«Лекарство для души»
(творческая программа «Активные формы и технологии организации деятельности литературно - театральной студии как средство духовно-нравственного воспитания»)
«Наставь юношу при начале пути его:
он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 6)
Творческая программа «Активные формы и технологии организации деятельности литературно - театральной студии как средство духовно-нравственного воспитания» разработана в соответствии с концепцией «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», методическим конструктором «Внеурочная деятельность школьников». Программа предназначена для разновозрастного контингента учащихся 5-11 классов. Целями программы является следующее: развитие ценностного мира учащихся; устранение духовно-нравственных содержательных пробелов учебных занятий по литературе с целью создания целостного компонента учебного предмета; воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.
Программа представлена краткой информационно-технологической картой,
Содержание |
1.Введение |
2.Информационно-технологическая карта творческой программы |
3.Творческая программа «Лекарство для души» |
3.1. Пояснительная записка |
3.2. Обоснование целесообразности и место программы в гуманистической воспитательной системе школы |
3.3. Комплексно-содержательное наполнение программы |
4. Используемые источники |
5. Приложение Модели внеклассных занятий и сценарии спектаклей Данные о рефлексии (после работы над мировоззренческим спектаклем «Снежная королева») Социальные проекты «С чего начинается Родина», «Игрушка в ладошке- детство в окошке» |
6. Результаты работы по программе |
6.1.Диагностика по методике «Пословицы» |
6.2. Исследовательские работы учащихся |
6.3. Письменные работы учащихся |
6.4.Грамоты и дипломы учащихся |
1.Введение
Мы знаем, мы глубоко чувствуем,
что там, в глубине детской души,
есть много прекрасных струн,
знаем, что в душе детской звучат мелодии –
видим их на детском лице, как бы вдыхаем в себя
благоуханье, исходящее от детской души –
но стоим перед этим с мучительным чувством
закрытой и недоступной нам тайны
(Протопресвитер В.Зеньковский)
Кто-то воспитывает примером, кто-то - пряником, а я воспитываю словом. За 20 лет своей педагогической деятельности я привыкла отождествлять жизненные поступки со словами. Слова жизни складываются в предложения, предложения - в повести лет. Как ни странно: есть такие слова, трепет которых мы слышим всюду. Но они не заставляют трепетать наши души и сердца. Другим же нет цены. Они необходимы, как воздух, как дыхание, как свет.
Отечество, Культура, Человек, Традиции – это те ценности, которые являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов лежит в основе духовно-нравственного развития школьников. Закон «Об образовании» (Ст. 9, п. 6) определяет духовно-нравственное развитие школьников как первостепенную задачу современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Личность каждого воспитанника есть ценность. И с самого раннего времени происходит битва за нее. Где она происходит? На улице, среди стихийной компании , в зале для компьютерных игр или где-то еще … Человек не становится человеком сам по себе. За него нужно биться. Арена борьбы не снаружи. Арена борьбы - сам человек, его мысли и чувства, его память. Побежденный , он идет рушить, преследовать, прятаться в тюрьмы. А победивший – он Мастер…
При умелом воздействии на чувства ученика различными активными , эмоционально-образными формами педагог может изменить его сознание. Сознание в свою очередь позволит сложиться привычкам и устоям, сформирует у ребенка «стержень», моральные ценности, мировоззрение.
Духовно-нравственное воспитание
сознание
привычки, устои чувства
Творческая программа «Лекарство для души» («Активные формы проведения внеклассных занятий литературно - театральной студии») предлагает рассмотреть и прочувствовать богатое духовно-нравственное содержание художественной литературы, проповедующей христианские ценности: добро, уважение к человеку, Отечеству милосердие, сострадание во взаимосвязи с этическими и эстетическими категориями.
Ученики должны не только прочитать, обсудить добрые дела, честные поступки героев, но и пропустить все события через себя, пройти все испытания, муки совести, испытать чувство «катарсиса», чтобы внутренне очиститься, пересмотреть свое ценностное отношение, стать лучше. Это и является желаемым результатом творческой программы.
2.Информационно-технологическая карта
Полное название программы | Творческая программа «Лекарство для души» («Активные формы проведения внеклассных занятий литературно - театральной студии») |
Главные цели: | 1.Развитие ценностного мира учащихся 2.Устранение духовно-нравственных содержательных пробелов учебных занятий по литературе с целью создания целостного компонента учебного предмета 3. Воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев. |
Область применения: | Общеобразовательные учреждения |
Краткое содержание | Программа представлена структурой, тематическим планированием занятий литературно-театральной студии, методическими разработками занятий с использованием различных форм и технологий |
Возможности использования представленного опыта | Досуговая, творческая, социально значимая деятельность, краеведческая, познавательная внеурочная деятельность учащихся |
Место реализации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Алексина Тульской области |
Участники программы | Учащиеся 5-11 классов |
Трансляция положительного опыта программы | 10,11 муниципальные фестивали театрального творчества в городе Алексине Тульской области, муниципальный этап Всероссийского конкурса «Я гражданин России» региональный конкурс творческих работ «Благодатный отрок» 9,10 муниципальные фестивали театрального творчества муниципальные семинары учителей русского языка и литературы, заместителей директоров по ВР г. Алексина Тульской области |
Социальные партнеры программы | Представители благочиния г. Алексина Тульской области; Центр социального обслуживания населения г. Алексина, Алексинский краеведческий музей, реабилитационный центр детей и подростков Тульской области, совет ветеранов войны и труда г.Алексина Тульской области |
3.Творческая программа «Лекарство для души»
«…при сеянии духовного семени
должно рассуждать о времени,
о лицах, о количестве и его качестве»
(преподобный Иоанн Лествичник)
3.1.Пояснительная записка
Актуальность программы «Лекарство для души
Сегодня духовно-нравственное состояние молодежи вызывает глубокие опасения. И это проблема всего общества. Современный мир формирует новое мировоззрение, которое несет в себе идеалы, чуждые христианству. Понимание предназначения человека, его места в мире, система его взглядов и ценностей находятся в материальной плоскости. Современный человек ищет комфорта, роскоши, удовольствий, и в этом видит весь смысл своей жизни и деятельности. В наши дни уже не сам человек, но технократическое общество формирует его потребности и привычки. «Цивилизация — эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога», — пишет профессор В. Н. Лосский. Ее задача — не дать человеку прийти в себя, задуматься о ценности своей жизни. Под воздействием технологического развития происходит всё большее отчуждение человека не только от Бога и окружающего мира, но и от самого себя».
Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить путем интеграции литературного и театрального творчества. То, что добывается своим трудом, то дороже. В процессе творческого соприкосновения ребята учатся вступать в диалог о вечном: любви, красоте, счастье, предназначении человека, совести, Родине. В таком диалоге ребенок обнаружит, что он не самый главный, что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставлять себя другим и не терять свое «Я».
Обоснование целесообразности
Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека, особенно пораженного каким-либо тяжелым, подчас неизлечимым недугом. Книга в нашем сознании, это, прежде всего, хранительница знаний, передающая духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяющая людей разных времен и народов посредством слова. Однако книга обладает еще одной уникальной способностью – врачевать людские души и тела. Особенностью творческой программы является использование принципа культурособразности, основанного на приобщении к общечеловеческим ценностям через рассмотрение художественных произведений блоками с точки зрения этических и эстетических категорий: героического и повседневного , возвышенного и низменного, комического и трагического, а также нравственно –философских понятий: подвиг, честь, долг, память, совесть. Разнообразны темы описываемых занятий, но едино стремление к незаурядности, желание сделать свое творчество необыкновенными по силе эмоционального воздействия неотделимого от воздействия духовно-нравственного. Для организации деятельности предлагается использовать активные технологии и формы : фабульную композицию, творческую мастерскую, социальное проектирование, дискуссию, исследование. Эти моменты погружения в мир постижения истины приобщают учащихся к творчеству многосторонне .Исходя из этого, при подготовке к занятиям необходимо использовать ряд приемов, широко известных в театральном искусстве и воздействующих на эмоциональную сферу учащихся:
прием соучастия;
прием персонификации, построенный на способности сопереживать состояния других людей, входить в их внутренний мир, соотносить их поступки и размышления со своими;
обеспечение "творческого самочувствия" (термин К.С.Станиславского) участников, предусматривающее предварительное прочтение , осмысление, обсуждение всеми учащимися используемого материала.
Участники программы
Участниками, претворяющими в действие творческую программу литературно-театральной студии являются учащиеся 5-10 классов, которые входят в состав школьного театрального коллектива. Каждый ученик занимает свою ролевую позицию: художник-декоратор, художник по костюмам, помощник сценариста , помощник режиссера, журналист, звукооператор, декоратор, артисты (исполнители ролей), ведущий, оформитель, театральный критик .
Премьеры, спектакли, представления позволяют побывать каждому в разнообразных ролевых позициях. Таким образом, проигрывая разные роли воспитанники устанавливают и расширяют свои способы взаимодействия с окружающим миром, учатся жить в коллективе, принимать социальные нормы и соответствовать им, что важно для воспитания будущего гражданина.
Методологическим основанием программы является духовно-нравственный и культурный опыт человека, основанный на христианских ценностях, а также понятия этики и эстетики: прекрасное ,возвышенное, трагическое, вечное.
Место программы в гуманистической системе школы
Все это приобретает особое значение в нашем общеобразовательном учреждении, стены которого хранят уникальную по воспитательному воздействию память прошлого. Свидетельством чему служит мемориальная доска , расположенная на здании школы ( с декабря 1941 года по февраль 1945 года в школе располагался эвакогоспиталь №5384). В школьных стенах лечили раненых в годы Великой Отечественной войны, а сегодня школа призвана выполнять благородную миссию – оказывать целительное духовно-нравственное воздействие на души и умы молодого поколения. Наша литературно-театральная студия является воспитательным центром в развивающейся гуманистической воспитательной системе школы. Использование активных форм и технологий при проведении занятий в литературно-театральной студии дает возможность интегрировать различные виды внеурочной деятельности, достигая результатов различного
уровня: от приобретения социальных знаний до получения опыта самостоятельного общественного действия.
Идея ГВС школы:
Воспитание культуры жизненного самоопределения учащихся
Литературно-театральная студия - воспитательный центр школы
Цели: развитие ценностного мира учащихся;
-устранение духовно-нравственных содержательных пробелов учебных занятий по литературе с целью создания целостного компонента учебного предмета;
-воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.
3. Воспитание ученика с активной гражданской позицией, уважающего героическое прошлое Отечества; саморазвивающейся личности, моделирующей свое отношение с другими людьми на примере поступков героев.
Познавательная деятельность
развитие интереса к чтению, к книге, к литературе духовно-нравственного содержания, активное использование опорных литературных знаний, обобщенных читательских, сценических умений и навыков для ценностного формирования идеалов, основанных на православных ценностях.
Беседа, познавательные экспедиции, учебные исследования
Социальное творчество
воспитание активной гражданской позиции подрастающего поколения
Социальные проекты
Проблемно-ценностное общение
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Этические беседы, дискуссии
Художественное
создание условий для самовыражения, воплощения идеи общечеловеческих ценностей на творческих площадках
Фестивали, выступления в социуме, спектакли
Структура программы
По своему замыслу , характеру, воплощению, манере подачи материала, по силе воздействия предлагаемые активные формы проведения занятий с учащимися содержат процесс художественного познания и выстроены в соответствии с возрастными особенностями развития школьников . Схематично основные положения данной творческой программы можно представить следующим образом:
№ | Приоритеты в содержании воспитания на каждом этапе возрастного развития ребенка | Этапы возрастного развития | Оптимальные формы и методы |
1. | Помочь ребенку гармонизировать картину мира, чтобы противостоять злу в сердце его и выстраивать основания добра. | Младший подростковый возраст (5-6 классы) -потребность в усвоении культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения -потребность в проявлении собственной внутренней позиции -потребность в самопознании -потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия | -Творческая мастерская «В поисках синей птицы» ( разговор –размышление о счастье) Социальный проект «игрушка в ладошке - детство в окошке» |
2. | Развивать состояние в осознании категории совести , представлений о добре и зле, готовность к покаянию - исправлению жизни; Воспитывать потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего) | Средний подростковый возраст (7-8 классы) -стремление сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки -потребность поговорить о себе со взрослым -потребность в уважении чувства взрослости и самостоятельности | Мировоззренческий спектакль «Снежная королева» Исследовательская работа «Сила слова Божьего в сказке «Снежная королева» -Фабульная композиция «Цирк» ( по творчеству С. Михалкова) Творческие работы |
3. | Воспитывать стремление к самовоспитанию, самообразованию — к соответствию себя, своего поведения и образа мыслей (помыслов) Образу как образцу | Старший подростковый возраст (9 класс) -потребность в эмоциональном взаимодействии со взрослыми -потребность личностном самосовершенствовании -стремление побыстрее войти во взрослый мир | Творческая мастерская «родник души» Исследовательская работа «Чувства добрые в поэзии А.С. Пушкина» |
4. | Способствовать конструированию модели собственной многосторонне развитой личности в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом отношениях через развивающуюся импровизацию в пространстве "игры", в условиях театра, социальной реальности | Старшеклассники (10 класс) -потребность в личностном самоопределении -потребность в развитии мотивированной среды -активный мировоззренческий поиск смысла жизни | Социальный проект «С чего начинается Родина» |
Обеспечение творческой программы
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной базой и кадровым обеспечением :
Классный кабинет-амфитеатр
Актовый зал (на 150 посадочных мест)
Компьютерный класс
Пианино
Электрогитара
Комната-музей
Звуковая аппаратура (колонки, микшер, усилитель ,ДВД-проигрыватель)
Руководитель литературно-театральной студии
Воспитательный центр школы – литературно-театральная студия
Школьная библиотека
Тематическое планирование занятий студии
№ | Тема | Кол-во часов | Нравственно-эстетические категории и понятия |
1. | 5-6 классы Творческая мастерская «В поисках синей птицы» -Обсуждение пьесы М.Метерлинка «Синяя птица»: образы героев, проблемы, идея произведения; -Индукция : создание эмоционального настроя (выборочное чтение любимых отрывков из произведения); -Реконструкция: создание гипотез «Что такое счастье?»; -Обсуждение гипотезы «Счастье – это гармоничные одухотворенные отношения человека с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой; -Социализация : работа в малых группах ( чтение и анализ текста сценической миниатюры «Щедрая яблонька» Р.Киплинга), -Афиширование : представление творческих работ – рассуждений «Счастье – это каждый чистый и ясный помысел человека» -Рефлексия «Пять ступенек счастья» | 17 часов 4 часа 2 часа 3 часа 3 часа 2 часа 1 час 2 часа | Вечное и преходящее Счастье, вера, мораль, духовность |
2. | Социальный проект «Игрушка в ладошке- детство в окошке» -Понятие о социальном проекте, этапах проектной деятельности -Социальная проба: анкетирование продавцов и покупателей, социологический опрос об отношении к игрушкам -Работа над целями и задачами проекта : игрушки необходимы всем детям, они помогают дружить, развиваться, оптимистично смотреть на мир. Но не у всех детей есть возможность играть в любимые игрушки. Наша задача – рассказать воспитанникам детского дома о игрушках, подарить им добрые, жизнеутверждающие игрушки. -Практическая деятельность: чтение и обсуждение произведений А.Н.Толстого «Золотой ключик», «Л.Толстого»Кавказский пленник», Ю.Олеши «Три толстяка», В.Г.Короленко «В дурном обществе», В.Гюго «Козетта», Е.Носова « Кукла». -Создание сценария спектакля по мотивам сказки «Золотой ключик», репетиции спектакля -Организация благотворительной поездки в детский дом с премьерой спектакля по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик» - Рефлексия проекта 7-8 классы | 17 часов 1 час 1 час 1 час 4 часа 7часов 2 часа 1 час | Доброе и злое Доброта, душевная щедрость – черствость, радость, оптимизм |
3. | Мировоззренческий спектакль «Снежная королева» -Чтение и обсуждение сказки : какие христианские мотивы и символы встречаются в сказке?; в каких эпизодах упоминается молитва?; какую роль играют розы и что означают розы в христианстве?; когда детям открылся истинный смысл псалма?; Какой образ в Библии является параллельным образу Снежной королевы?; Из скольких историй состоит «Снежная королева»? Сравните устройство преисподней а апокрифической Книге Еноха с миром Снежной королевы. Какие выводы можно сделать? Какова символика этого числа в христианстве? Какой христианский подтекст заложен в основе сказки? -составление сценария по мотивам сказки «Снежная королева» и репетиции сказки -Премьера сказки -Рефлексия | 17 часов 6 часов 7 часов 2 часа 1 час | Прекрасное и безобразное . Грех, молитва, Духовный мир, духовное преображение, нравственная чистота, Долготерпение, духовная сила |
4. | Фабульная композиция «Цирк» ( по творчеству С. Михалкова) -Чтение и обсуждение стихотворений С.Михалкова и цикла «Цирк» по следующим содержательным линиям: гармонизация картины мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра ; потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего); представление светлой оптимистической детской картина мира (вера в будущее), радости перехода от одного этапа развития к другому, со ступеньки на ступеньку. - Работа над образами героев , репетиции -Представление фабульной композиции «Цирк» - Рефлексия | 17 часов 8 часов 7 часов 1 час 1 час | Трагическое и комическое Милосердие, смысл человеческой жизни, судьба, |
5. | 9 классы Творческая мастерская «Родник души» Индукция : создание эмоционального настроя (чтение отрывков из Священного писания о сотворении человека, рассказа В.А.Сухомлинского «Безродный дятел») -Реконструкция: создание гипотез «Что есть Память?», «Что есть совесть?», «Что есть Красота?»; -Социализация : работа в малых группах по обсуждению гипотезы «Какой смысл я вкладываю в понятие «храм моей души»; -Афиширование : представление собственных мыслей по проблеме: что , по-вашему, может помочь человеку сохранить гармонию внутреннего мира человека? -Рефлексия | 17 часов | Возвышенное , трагическое . Память, разум, совесть, красота, духовный мир, православные ценности: Отечество, Родина, семья, любовь к ближнему, трудолюбие |
6. | Исследовательский проект «Чувства добрые в поэзии А.С.Пушкина» -Определение темы исследования, социологический опрос для обоснования актуальности: национальный состав учащихся школы, отношение к поэзии А.С.Пушкина поэтов разных национальностей; - Подбор литературы к исследованию (стихотворения А.С.Пушкина: «Молитва», «Анчар», «Памятник», «Иностранке», «К бюсту завоевателя», «Калмычке», «Моя родословная», «Цыганы», «Пред испанкой благородной…»); -Формулировка целей и задач исследования, составление рабочего плана исследовательской работы: Поэт о себе и своем историческом предназначении Проявление уважения к другим народам, их обычаям и культуре Осуждение жестокости, проявления насилия по отношению к другим народам. 4.Отношение народов разных стран к А.С.Пушкину и его творчеству; -Создание окончательного текста исследования; -Рефлексия деятельности по созданию исследования | 17 часов 1 час 2 часа 7часов 3 часа 2 часа 1 час | Прекрасное Православные ценности: Отечество, Родина, семья, любовь к ближнему, трудолюбие |
7. | 10 классы 34 часа Социальный проект «С чего начинается Родина» -Понятие о социальном проекте, этапах проектной деятельности -Социальная проба: социологический опрос жителей города Алексина об отношении к памятным священным местам Алексинского района - Работа над гипотезой проекта , этимологией слова «святые»: в городе есть такие места, которые можно назвать святыми, поскольку они хранят священную память о великих событиях. -определение содержательных линий проекта в соответствии с этимологией слова «Святой»: Святое (перен.)-чрезвычайно важное, о чем необходимо знать –образовательная линия проекта; Святое(перен.)-дорогое , что необходимо ценить- Ценностная линия проекта; Святое (перен.)-почетное, направляющее на особые дела и поступки –деятельная линия проекта; Святое (перен.)-глубоко чтимое, требующее особого проявления творческих способностей –творческая линия проекта; -Святые заступники и заступницы Руси ( творческие работы о Сергии Радонежском) -Создание презентации проекта в форме сценария литературно-музыкальной композиции «Письма Богу» -Организация познавательной экспедиции по маршруту : школа №11-Крестовоздвиженский храм - Курган Славы; -Организация выступления в совете ветеранов войны и труда г.Алексина, центре социальной защиты населения с презентацией проекта - Рефлексия проекта | 34 часа 2 часа 6 часов 4 часа 2 часа 3 часа 2 часа 2часа 1 4 часа | Возвышенное |
Ожидаемые результаты и перспективы
Определенным результатом работы учащихся по данной творческой программе является полная самоотдача воспитанника на занятиях литературно-театральной студии, освобождение его от всего мелкого и совершенствование внутреннего (способность испытывать состояние катарсиса). Такая работа по законам искусства позволяет каждому выступать только "на хорошо" и "на отлично". Ведь искусство не терпит "троечников", не терпит середняков. Чтобы не утратить силы эмоционального воздействия, быть хорошо подготовленными, занятия должны проводиться не так уж часто, раз в неделю. Встречи в студии должны быть праздниками, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни.
В системе воспитательной работы программа помогает решить следующие воспитательные задачи :
в социальной сфере : навыки общественной активности, позволяющие стать соучастником происходящего;
в нравственной сфере : , уважение традиций, гуманное отношение к окружающему миру, милосердие к людям ;
в познавательной сфере : развитие творческих способностей, интеграция знания истории, литературы, мировой художественной культуры, обществознания;
в сфере физического здоровья и культуры : решает проблемы занятости детей, повышает нравственный иммунитет к вредным привычкам и другим общественным проявлениям.
Определенным результатом работы учащихся по данной творческой программе является полная самоотдача воспитанника на занятиях литературно-театральной студии, освобождение его от всего мелкого и совершенствование внутреннего (способность испытывать состояние катарсиса). Такая работа по законам искусства позволяет каждому выступать только "на хорошо" и "на отлично". Ведь искусство не терпит "троечников", не терпит середняков. Чтобы не утратить силы эмоционального воздействия, быть хорошо подготовленными, занятия должны проводиться не так уж часто, раз в неделю. Встречи в студии должны быть праздниками, а к праздникам нельзя привыкать, иначе они превратятся в будни.
4.Используемые источники
Иванченко С. Пустыня отрочества. // Семья и школа. 1997. №2. С. 14.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. СПб, 1895. С. 115.
Зеньковский Василий, протопресвитер. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М.1996
Д.В.Григорьев , П.В.Степанов Методический конструктор Внеурочная деятельность школьников. Москва.Просвещение.2010
Е.Н.Степанов Педагогический контроль в процессе воспитания Москва. Творческий центр, 2008
Бо Грёнбек. Ханс Кристиан Андерсен. - М.: Прогресс, 1979. - 237с
К.Паустовский. Золотая роза. – Л.: Детская литература,1987. – 239 с
К.Паустовский. Сказочник (Христиан Андерсен). – Ярославль.:Верхне-Волжское изд-во, 1982, - 16 с
Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». - М.: Художественная литература, 1992. – 269 с
http://www.dreams4kids.ru/tag/skazka-snezhnaya-koroleva/
http://topreferat.znate.ru/docs/index-29803.html
about:blank
http://www.mirpozitiva.ru/
Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.-М.:Художественная литература,1968;
http://www.dv-reclama.ru
E-mail:[email protected] 2006-2012 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
Пушкин А.С. «Избранные произведения».т.3.-М.:Художественная литература,1968;
Е.И.Высочина. Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений. М. Просвещение. 1989;
Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе М.Академия АПК и ПРО. 2003.