СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа учебного предмета Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции. Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Программа учебного предмета «Творческая мастерская.
Основы декоративно-прикладной композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
муниципального образования город Ноябрьск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету В.02.УП.02.
Творческая мастерская.
Основы декоративно-прикладной композиции.
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства
«Живопись»
2020
«Одобрено» Методическим советом МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского Протокол от «___» _____ 20 г. №
| «Утверждаю» И. о . директора МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского ______________________Т.А. Веретенникова «___» _____________ 20 г. |
Разработчик: | Круглова Светлана Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского» Г. Ноябрьск
|
Рецензент:
| Ткачук Юлия Александровна Методист МАУ ДО «Детская школа искусств им. П.И. Чайковского» Г. Ноябрьск
|
Содержание
I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации. - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
| 3 |
II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем. Годовые требования
| 7 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
| 19 |
IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание - Критерии оценки
| 20 |
V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся - Дидактические материалы
| 21 |
VI. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Творческая мастерская.
Основы декоративно-прикладной композиции» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению декоративных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Композиция станковая». В каждом изданных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по рисунку и декоративной живописи обязательные требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции прикладной ставятся задачи плоского построения, выявления декоративности, грамотного владения цветом.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла.
Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» составляет 4 года: при 5(6) летней и 8(9) летней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» вариативной части: с 1 по 4 классы по 5(6) летней, и с 4 по 7 классы по 8 (9) летней программе.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» при 5 (6) -летнем и 8 (9)-летнем сроках обучения составляет 132 час. Из них: 131 часа – аудиторные занятия.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации по 5 (6) –летней программе.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации
| Всего часов
| |||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
| ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 132 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 132 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| Итоговая аттестация зачет
|
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации по 8 (9) –летней программе.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации
| Всего часов
| ||||||||||||
Классы | 4 | 5 | 6 | 7 |
| |||||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| |||||
Аудиторные занятия (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 132 | |||||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 132 | |||||
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям | зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| зачет
| Итоговая аттестация зачет
|
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий(численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1 - 4 классы – 1 часа.
4 - 7 классы – 1 часа.
Цель и задачи учебного предмета
Основной целью освоения программы является развитие художественной культуры учащихся.
Программа «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» определяет следующие задачи образовательного процесса:
Образовательные:
Формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, и народов севера.
Ознакомление учащихся с художественной культурой, знакомство с народными промыслами.
Освоение учащимися алгоритма работы над декоративной композицией, законов и правил её построения.
Формирование знаний и умений, необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.
Формирование первоначальных умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций в области декоративно – прикладного искусства.
Приобретение учащимися творческого опыта в изготовлении или оформлении предметов декоративно – прикладного назначения.
Развивающие:
Формирование и развитие творческого, ассоциативного мышления, воображения, эстетического вкуса.
Развитие познавательных интересов и способностей в художественном творчестве.
Воспитательные:
Приобщение к традиционным народным культурным ценностям. Развитие чувства национального самосознания и гордости за принадлежность к народу России.
Привитие любви и бережного отношения к наследию русского Севера, через познание и приобщение к народному творчеству края.
Формирование умения работать в коллективе, делать общее дело.
Формирование уважительного отношения к труду своих товарищей.
Воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности, инициативности.
Осваивая правила создания декоративной композиции, учащиеся движутся от простого к сложному: осваивают стилизацию и делают первые шаги в трансформации.
Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, народного костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции должна быть оснащена удобными столами, компьютером, интерактивной доской.
II. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории декоративно-прикладной композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
Основы композиции декоративно-прикладной.
Стилизация растительных мотивов на основе природных аналогов.
Стилизация зооморфных мотивов на основе природных аналогов.
Стилизация предметов быта. Декоративный натюрморт.
Декорирование плоскости. Линейный орнамент на основе схем симметрии.
Декорирование плоскости. Орнамент в круге на основе схем симметрии.
Цвет в композиции декоративно-прикладной.
Создание художественного образа в декоративно-прикладной композиции.
Знакомство с техниками: коллаж, нитевая графика, батик.
Выполнение итоговой работы в технике батик.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||||||
Теоретическая часть | Максимальная Учебная нагрузка | ||||||||
1 год обучения Ι полугодие | |||||||||
1.
| Введение. Декоративно - прикладное искусство как искусство гармонии между функциональностью вещей и ее художественной ценностью. Виды декоративно - прикладного искусства. Понятие художественного образа и средства его воплощения в декоративно-прикладном искусстве. Особенности декоративно - прикладной композиции. | урок | 1 | 1 | |||||
2 | Композиционный центр в композиции декоративно - прикладной. | урок | 1 | 7 | |||||
3 | Творческое задание. | урок | 1 | 8 | |||||
1 год обучения ΙI полугодие | |||||||||
4. | Ритм в декоративной композиции. | урок | 2 | 9 | |||||
5. | Творческое задание. | урок | 2 | 8 |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Теоретическая часть | Максимальная Учебная нагрузка | ||||
2 год обучения Ι полугодие | |||||
1. | Тематический натюрморт.
| урок | 2 | 8 | |
2. | Творческое задание. | урок | 1 | 8 | |
2 год обучения ΙI полугодие | |||||
3. | Стилизация и Трансформация
| урок | 2 | 9 | |
4. | Творческое задание. | урок | 1 | 8 |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Теоретическая часть | Максимальная Учебная нагрузка | ||||
3 год обучения Ι полугодие | |||||
1. | Геометрический орнамент в полосе. | урок | 2 | 8 | |
2. | Творческое задание. Нитевая графика. Эскизы. | урок | 2 | 8 | |
3 год обучения ΙI полугодие | |||||
3. | Творческое задание. Нитевая графика. | урок | 2 | 9 | |
4. | Формальная композиция. | урок | 2 | 8 |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Теоретическая часть | Максимальная Учебная нагрузка | |||||
4 год обучения Ι полугодие | ||||||
1. | Стилизованный город. | урок | 1 | 8 | ||
2. | Творческое задание. Открытка Батик. | урок | 1 | 8 | ||
1 год обучения ΙI полугодие | ||||||
3. | Творческое задание. Декоративная композиция в технике «Холодный батик». | урок | 1 | 9 | ||
4. | Декоративный натюрморт. | урок | 1 | 8 |
Содержание учебного предмета.
1 год обучения Ι полугодие
1. Введение.
Декоративно - прикладное искусство как искусство гармонии между функциональностью вещей и ее художественной ценностью. Виды декоративно - прикладного искусства. Понятие художественного образа и средства его воплощения в декоративно-прикладном искусстве. Особенности декоративно - прикладной композиции.
Вводная беседа об основных законах и правилах декоративно - прикладной композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений художников.
Цель: знакомство с понятиями «декоративно - прикладная композиция», «виды декоративно - прикладной композиции».
Задача: знакомство с программой по декоративно - прикладной композиции, материалами и
техниками, применяемыми при создании композиций.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.
Композиционный центр в композиции декоративно - прикладной. Формальная композиция.
Задание: Выполнить упражнения «Композиционный центр».
Цель: Закрепить определение и понятие композиции, знакомство со способами выделения композиционного центра в декоративной композиции. Понятие движения формы, массы, силуэта. Формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике.
Задачи: выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов; закрепление умения пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений;
- побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач;
- формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.
Предлагаемые аудиторные задания:
Равновесие основных элементов композиции в формате.
Композиционный центр, Правило «Золотого сечения».
Смысловой центр.
Акцент.
Контраст и нюанс, тождество.
Цвет.
Форма.
Масштаб.
Творческое задание.
Задание: Выполнить эскизы и работу в материале «Творческое задание» (по выбору преподавателя).
Цель: Закрепить определение и понятие композиции, со способами выделения композиционного центра в декоративно-прикладной композиции. Формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в творческом задании, применяя полученные знания на практике.
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.
1 год обучения ΙI полугодие
Ритм в декоративной композиции.
Задание: Выполнить «Ритм в декоративной композиции».
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент», знакомство со стилизацией и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике.
Задачи: выполнение композиционных упражнений из геометрических или упрощенных (стилизованных) форм. Используя ограниченного количества цветов выложенных в орнаментальный ряд; закрепление умения пользоваться изобразительными материалами и инструментами, необходимыми при выполнении упражнений;
- побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения поставленных учебных задач;
- формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.
Творческое задание.
Задание: Выполнить эскизы для выполнения «Творческое задание» (по выбору преподавателя).
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент», знакомство со стилизацией и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.
2 год обучения Ι полугодие
Тематический натюрморт.
Задание: Выполнить «Тематический натюрморт».
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация», «Композиционный центр», знакомство со строением декоративного натюрморта в декоративной композиции. Понятие «открытого» и «замкнутого» пространства. Формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания натюрморта. Развитие творческих способностей.
Творческое задание.
Задание: Выполнить эскизы для выполнения «Творческое задание» (по выбору преподавателя).
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Ритм» «Орнамент» «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.
2 год обучения ΙI полугодие
Стилизация и трансформация.
Задание: Выполнить «Стилизацию и трансформацию зооморфного мотива».
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация зооморфного мотива», «Трансформация», знакомство со стилизацией представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование, как, например, в шаржах. Формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Развитие познавательной и творческой активности в изучении способов графической стилизации изображения животных. Развитие творческого воображения и образного мышления. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить линией и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания зооморфного мотива. Развитие творческих способностей.
Творческое задание.
Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя).
Цель: Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация зооморфного мотива» «Орнамент» «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением орнамента в декоративной композиции. Понятие «симметрия» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к народному искусству.
3 год обучения Ι полугодие.
Геометрический орнамент.
Задание: выполнить «Геометрический орнамент в полосе».
Цель: В практическом задании по декоративной композиции изучить:
Поэтапность ведения работы. Разработать эскизы. Многовариантность составления элемента и чередования элемента. Первая часть листа должна содержать несколько эскизов геометрического элемента состоящего из заданных фигур. Сложность орнаментального мотива. Выявление ритма в орнаменте. Научить и использовать заданные тональности элементов. Научить композиционно размещать орнамент в полосе. Качество исполнения орнамента в полосе.
Примечание: каждый элемент может состоять из неограниченного количества заданных:
(по размеру и тону геометрических фигур; геометрические фигуры с сохранением пропорций могут поворачиваться в плоскости под любым углом, накладываться друг на друга, причём, получаемая при пересечении фигура меняется по тону (например, фигура 1 - чёрная; фигура 2 - белая; пересечение - серое).
Вторая часть листа должна состоять из нескольких вариантов ритмической организации орнаментальной полосы (различные принципы повтора геометрического, элемента) из наиболее удачных ранее разработанных элементов.
Примечание: изображение должно носить эскизный характер. 2-й этап: 1, Выполнить геометрический орнамент в полосе по разработанному эскизу с использованием чертёжных инструментов (ширина орнаментальной полосы - 6-8 см.).
Задачи: Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания геометрического орнамента. Развитие творческих способностей. Вызвать интерес к дизайнерскому искусству.
Творческое задание.
Задание: Выполнить «Творческое задание», эскиз «Ниткография». (По выбору преподавателя).
Цель: Приобретение знаний и умений в технике ниткография. Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация в пейзаже и зооморфных мотивов», «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением декоративно-прикладной композиции в изделии. Понятие «» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (ниткография) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.
Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей рисование нитью.
3 год обучения ΙΙ полугодие.
Творческое задание.
Задание: Выполнить «Творческое задание», выполнить в материале «Ниткография». (По выбору преподавателя).
Цель: Приобретение знаний и умений в технике ниткография. Закрепить определение и понятие композиции «Стилизация в пейзаже и зооморфных мотивов», «Национальные традиции», знакомство со стилизацией народов Севера и строением декоративно-прикладной композиции в изделии. Понятие «» и «асимметрия» силуэта. Формирование навыков и умений при организации орнаментального композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задачи: Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (ниткография) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении декорирования, стилизации, трансформации заданных объектов.
Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей рисование нитью.
Формальная композиция.
Задание: Изучить приёмы и свойства декоративной композиции, геометрический, психологический и композиционный центры. Рассмотреть особенности замкнутой и открытой композиции и применить это на практике. На отдельных листах формата А5 выполнить ряд эскизов с разными видами композиционных центров.
Задание: Изучить виды симметрий и асимметрий в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, симметричным и асимметричным расположением элементов.
Задание: Изучить виды статика и динамика в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, статичным и динамичным расположением элементов.
Задание: Изучить виды Ритм и Метр в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, ритм и метр расположением элементов.
Задание: Изучить виды знаков и эмблем в декоративных композициях, их принципы. Рассмотреть понятие равновесия в монокомпозиции. Создать ряд эскизов с чётко обозначенным композиционным центром, законы композиции, расположением элементов. Акцент.
Цель: Овладение принципами формально-композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиционном произведении.
Задача: Познакомить с новым материалом в формальной композиции с её разновидностями, разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в направлении формальная композиция, стилизации, трансформации заданных объектов.
Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания монокомпозиции.
4 год обучения Ι полугодие
Стилизованный город.
Задание: Выполнить стилизацию мотива «Стилизованный город» с учетом художественной техники Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие.
Примечание: Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно. При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность композиции и предметов в ней.
Цель: Изучить основную целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
Задачи: Познакомить с новым материалом в декоративной композиции по теме «Стилизованный город» с её разновидностями. Познакомить разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в декоративной композиции: стилизации, трансформации заданных объектов. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания декоративной композиции.
Творческое задание.
Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя). Техника холодного Батика.
«Открытка».
Цель: Познакомить с определение и понятием композиции в технике «Батик», в задании «Открытка», знакомство со стилизацией для открытки в технике «Батик» и строением плоскости в декоративной композиции. Понятие «Пятна» и «Линии», «Силуэта». Формирование навыков и умений при организации технического выполнения композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании эскизы и «Открытки в технике батик».
Задачи: Познакомить учащихся с историей техники батик. Ознакомить с теорией и практикой. Представить лекций познавательного характера, которые включают в себя: показ презентаций, готовых изделий. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих способностей.
Творческое задание.
Задание: Выполнить «Творческое задание» (по выбору преподавателя). Техника холодного Батика.
«Декоративная композиция в технике холодного батика».
Цель: Закрепить определение и понятие композиции в технике холодного «Батика». Развитие восприятия форм, цвета и других визуальных признаков объекта. Выполнить знакомство со стилизацией для «Декоративной композиции в технике холодного батика» и строением плоскости в декоративной композиции. Закрепить понятие «Статики» и «Динамики», «Цельности в композиции». Формирование навыков и умений при организации технического выполнения композиционного пространства в технике холодного батика в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике в творческом задании.
Задача: Научить создавать художественный образ, выбирая индивидуальную композицию в технике холодного батика.
Научить первоначальным навыкам в декорировании ткани. Изучить материалы, необходимые для выполнения изделия в технике художественной росписи по ткани. Познакомить учащихся как с традиционными техниками и приемами росписи ткани, так и с последними тенденциями в декорировании текстильных изделий. Научить применению различных эффектов для достижения наибольшей выразительности.
Декоративный натюрморт.
Задание: Выполнить стилизацию мотива «Декоративный натюрморт» с учетом художественной техники в декоративной композиции – композиция с высокой степенью выразительности, включающая в себя элементы стилизации и трансформации, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие через тон и цвет.
Цель: Творческий подход учащихся к работе при выполнении декоративного натюрморта. Научить приёмам декоративного решения натюрморта. Развивать абстрактное мышление, фантазию, авторскую активность и самостоятельную творческую деятельность. Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.
Задачи: Познакомить с новым материалом в декоративной композиции по теме «Декоративный натюрморт» с её видами стилизации. Познакомить разными методами и приёмами («Композиционный центр», «Симметрия и асимметрия», «Статика и динамика», «Ритм и метр») использования в работе. Формирование знаний необходимых для работы в декоративной композиции: стилизации, трансформации заданных объектов. Совершенствовать способности образного мышления продолжать развивать у учащихся творческую самостоятельность, способность анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами, пятнами и линией, выделять главное и второстепенное для создания декоративной композиции.
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
Очень важно показать детям богатство выразительных средств художественного творчества, дать им возможность своими руками создать красивую реальность, превращая природу и материал в произведения искусства.
По окончанию освоения программы по предмету «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» обучающиеся должны знать:
Роль декоративно – прикладного творчества в жизни общества, его художественное и утилитарное значение;
Приёмы стилизации и трансформации реальных объектов;
Виды орнаментов и приёмы построения;
Технологию изготовления «Ниткография»;
Технологию изготовления «холодного» батика.
Обучающиеся должны уметь:
Создавать декоративные композиции;
Стилизовать и трансформировать реальные объекты;
Строить разные виды орнаментов;
Использовать элементы и композиции орнаментов в оформлении бытовых предметов;
Выполнять декоративные композиции в технике росписи «холодный батик» по плоскости, ниткография.
В программе учтены возрастные особенности учащихся. Задания планируются по степени сложности.
Основными типами занятий являются занятия по изучению трудовых приемов и операций, а также по выполнению простых комплексных работ, цель которых приобретение учащимися технологических знаний, формирование умений выполнения изучаемых приемов, а также их отработка и совершенствование. Занятия по выполнению сложных комплексных работ (выполнение эскиза и работа в материале) раскрывают полную картину уровня каждого учащегося и группы в целом. Нацеливают учащихся к достижению совершенства в работе.
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Живопись», учебный предмет «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции»:
знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;
первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
знания об основах цветоведения;
умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.
Результатом освоения учебного предмета «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладной композиции» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
-умение применять полученные знания о выразительных средствах декоративно - прикладная композиция – ритме, линии, силуэте, цвете, контрасте – в композиционных работах;
-умение находить декоративно - прикладное решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по декоративно - прикладной композиции.
IV .Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны: знать:
- виды и жанры прикладного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Критерии оценки.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом работа выполнена выразительно, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно. • 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки работы обучающегося, обсуждения этапов работы над декоративной композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
-зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
-экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет
возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 5 лет – в 4 классе,
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 6 лет – в 4 классе,
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 8 лет – в 7 классе,
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет – в 7 классе.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации преподавателям
Занятия прикладным творчеством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами народного прикладного искусства (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся.
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Средства обучения.
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно: наглядные методические пособия (карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Дидактически материалы.
Для успешного результата в освоении программы по композиции декоративно прикладной необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведения;
- таблицы по этапам работы над графической и цветной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и декоративным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет -ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
VI. Список литературы и средств обучения
Список методической литературы
Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971.
Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990.
Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.
Гильман Р.А. Художественная роспись. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.
Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.
Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М.,1977.
Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966.
Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
Корюкин В.Н. Батик. Л.: Издательский дом искусств. Л., 1978.
Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4,1995.
Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985.
Список учебной литературы
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
История искусства народов СССР. - М.: Изобразительное искусство, 1984.
Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. -
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.
Школа изобразительного искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1986.
Юон. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1984.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
Голубева О.Л. Основы композиции. – М: Изобразительное искусство, 2001.
Иванова Е.И. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.