая часть

Максимальная

Учебная нагрузка

2 год обучения Ι полугодие

1.

Тематический натюрморт.


урок

2

8

2.

Творческое задание.

урок

1

8

2 год обучения ΙI полугодие

3.

Стилизация и Трансформация


урок

2

9

4.

Творческое задание.

урок

1

8


Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Теоретическая часть

Максимальная

Учебная нагрузка

3 год обучения Ι полугодие

1.

Геометрический орнамент в полосе.

урок

2

8

2.

Творческое задание.

Нитевая графика. Эскизы.

урок

2

8

3 год обучения ΙI полугодие

3.

Творческое задание.

Нитевая графика.

урок

2

9

4.

Формальная композиция.

урок

2

8


Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Теоретическая часть

Максимальная

Учебная нагрузка

4 год обучения Ι полугодие

1.

Стилизованный город.

урок

1

8

2.

Творческое задание. Открытка Батик.

урок

1

8

1 год обучения ΙI полугодие

3.

Творческое задание.

Декоративная композиция в технике «Холодный батик».

урок

1

9

4.

Декоративный натюрморт.

урок

1

8



Содержание учебного предмета.

1 год обучения Ι полугодие

1. Введение.

Декоративно - прикладное искусство как искусство гармонии между функциональностью вещей и ее художественной ценностью. Виды декоративно - прикладного искусства. Понятие художественного образа и средства его воплощения в декоративно-прикладном искусстве. Особенности декоративно - прикладной композиции.

Вводная беседа об основных законах и правилах декоративно - прикладной композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений художников.

Цель: знакомство с понятиями «декоративно - прикладная композиция», «виды декоративно - прикладной композиции».

Задача: знакомство с программой по декоративно - прикладной композиции, материалами и

техниками, применяемыми при создании композиций.

Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.


  1. Композиционный центр в композиции декоративно - прикладной. Формальная композиция.

Задание: Выполнить упражнения «Композиционный центр».

Цель: Закрепить определение и понятие композиции, знакомство со способами выделения композиционного центра в декоративной композиции. Понятие движения формы, массы, силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике.

 Задачи: выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с  использованием ограниченного количества цветов; закрепление умения пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений;
- побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач;
- формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.

Предлагаемые аудиторные задания:

  • Равновесие основных элементов композиции в формате.

  • Композиционный центр, Правило «Золотого сечения».

  • Смысловой центр.

  • Акцент.

  • Контраст и нюанс, тождество.

  • Цвет.

  • Форма.

  • Масштаб.


  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить эскизы и работу в материале «Творческое задание» (по выбору преподавателя).

Цель: Закрепить определение и понятие композиции, со способами выделения композиционного центра в декоративно-прикладной композиции. Формирование навыков  и умений  при организации  композиционного пространства в творческом задании, применяя  полученные знания на практике.

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.



1 год обучения ΙI полугодие

  1. Ритм в декоративной композиции.

Задание: Выполнить «Ритм в декоративной композиции».

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент», знакомство со стилизацией и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике.

Задачи: выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных (стилизованных) форм. Используя ограниченного количества цветов выложенных в орнаментальный ряд; закрепление умения пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений;
- побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач;
- формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.

  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить эскизы для выполнения «Творческое задание» (по выбору преподавателя).

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент», знакомство со стилизацией и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.


2 год обучения Ι полугодие

  1. Тематический натюрморт.

Задание: Выполнить «Тематический натюрморт».

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация», «Композиционный центр», знакомство со строением декоративного натюрморта в декоративной композиции. Понятие «открытого» и «замкнутого» пространства. Формирование навыков  и умений  при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания натюрморта. Развитие творческих способностей.


  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить эскизы для выполнения «Творческое задание» (по выбору преподавателя).

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент» «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.


2 год обучения ΙI полугодие

  1. Стилизация и трансформация.

Задание: Выполнить «Стилизацию и трансформацию зооморфного мотива».

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация зооморфного мотива», «Трансформация», знакомство со стилизацией представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование, как, например, в шаржах. Формирование навыков  и умений  при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Развитие познавательной и творческой активности в изучении способов графической стилизации изображения животных. Развитие творческого воображения и образного мышления. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить линией и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания зооморфного мотива. Развитие творческих способностей.


  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя).

Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация зооморфного мотива» «Орнамент» «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.


3 год обучения Ι полугодие.

  1. Геометрический орнамент.

Задание: выполнить «Геометрический орнамент в полосе».

Цель: В практическом задании по декоративной композиции изучить:

Поэтапность ведения работы. Разработать эскизы. Многовариантность составления элемента и чередования элемента. Первая часть листа должна содержать несколько эскизов геометрического элемента состоящего из заданных фигур. Сложность орнаментального мотива. Выявление ритма в орнаменте. Научить и использовать заданные тональности элементов. Научить композиционно размещать орнамент в полосе. Качество исполнения орнамента в полосе.

Примечание: каждый элемент может состоять из неограниченного количества заданных:

(по размеру и тону геометрических фигур; геометрические фигуры с сохранением пропорций могут поворачиваться в плоскости под любым углом, накладываться друг на друга, причём, получаемая при пересечении фигура меняется по тону (например, фигура 1 - чёрная; фигура 2 - белая; пересечение - серое).

Вторая часть листа должна состоять из нескольких вариантов ритмической организации орнаментальной полосы (различные принципы повтора геометрического, элемента) из наиболее удачных ранее разработанных элементов.

Примечание: изображение должно носить эскизный характер. 2-й этап: 1, Выполнить геометрический орнамент в полосе по разработанному эскизу с использованием чертёжных инструментов (ширина орнаментальной полосы - 6-8 см.).

Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания геометрического орнамента. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к дизайнерскому искусству.


  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить «Творческое задание», эскиз «Ниткография». (По выбору преподавателя).

Цель: Приобретение знаний и умений в технике ниткография. Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация в пейзаже и зооморфных мотивов», «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением декоративно-прикладной композиции в изделии. Понятие «» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (ниткография) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.

Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей рисование нитью.



3 год обучения ΙΙ полугодие.

  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить «Творческое задание», выполнить в материале «Ниткография». (По выбору преподавателя).

Цель: Приобретение знаний и умений в технике ниткография. Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация в пейзаже и зооморфных мотивов», «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением декоративно-прикладной композиции в изделии. Понятие «» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков  и умений  при организации орнаментального  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задачи: Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (ниткография) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.

Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей рисование нитью.

  1. Формальная композиция.

Задание: Изучить приёмы и свойства декоративной композиции, геометрический, психологический и композиционный центры. Рассмотреть особенности замкнутой и открытой композиции и применить это на практике. На отдельных листах формата А5 выполнить ряд эскизов с разными видами композиционных центров.

Задание: Изучить виды симметрий и асимметрий в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, симметричным и асимметричным расположением элементов.

Задание: Изучить виды статика и динамика в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, статичным и динамичным расположением элементов.

Задание: Изучить виды Ритм и Метр в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, ритм и метр расположением элементов.

Задание: Изучить виды знаков и эмблем в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия в монокомпозиции. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, законы композиции, расположением элементов. Акцент.

Цель: Овладение принципами формально-композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиционном произведении.

Задача: Познакомить с новым материалом в формальной композиции с её разновидностями, разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении формальная композиция, стилизации, трансформации заданных объектов.

Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания монокомпозиции.


4 год обучения Ι полугодие

  1. Стилизованный город.

Задание: Выполнить стилизацию мотива «Стилизованный город» с учетом художественной техники Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие.

Примечание: Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно. При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.

Цель: Изучить основную целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Задачи: Познакомить с новым материалом в декоративной композиции по теме «Стилизованный город» с её разновидностями. Познакомить разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в декоративной композиции: стилизации, трансформации заданных объектов. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания декоративной композиции.

  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя). Техника холодного Батика.

«Открытка».

Цель: Познакомить с определение и понятием композиции в технике «Батик», в задании «Открытка», знакомство со стилизацией для открытки в технике «Батик» и строением плоскости в декоративной композиции. Понятие «Пятна» и «Линии», «Силуэта». Формирование навыков  и умений  при организации технического выполнения  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании эскизы и «Открытки в технике батик».

Задачи: Познакомить учащихся с историей техники батик. Ознакомить с теорией и практикой. Представить лекций познавательного характера, которые включают в себя: показ презентаций, готовых  изделий. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.


  1. Творческое задание.

Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя). Техника холодного Батика.

«Декоративная композиция в технике холодного батика».

Цель: Закрепить определение и понятие композиции в технике холодного «Батика». Развитие восприятия форм, цвета и других визуальных признаков объекта. Выполнить знакомство со стилизацией для «Декоративной композиции в технике холодного батика» и строением плоскости в декоративной композиции. Закрепить понятие «Статики» и «Динамики», «Цельности в композиции». Формирование навыков  и умений  при организации технического выполнения  композиционного пространства в технике холодного батика в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике в творческом задании.

Задача: Научить создавать художественный образ, выбирая индивидуальную композицию в технике холодного батика.

Научить первоначальным навыкам в декорировании ткани. Изучить материалы, необходимые для выполнения изделия в технике художественной росписи по ткани. Познакомить учащихся как с традиционными техниками и приемами росписи ткани, так и с последними тенденциями в декорировании текстильных изделий. Научить применению различных эффектов для достижения наибольшей выразительности.

  1. Декоративный натюрморт.

Задание: Выполнить стилизацию мотива «Декоративный натюрморт» с учетом художественной техники в декоративной композиции – композиция с высокой степенью выразительности, включающая в себя элементы стилизации и трансформации, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие через тон и цвет.

Цель: Творческий подход учащихся к работе при выполнении декоративного натюрморта. Научить приёмам декоративного решения натюрморта. Развивать абстрактное мышление, фантазию, авторскую активность и самостоятельную творческую деятельность. Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.

Задачи: Познакомить с новым материалом в декоративной композиции по теме «Декоративный натюрморт» с её видами стилизации. Познакомить разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в декоративной композиции: стилизации, трансформации заданных объектов. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания декоративной композиции.

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

Очень важно показать детям богатство выразительных средств художественного творчества, дать им возможность своими руками создать красивую реальность, превращая природу и материал в произведения искусства.

По окончанию освоения программы по предмету «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» обучающиеся должны знать:

  • Роль декоративно – прикладного творчества в жизни общества, его художественное и утилитарное значение;

  • Приёмы стилизации и трансформации реальных объектов;

  • Виды орнаментов и приёмы построения;

  • Технологию изготовления «Ниткография»;

  • Технологию изготовления «холодного» батика.


Обучающиеся должны уметь:

  • Создавать декоративные композиции;

  • Стилизовать и трансформировать реальные объекты;

  • Строить разные виды орнаментов;

  • Использовать элементы и композиции орнаментов в оформлении бытовых предметов;

  • Выполнять декоративные композиции в технике росписи «холодный батик» по плоскости, ниткография.

В программе учтены возрастные особенности учащихся. Задания планируются по степени сложности. 
Основными типами занятий являются занятия по изучению трудовых приемов и операций, а также по выполнению простых комплексных работ, цель которых приобретение учащимися технологических знаний, формирование умений выполнения изучаемых приемов, а также их отработка и совершенствование. Занятия по выполнению сложных комплексных работ (выполнение эскиза и работа в материале) раскрывают полную картину уровня каждого учащегося и группы в целом. Нацеливают учащихся к достижению совершенства в работе. 
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Живопись», учебный предмет «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции»:

  • знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;

  • первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

  • знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

  • знания об основах цветоведения;

  • умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

  • навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.



Результатом освоения учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

-умение применять полученные знания о выразительных средствах декоративно - прикладная композиция – ритме, линии, силуэте, цвете, контрасте – в композиционных работах;

-умение находить декоративно - прикладное решения для каждой творческой задачи;

- навыки работы по декоративно - прикладной композиции.


IV .Формы и методы контроля, система оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны: знать:

- виды и жанры прикладного искусства;

- свойства различных художественных материалов;

- правила изображения предметов с натуры и по памяти;

- основы цветоведения;

уметь:

- работать с различными художественными материалами и техниками;

- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.


Критерии оценки.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки:

«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом работа выполнена выразительно, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно. • 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки работы обучающегося, обсуждения этапов работы над декоративной композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

-зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

-экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:

- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет – в 4 классе,

- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет – в 4 классе,

- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет – в 7 классе,

- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет – в 7 классе.



V. Методическое обеспечение учебного процесса.

Методические рекомендации преподавателям

Занятия прикладным творчеством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами народного прикладного искусства (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.


Самостоятельная работа учащихся.

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Средства обучения.

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно: наглядные методические пособия (карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.


Дидактически материалы.

Для успешного результата в освоении программы по композиции декоративно прикладной необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведения;

- таблицы по этапам работы над графической и цветной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и декоративным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет -ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.






























VI. Список литературы и средств обучения


Список методической литературы

  1. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971.

  2. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990.

  3. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.

  4. Гильман Р.А. Художественная роспись. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  5. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.

  6. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.

  7. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М.,1977.

  8. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966.

  9. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.

  10. Корюкин В.Н. Батик. Л.: Издательский дом искусств. Л., 1978.

  11. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4,1995.

  12. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.

  13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.

  14. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985.


Список учебной литературы

  1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

  2. История искусства народов СССР. - М.: Изобразительное искусство, 1984.

  3. Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. -

  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания  изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.

  6. Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1986.

  7. Юон. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1984.

  8. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

  9. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002

  10. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

  11. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

  12. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997

  13. Голубева О.Л. Основы композиции. – М: Изобразительное искусство, 2001.

  14. Иванова Е.И. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.