СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская по литературе для 5 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская по литературе для 5 кл»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский

Самарской области


Рассмотрена

на заседании МО классных руководителей

Протокол № 1 от ________2021г.



Проверена

Заместитель директора

по ВР:_________________ Соловьёва Е.В.

« » августа 2021г.


Утверждена приказом по школе №196-ОД от 30.08.2021


Директор школы: ____________Харымова Л.Н.





Рабочая программа внеурочной деятельности

Творческая мастерская

для учащихся 5 классов


учитель: Измайлова Светлана Николаевна

2021-2022 учебный год






Ст. Клявлино

2021 год


Пояснительная записка


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

4. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5. Письмо Минобрнауки Самарской области от 17.02. 2016 г. № МО-16-09-01,173 ТУ « О внеурочной деятельности»;

6.Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»


Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе.

Мастерская по литературе - один из современных способов общения учащихся и педагога. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели.

Программа предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.

В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход: каждый учащийся может свободно выбрать направление, форму и темп работы. Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике работы над высказыванием. Группа формируется из детей 10-13 лет с разным уровнем базовых знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.

Основные виды деятельности :

  • Работа с источниками информации.

  • Творческие работы.

  • Выразительное чтение.

  • Работа с компьютерными программами.

  • Исследовательская деятельность.

  • Свободная творческая дискуссия.

  • Ролевые игры.

  • Литературные гостиные.

  • Практическая работа (подготовка докладов, рефератов, материалов для участия в творческих литературных конкурсах).

  • Информационно-компьютерные технологии.

  • Словотворчество.

  • Беседы.

  • Конкурсы.

  • Творческие отчеты.

  • Участие в массовых мероприятиях.

  • Выпуск газет, бюллетеней, публикации произведений собственного сочинения.

  • Сообщения, доклады, рефераты.

  • Литературные слушания.

  • Экскурсии.

Цели программы «Творческая мастерская»:

- Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению литературы; для развития ценностных отношений школьника к слову, литературе, Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта публичного выступления, саморазвития, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

- Формирование мотивации к развитию творческих литературных способностей школьников, их литературного дара

- Совершенствовать умение учеников анализировать текст, продолжить работу по развитию устной и письменной речи; привлечь внимание учащихся к проблеме, воспитание активного интереса к знаниям, к чтению литературных произведений.

Задачи:

Предметные задачи:

-дать обучающимся знания об исторически сложившихся нормах построения поэтических текстов, их формально-содержательных особенностях;

-предоставить обучающимся возможность реализовать свой интерес к литературе;

-повышать мотивацию обучаемых к освоению филологических дисциплин, к чтению художественной литературы;

-воспитывать квалифицированного читателя, формировать навыки анализа эпизода;

-обучать текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин

(определять жанровые признаки стихотворного текста).

Метапредметные задачи:

1.Формирование информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как:

- способность чтения и понимания текста,

- умение добывать информацию из справочной литературы и Интернет- ресурсов.

2.Формирование коммуникативной компетенции:

- восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней.


Задачи, формирующие личностные качества учащихся:

-самостоятельность, активность и инициативность;

-создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.


Методы, способы и формы работы:

1) Основной метод, используемый на занятиях, – проблемно-диалогический.

2) Формы организации обучения:

- Занятие как коммуникативное событие – ведущая форма организации обучения.

- Творческая мастерская.

- Практикум.

- Защита проектных работ.


Формы работы с текстом на занятии:

предварительные индивидуальные задания, выразительное чтение текста учителем, рефлексия, словарная работа, работа с заглавием, выделение смысловых частей текста (особенности композиции), сравнение текстов разных авторов, наблюдения над особенностями текста и выполнение заданий учителя, работа над стилем текста (средства художественной выразительности), выявление способов авторского отношения, тренинг по выразительному чтению, экспертирование текста, создание собственного текста.


Место учебного предмета в учебном плане


Программа курса рассчитана на 1 год обучения в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю).


Планируемые  результаты освоения программы  курса


на базовом уровне  выпускник научится:

-чувствовать красоту и выразительность речи,

-осознанно воспринимать и понимать текст,

-выявлять характерные жанровые особенности текста и на этой основе определять жанровую разновидность произведений,

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания,

- воспринимать художественный текст как произведение искусства,

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока,

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели,

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы,

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

На повышенном уровне выпускник получит возможность научиться:

- создавать собственный текст в рамках определенного жанра;

- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты;

- самовыражаться через слово.


Личностные результаты:

Выпускник научится:

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Выпускник получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной и мировой литературе.

- Оценивать свои и чужие произведения.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- Удерживать цель деятельности до получения еѐ результата.

- Анализу достижения цели.

Выпускник получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.


Коммуникативные универсальные действия:

Выпускник научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции других людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. 


Познавательные универсальные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.


Главные ожидаемые результаты:

1. Реализация творческого потенциала детей.

2. Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли.

3. Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству.

4. Научить создавать самостоятельно стихотворные и художественные тексты.

5. Сформировать эстетический вкус как ориентир в самостоятельном восприятии искусства.



Содержание программы


1.Введение. В мире литературы -2ч

Путешествие в истоки литературы Цели, задачи кружка. Анкетирование по выявлению интересов, наклонностей учащихся.Экскурсия в библиотеку. Встреча с местной поэтессой

2.Литературные чтения (4ч.)

Литературные чтения, посвященные писателям и поэтам юбилярам. Беседа о великой силе поэзии. Литературный брейн-ринг. Путешествие в страну Литературию. Викторина по творчеству писателя

Теория литературы (2ч.)

Советы начинающему поэту. Правила художественной декламации. Ораторское мастерство. Волшебство эпитета, метафоры, сравнения

Творческая деятельность (.)

Составление стихотворных поздравлений к праздникам. Рекламная кампания «Коронация писателя». «Реализация таланта». Составление текстов поэтического (прозаического) характера

Подготовка к конкурсам и участие в них(.)

Конкурсы стихов «Лермонтовские чтения», "Живая классика", стихи об Афганистане, стихи о победе

Исследовательская деятельность (6 ч.)

Презентации на литературную тему, творческих заданий. Творческие проекты. «Традиции моей семьи», «Фотография из семейного альбома» (сочинения, рассказы, исследовательские статьи).

Инсценирование произведений (5 ч.)

Работа над выразительностью речи, над словом, постановка голоса, дикции; чтение по ролям. Инсценирование сказок, мини-пьес. Новогодние сценки. Инсценирование эпизодов писателей -юбиляров.

Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий ( 2ч.)

Презентации: «Поэты, художники и композиторы. Выражение настроения в произведении изобразительного искусства, музыки и слова», Презентации на литературную тему: "Мой любимый писатель-юбиляр"

Итог (1 ч.) Творческий отчет работы кружка.


Всего 34 ч.



Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

Введение

1

-1

2

Литературные чтения

1

3

4

Теория литературы

2

-

2

Творческая деятельность

-

8

8

Подготовка и участие в конкурсах

-

4

4

Исследовательская творческая деятельность


6

6

Инсценирование

1

4

5

Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий

-

2

2

Итог

1

-

1

Всего

6

28

34




Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Форма деятельности

Дата по плану

Фактическая дата проведения


I-Введение. В мире литературы-2ч


1

Путешествие в истоки литературы.


анкетирование



2

Библиотечный час «Экскурсия по книжным полкам». В гостях у местного поэта.

Экскурсия в библиотеку




II-Литературные чтения-4ч

3

Знакомимся с творчеством Э.Н.Успенского)

Ролевое чтение, инсценирование его рассказов



4

Литературный брейн-ринг, посвященный творчеству Э.Успенского

Игра по вопросам



5

Читаем М.Пришвина. Викторина по творчеству М.Пришвина

Чтение отрывков из рассказов писателя, пересказ сюжетов



6

Ролевое чтение отрывков из рассказов Носова

Ролевое чтение




III-Теория литературы

7

Советы начинающему поэту. Правила художественной декламации.

Беседа о великой силе поэзии.



8

Волшебство эпитета, метафоры, сравнения

практикум




Творческая деятельность-8ч

9--14

Сочиняем сами.


Составление текстов поэтического (прозаического) характера



15

Составление стихотворных поздравлений к праздникам

Написание стихов

Конкурс лучших



16

Рекламная кампания.

Составление рекламы к юбилею писателя, о книге, к праздникам




Подготовка к конкурсам и участие в них(.)

17

Подготовка к конкурсу "Лермонтовские чтения"


Декламация поэтического текста

Конкурс лучших исполнителей



18

Подготовка к Всероссийскому конкурсу "Живая классика"


Декламация прозаического текста

Конкурс лучших исполнителей



19

Стихи об Афганистане




20-

Стихи о победе





Исследовательская деятельность-6ч

21-23

Фотография из семейного альбома

Творческий проект



24-26

Традиции моей семьи.

эссе , презентация




Инсценирование (5 ч.)

27

Работа над выразительностью речи, над словом, постановка голоса, дикции;


Выразит. чтение по ролям, проговаривание скороговорок.



28-29

Ставим сценки к праздникам.

Заучивание ролей

исценирование



30-31

Инсценирование эпизодов из произведений писателей юбиляров

Заучивание ролей

исценирование




Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий

( 2ч.)

32

Проекты. Презентации"Мой любимый писатель..."

Поиск материалов к проекту о любимом писателе -юбиляре 2018года



33

Защита проектов.

Презентация "Мой любимый писатель-юбиляр"




Итоговое занятие-1ч

34

Итоговое занятие.


Творческий отчет работы кружка.





Литература


1.Бершадская Н.Р. Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе» М; Просвещение,1986 г.

2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся». М. Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999 г.

3. Вишневский К. Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха. Пособие для учащихся / Под ред. Л. И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979 г.

4. Григорьева М.Н. «Учимся сочинять загадки», Начальная школа №3, 2003г, с. 33-35.

5. Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.

6. Карсалова Е. В. «Стихи живые сами говорят…»: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990, с.68.

7. Л.Н. Яровая. Внеклассные мероприятия. Спектакли. Викторины. М.; Вако, 2004 г.

8. Носков В.Б., Никонов О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса в двух частях.  Екатеринбург,1996

9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985, с. 18.

10. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учебное пособие для студ. филол. фак. ВУЗов – М.: «Академия», 2004.

11. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./

12. Художественные произведения Э.Успенского, М.Пришвина, М.Горького, Н.Носова, С.Михалкова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!