СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Музыкальная палитра"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность  программы «Музыкальная палитра» по содержанию является художественно-эстетической;  по функ­циональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации - групповой, студийной; по времени реа­лизации - длительной подготовки.

Данная программа является модифицированной, т.к. создана на основе интегрированной творческой программы дополнительного образования детей «Музыкальная палитра», издательства «Учитель» (авторы-составители Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшова).

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Музыкальная палитра"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Богучарский районный Центр детского творчества




Программа рассмотрена


на заседании педагогического

совета МКОУ ДОД

Богучарский районный ЦДТ

«___» августа 20___г.


Утверждаю

Директор МКОУДОД

Богучарский районный ЦДТ

__________ Решетникова Т.И.

«___» августа 20___ г.




ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Музыкальная палитра»


2 года обучения

Для учащихся 4-11 классов

(для детей от 10 до 16 лет)




Образовательная область: искусство

Вид программы: модифицированная

Тип: дополнительного образования

Направленность программы: художественно-эстетическая

Ступень образования: для I, II, ступени образования



Хрипченко Екатерина Викторовна,

педагог ДО,

Руководитель детского ансамбля

«Смайл»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы «Музыкальная палитра» по содержанию является художественно-эстетической; по функ­циональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации - групповой, студийной; по времени реа­лизации - длительной подготовки.

Данная программа является модифицированной, т.к. создана на основе интегрированной творческой программы дополнительного образования детей «Музыкальная палитра», издательства «Учитель» (авторы-составители Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшова).

Программа разработана на основе требований к междуна­родным вокальным конкурсам и фестивалю - конкурсу «Дет­ские фантазии».

Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Этим она отличается от подобных программ в данном направлении.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоя­щее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение - действенное средство музыкально-­эстетического воспитания. В пении соединены такие много­гранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную от­зывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убеди­тельно показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового — укрепляется певческий аппарат, развива­ется дыхание, положение тела во время пения (певческая уста­новка) способствует формированию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также раз­вивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, по­вышает умственную активность мозга.

К числу наиболее актуальных проблем относится:

  • создание условий для творческого развития ребенка;

  • развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • профилактика асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профес­сионального самоопределения, творческой самореализации лич­ности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечествен­ной культур;

  • укрепление психического и физического здоровья.


Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что результатами сенсорного воспитания является опреде­ленный уровень сенсорного развития обучающихся, позволяю­щий им наиболее эмоционально, сознательно относиться к му­зыке, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.

Образовательная программа разработана с учетом современ­ных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспи­тание и развитие обучающихся, доступность, результативность);

  • формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, конкурсы, экс­курсии);

  • методах контроля и управления образовательным процес­сом (тестирование, анализ результатов конкурсов);

  • средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, набор детских шумовых инструментов, нотные посо­бия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, фортепиано).

Цели программы:

  1. Обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.

  2. Сформировать навыки выразительного исполнения во­кальных произведений, умения владеть своим голосовым аппа­ратом.

  3. Воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

  4. Воспитать потребность к творческому самовыражению.

Задачи:

  1. Формировать целостное представление об искусстве.

  2. Воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к ис­кусству.

  3. Развить способность активного восприятия искусства.

  4. Формировать способность самостоятельного освоения ху­дожественных ценностей.

  5. Создать условия реализации творческих способностей.

  6. Формирование навыков творческой деятельности.

  7. Выявление и развитие индивидуальных творческих спо­собностей.

  8. Формировать вокально-хоровые навыков.

  9. Развить память, произвольное внимание, творческое мыш­ление, воображение.

  10. Развить уровень исполнительского мастерства.

  11. Развить умение применять на практике полученные зна­ния.

  12. Развить навыки сольфеджирования, пения по парти­туре.

  13. Развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хоро­вого пения, пения a capella.

  14. Развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.

Отличительные особенности данной образовательной про­граммы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся спо­собности демонстрировать свое вокальное искусство в музы­кальных постановках.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что данная программа может реализовываться как само­стоятельный курс обучения, так и в рамках образовательной программы музыкальной студии.

Расположение учебного материала внутри программы концентрическое.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Прохождение каждой новой теоретической темы предпола­гает постоянное повторение пройденных тем, обращение к ко­торым диктует практика. Такие методические приемы, как «за­бегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объ­емность последовательному освоению материала в данной программе.

Для того чтобы подвести детей 10-12 лет к освоению теоре­тической части данной программы, предлагается метод художе­ственной импровизации.

Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях само­стоятельно импровизировать на заданную тему (музыкаль­ные импровизации, словесные, звуковые, пластические, рит­мические).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы: от 10 до 16 лет. Форма организации учебно­го процесса обусловлена возрастными особенностями обу­чающихся.


Возраст

Ведущая деятельность

Возрастные, психологические новообразования

Млад­ший

школь­ник

Учебная деятельность

  • Теоретическое отношение к действи­тельности, позволяющее учитывать её собственные объективные свойства и закономерности;

  • психологические предпосылки отвле­чённого мышления;

  • появляется произвольность психиче­ских процессов;

  • планирующая функция мышления (внутренний план действия);

  • рефлексия (способность обосновать свои действия)

Ранний

подрос­ток

Общение в двух фор­мах:

в системе личностных отношений;

в системе обществен­но-полезной деятельности

  • Появляется чувство взрослости;

  • появляется способность строить общение в зависимости от различных задач;

  • формируется ориентация на качества других людей


В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству недостаточно ограничиваться знаниями возрастных психофи­зиологических особенностей, необходимо учитывать, что дина­мика развития певческого аппарата происходит по определён­ным физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют разные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:


Возраст

обучающихся

Проблемы данной возрастной категории

Пути решения проблемы

9-10 лет

«Расцвет детского голо­са»;

равномерность в разви­тии;

нервно-мышечная сис­тема голосовых органов более гибкая;

звонкость и серебри­стость звучания

- Усложнение и разнооб­разие вокальных упражне­ний и песенного материала

10-11лет

Голосовая мышца час­тично оформляется;

дыхание глубже, звуча­ние полнее (микстовое);

более сложное колебание голосовых связок

Укрепление голосового аппарата;

ограничение в силе голоса;

увеличение тембровых возможностей

12-13 лет

Хрипота, покраснение голосовых связок;

нервозность, возбуди­мость;

более сложное колебание складок;

голос приобретает боль­шую насыщенность, плот­ность;

голосовая мышца струк­турно сформирована

Разнообразие исполни­тельских возможностей;

тщательный выбор репертуара, избегание перегрузки голоса;

поддерживание высокого резонирования при уме­ренной силе голоса, не выходя за границы рабоче­го диапазона

13-16 лет

Быстрое неравномерное развитие голосообразу­ющих органов(период мутации);

понижается устойчи­вость нервной системы;

ослабевает мышечная энергия певческого меха­низма

- Щадяший режим


Сроки реализации образовательной программы - 2 года.

Формы занятий (основные, характерные для данной про­граммы).

Глубина знаний обучающихся в области вокально-хорового искусства, прочность усвоения ими материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообра­зия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варь­ируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды дея­тельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • занятия по музыкальной грамоте;

  • музыкально-дидактические игры;

  • восприятие (слушание) музыки;

  • дыхательная гимнастика;

  • артикуляционные упражнения;

  • фонопедические упражнения;

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей:групповые и индивидуальные.

  2. По особенностям коммуникативного взаимодействия пе­дагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, от­четный концерт.

  3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по уг­лублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: кол­лективные, индивидуальные. Продолжительность занятия: пер­вый и второй год обучения - 1 академический час по 40 минут;

Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Количество обучающихся в группах (чел.):

  • 1-й год обучения –12-14;

  • 2-й год обучения - 10-12;




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Знания, умения и навыки в конце первого года обучения

  1. Иметь основные вокально-хоровые навыки.

  2. Иметь представление об основных музыкальных жанрах, особенностях национальной музыки.

  3. Знать ноты, различать их по высоте и длительности.

  4. Иметь навыки пения по нотам.

  5. Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.

  6. Иметь навыки сольного и хорового пения.

  7. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

  8. Уметь ориентироваться в специальной терминологии.

  9. Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза.

  10. Иметь навыки интонирования, правильного звукообразо­вания.

  11. Иметь представление о музыкальной фразировке в пении.

  12. Иметь навыки работы с микрофонами.

  13. Иметь навыки концертной деятельности.


Знания, умения и навыки в конце второго года обучения

  1. Уметь ориентироваться в нотной грамоте.

  2. Знать понятия: партитура, сольфеджио, размер, такт, так­товая черта.

  3. Иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосием, каноном.

  4. Уметь управлять интонацией голоса.

  5. Иметь навыки сольфеджирования.

  6. Иметь навыки чтения ритмического рисунка, нотной записи.

  7. Владеть приёмами певческого дыхания.

  8. Уметь петь без сопровождения.

  9. Иметь навыки работы над воплощением сценического об­раза в пении.

  10. Применять полученные знания на практике.

  11. Иметь навыки концертной деятельности.


Условия набора.

В коллектив принимаются дети, достигшие 10-летнего воз­раста, независимо от их музыкальных данных, но прошедших обучение по программе «Мир вокального искусства». Определяющим фактором является активное желание ребёнка и заинтересован­ность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослуши­вание, где определяются и фиксируются:

  • музыкальный слух;

  • вокальные данные, что является первоначальной диагно­стикой уровня развития способностей ребёнка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год (срезовая и итоговая), данные заносятся в таблицу. Это позволяет скорректировать ра­боту педагога с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом.













































Учебно-тематический план первого года обучения



заня­тия

Тема

Тео­рия

Прак­тика

Инди­виду­альная

работа

Общее

кол-во

часов

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие

1


1

2

Первичная диагностика

1

1

3

3.1

Музыкальная грамота

- Нотная грамота


2


6



8

3.2

- Ритм

2

6

8

3.2

- Лад: мажор, минор

2

2


4

3.3

- Пауза

2

2


4

4

4.1

Техника пения

- Голосовой аппарат



2



2




4

4.2

- Дыхание

2

4

6

4.3

- Интонация

2

4


6

4.4

- Дикция

2

2


4

5

Музыкальная фразировка

2

2

4

6

Срезовая диагностика

1

1

7

7.1

Музыкальные фантазии

- Сочиняем сами


2


2



4

7.2

- Музыкальная живопись

2

2


4

8

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов, музыкального театра


4



4

9

Работа с солистами



6


10

Итоговая диагностика

1

1

11

Итоговые занятия: концер­ты, музыкальные вечера, участие в музыкальных спектаклях

2

2


Всего

27

39

6

72


Учебно-тематический план второго года обучения


заня­тия

Тема

Тео­рия

Прак­тика

Инди­виду­альная

работа

Общее

кол-во

часов

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие

1

1

2

Первичная диагностика

1

1

3

3.1

Музыкальная грамота

- Такт, тактовая черта


2


4



6

3.2

- Размер

2

2


4

3.3

- Сольфеджирование

2

6


12

4

4.1

Пение в ансамбле

- Партия. Партитура


2


2



4

4.2

- Что такое сольное пение

2

2


4

4.3

- Пение дуэтом

2

2


4

4.4

- Двухголосие. Канон

4

4


8

4.5

- Распев. Вокализ

2

4


6

5

Срезовая диагностика

1

1

6

6.1

6.2

Выразительность исполне­ния

- Интонация и сценический образ

- Вокальное слово и дыха­ние


2

2


4

4



6

6

7

Работа с солистами



6

6

8

Итоговая диагностика


1

1

9

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов, музыкального театра

4

4

10

Итоговые занятия: концер­ты, музыкальные вечера, участие в музыкальных спектаклях

2

2


Всего

27

39

6

72








Учебная программа занятий первого года обучения

  1. Вводное занятие.

Цели и задачи:

  • познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;

  • дать представление о предмете, его особенностях.

Практика:

  • беседа;

  • просмотр видео- и фотоматериалов;

  • инструктаж по ТБ.

Техническое оснащение:

  • видеоаппаратура;

  • аудиоаппаратура.

  1. Начальная диагностика.

Цели и задачи:

  • провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся.

Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • музыкально-дидактические игры.

3-14. Музыкальная грамота.

Цели и задачи:

  • углубить знания о нотах: название, длительность, высота;

  • развивать навык пения по нотам;

  • развивать звуковысотный и ритмический слух;

  • дать понятия: ритм, ритмический рисунок, лад, мажор, минор;

  • дать понятие: пауза, её разновидности и длительности;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • накапливать слуховые впечатления;

Практика:

  • музыкально-дидактические игры на развитие звуковысот­ного и ритмического слуха;

  • работа с учебными и игровыми пособиями;

  • вокально-хоровая работа;

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;

  • фонопедические упражнения;

  • игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора;

  • ритмические игры.

Дидактический материал:

  • музыкально-дидактические игры;

  • учебные пособия: «Дружная семья», «Нотный стан»;

  • музыкальная палитра;

  • карточки «Мажор», «Минор»;

  • игровое пособие на развитие звуковысотного и ритмиче­ского слуха.

Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • металлофон;

  • фланелеграф;

15-16. Техника пения.

Цели и задачи:

  • дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;

  • развивать навыки певческого дыхания;

  • развивать навыки интонирования;

  • дать понятие о дикции, её роли в пении;

  • развивать умение работать над музыкальной фразировкой;

  • укреплять голосовой аппарат;

  • развивать навыки правильного звукообразования;

  • развивать навыки сольфеджирования;

  • развивать навыки выразительного исполнения.

Практика:

  • упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию, интона­цию;

  • работа над фразировкой, выразительностью исполнения;

  • сольфеджирование;

  • работа с учебным пособием «Голосовой аппарат».

Дидактический материал:

  • учебное пособие «Голосовой аппарат»;

  • схема «Фразировка в литературе и музыке».

Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • аудиоаппаратура.

27. Срезовая диагностика.

Цели и задачи:

  • провести промежуточную диагностику развития музы­кальных способностей обучающихся, развития их вокально­хоровых знаний, умений, навыков;

  • повторить пройденный материал;

  • проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся;

  • закрепить вокально-хоровые навыки.

Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • вокально-хоровые упражнения;

  • работа с музыкально-дидактическими играми.

  • Дидактический материал:

  • музыкально-дидактические игры;

  • учебные пособия.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано.

  • 28-31. Музыкальные фантазии.

  • Цели и задачи:

  • развивать творческие способности;

  • развивать умение импровизировать на заданную тему;

  • дать представление о процессе сочинения и записи му­зыки;

  • накапливать слуховые впечатления;

  • сформировать представление о понятии «Музыкальная живопись»;

  • развивать навыки самостоятельного сочинительства;

  • развивать вокально-хоровые умения и навыки;

  • расширять музыкальный кругозор.

  • Практика:

  • тематические беседы;

  • вокально-хоровая работа;

  • создание своих мелодий по рисункам;

  • сочинение своего текста к мелодии;

  • дыхательная, артикуляционная гимнастика.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия по теме.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • фланелеграф.

  • 32-33. Мир вокруг нас.

  • Цели и задачи:

  • расширять кругозор обучающихся;

  • развивать умение получать эстетическое удовольствие;

  • способствовать накоплению слуховых впечатлений;

  • прививать навыки поведения в культурных местах;

  • развивать аналитические умения и навыки.

  • Практика:

  • экскурсии.

  • 34-36 Работа с солистами

  • Цели и задачи:

  • изучение, повторение сольных песен;

  • работать над движением вокалистов на сцене;

  • формировать эстетичность и сценическую культуру;

  • отрабатывать движения вокалиста и сценический образ.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • аудиоаппаратура.

  • 37. Итоговая диагностика.

  • Цели и задачи:

  • повторять и закреплять пройденный материал;

  • провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

  • проследить динамику развития творческих способностей.

  • Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • вокально-хоровые упражнения.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия;

  • словарь эмоциональных терминов;

  • музыкальная палитра.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • фланелеграф;

  • аудиоаппаратура.

  • 38-39. Итоговые занятия.

  • Цели и задачи:

  • повторить и закрепить пройденный материал;

  • развивать умения применять полученные знания в практи­ческой деятельности;

  • накапливать вокально-хоровые навыки;

  • воспитывать сценическую культуру;

  • приобретать навыки концертных выступлений;

  • развивать музыкальный кругозор;

  • приобретать навыки работы с микрофонами.

  • Практика:

  • концертные выступления;

  • участие в музыкальных спектаклях.

  • Техническое оснащение:

  • аудиоаппаратура, микрофоны, фортепиано.

  • Учебная программа занятий второго года обучения

  • Вводное занятие.

  • Цели и задачи:

  • познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведе­ния, провести инструктаж по ТБ;

  • дать представление о предмете, его особенностях.

  • Практика:

  • беседа;

  • просмотр видео- и фотоматериалов;

  • инструктаж по ТБ.

  • Техническое оснащение:

  • видеоаппаратура;

  • аудиоаппаратура.

  • Начальная диагностика.

  • Цели задачи:

  • провести диагностику уровня развития музыкальных спо­собностей обучающихся.

  • Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • музыкально-дидактические игры.

  • 3 -13. Музыкальная грамота.

  • Цели и задачи:

  • развивать умения ориентироваться в нотной грамоте;

  • дать понятия: размер, такт, тактовая черта;

  • развивать навыки сольфеджирования;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • накапливать слуховые впечатления;

  • развивать аналитические способности;

  • развивать умения применить на практике полученные зна­ния.

  • Практика:

  • слушание и анализ музыкальных фрагментов;

  • слушание и анализ музыкальных произведений;

  • вокально-хоровая работа;

  • артикуляционная, дыхательная гимнастика;

  • работа с нотными пособиями, сольфеджирование;

  • сочинение и разгадывание музыкальных ребусов;

  • ритмические игры.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия по теме;

  • музыкальные ребусы;

  • игровые пособия.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • фланелеграф;

  • аудиоаппаратура;

  • 14-21. Пение в ансамбле.

  • Цели и задачи:

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • развивать навыки сольного пения, пения в дуэте, пения в ансамбле;

  • дать представление о многоголосии, каноне;

  • развивать умения петь многоголосие, канон;

  • накапливать слуховые впечатления;

  • развивать звуковысотный, ритмический и гармонический слух;

  • дать понятия: партитура, партия, сопрано, альт, баритон, тенор, бас.

  • Практика:

  • вокально-хоровая работа;

  • слушание и анализ музыкальных произведений;

  • артикуляционная, дыхательная гимнастика.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия по теме.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • аудиоаппаратура.

  • 22. Срезовая диагностика.

  • Цели и задачи:

  • провести промежуточную диагностику развития музы­кальных способностей обучающихся, развития их вокально­-хоровых знаний, умений, навыков;

  • повторить пройденный материал;

  • проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.

  • закрепить вокально-хоровые навыки.

  • Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • вокально-хоровые упражнения;

  • работа с музыкально-дидактическими играми.

  • Дидактический материал:

  • музыкально-дидактические игры;

  • учебные пособия.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано.

  • 23-31. Выразительность исполнения.

  • Цели и задачи:

  • развивать вокально-хоровые умения и навыки;

  • закрепить полученные знания, умения применить их на

  • практике;

  • углубить представления о роли интонации в процессе соз­дания сценического образа;

  • углубление представлений о взаимосвязи вокального слова и дыхания;

  • дать понятия: вокализ, распев;

  • овладеть техникой исполнения вокализа и распева;

  • укрепить певческое дыхание;

  • углубить представления о роли выразительности в вокаль­ном исполнении;

  • расширить музыкальный кругозор.

  • Практика:

  • вокально-хоровая работа;

  • работа над сценическим образом;

  • работа с музыкальной палитрой;

  • интонационная гимнастика;

  • слушание и анализ фрагментов музыкальных произведений.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия;

  • музыкальная палитра;

  • словарь эмоциональных терминов.

  • Техническое оснащение:

  • аудиоаппаратура;

  • фланелеграф;

  • фортепиано.

  • 32-33. Мир вокруг нас.

  • Цели и задачи:

  • расширить кругозор обучающихся;

  • воспитывать умение получать эстетическое удовольствие;

  • накапливать слуховые впечатления;

  • воспитывать навыки поведения в культурных местах;

  • развивать аналитические умения и навыки.

  • Практика:

  • экскурсии.

  • 34. Итоговая диагностика.

  • Цели и задачи:

  • повторить и закрепить пройденный материал;

  • провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

  • проследить динамику развития творческих способностей.

  • Практика:

  • выполнение диагностических тестов;

  • вокально-хоровые упражнения.

  • Дидактический материал:

  • учебные пособия;

  • словарь эмоциональных терминов;

  • музыкальная палитра.

  • Техническое оснащение:

  • фортепиано;

  • фланелеграф;

  • аудиоаппаратура.

  • 35-36. Итоговые занятия.

  • Цели и задачи:

  • повторить и закрепить пройденный материал;

  • развивать умение применять полученные знания в практи­ческой деятельности;

  • накапливать вокально-хоровые навыки;

  • воспитывать сценическую культуру;

  • приобретать навыки концертных выступлений;

  • развивать музыкальный кругозор;

  • приобретать навыки работы с микрофонами.

  • Практика:

  • концертные выступления;

  • участие в музыкальных спектаклях.

  • Техническое оснащение:

  • аудиоаппаратура, микрофоны, фортепиано.

  • ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

  • Способы проверки результатов освоения программы: первоначальная диагностика, срезовая, итоговая, концерты, фес­тивали. Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы является отчетный концерт в конце каждого учеб­ного года.

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер, компакт-диски, аудио и звукоусиливающая аппаратура, нотный стан, музыкальные произведения в mp3 записи. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

  • Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, концерты.

  • Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

  • Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио и видеоинформация.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ

  • «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

  • Артикуляция

  • Язык - главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык дол­жен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

  • Правильное звукопроизношение является очень важным этапом в освоении вокальных произведений, и поэтому в данной программе много внимания уделяется артикуляции.

  • Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выпол­нять перед зеркалом.

  • Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхни­ми зубами или за нижними).

  • У нас артикуляция - это автоматизированный навык, а ре­бенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

  • Упражнения

  • «Окошко»:

  • широко открыть рот - «жарко»;

  • закрыть рот - «холодно».

  • Чистим зубки:

  • улыбнуться, открыть рот;

  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» пооче­редно нижние и верхние зубы.

  • «Месим тесто»:

  • улыбнуться;

  • пошлепать языком между губами: «пя - пя - пя»;

  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два дви­жения).

  • «Чашечка»:

  • улыбнуться;

  • широко открыть рот;

  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка).

  • «Дудочка»:

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

  • «Заборчик»:

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

  • «Маляр»:

  • губы в улыбке;

  • приоткрыть рот;

  • кончиком языка погладить небо - «покрасить».

  • Работа над артикуляцией с детьми среднего возраста

  • «Хомяк»:

  • пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо.

  • «Рожицы»:

  • поднять правую бровь;

  • левую, обе;

  • вытянуть лицо, не раскрывая губ;

  • подвигать нижней челюстью влево и вправо;

  • пораздувать ноздри;

  • пошевелить ушами;

  • скорчить рожицу: кто смешнее.

  • «Треугольник»:

  • с точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке:

  • а, о, у, э, ы, и; |

  • соединять эти звуки с согласными.

  • «Сложные звукосочетания»:

  • дети стоят боком к руководителю;

  • ближняя рука на груди;

  • на последний звук сочетания рука выбрасывается в сторо­ну руководителя и голова поворачивается туда же (РСТВО, ПКРТЧА, ПСТВО, РЕМКЛО).

  • Чистоговорки:

  • Интервьюент интервента интервьюировал.

  • Король-орел. (Произнести 3 раза.)

  • «Коровка»:

  • произнести звук «м» с закрытыми губами, ноздри дрожат.

  • «Коровка бодается»:

  • руководитель в конце зала, дети посылают звук в него, ста­раются «забодать».

  • «Весенние голоса»

  • (фонопедическое упражнение)

  • Текст говорит педагог, дети его сопровождают озвучива­нием и действиями.

    • Текст педагога

    • Действия детей

    • Пригрело весеннее

    • солнышко

    • Поднимают руки вверх, и каждый поет свой звук вфальцетом регистре (получается кластер)

    • С пригорка побежал

    • веселый ручеек

    • Болтают языком, изображая бульканье ручейка

    • До краев наполнил

    • большую глубокую лужу

    • На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр

    • Перелился через край

    • Несколько рядом сидящих детей по знаку на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» - вверх-вниз

    • И дальше побежал

    • Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца - кластер

    • Выбрались из-под ко­ры жучки и букашки

    • Жучки - жжж-жжж в низком регистре; букашки - ззз-ззз- в более высоком

    • Расправили крылыш­ки

    • Крш - с повышающейся интонацией

    • И полетели кто куда

    • Тр-тр-тр - шепотом на разной высоте, кто как хочет

    • Вдруг под кучей хворо­ста что-то зашуршало

    • Шур-шур-шур

    • И вылез ежик

    • Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух

    • Ожил под теплым

    • весенним солнышком

    • и муравейник

    • Поют острые, веселые звуки в разных регист­рах

    • Лес наполнился

    • птичьими голосами

    • Имитация птичьих голосов всеми одновре­менно

    • Вот и пришла весна

    • Каждый поет свой звук, как в начале упражне­ния. Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре

  • Дыхание

  • Упражнения:

  • разогревающий массаж (лоб, переносица, виски);

  • массирование нижнечелюстных мышц от носа к уху;

  • массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы;

  • постукивание;

  • короткий вдох по руке и длинный замедленный выдох со счетом 1, 2, 3, 4... (с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа);

  • короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контроли­ровать движения, положив ладони рук на нижние ребра, выдох длинный, со счетом;

  • короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания - спеть один звук в пределах зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть 2-3 секунды, уд­линять, нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

  • «Свечка»:

  • палец перед ртом;

  • легко дуть, не затушить «пламя».

  • «Снайпер»:

  • мгновенно затушить свечу - весь воздух за максимально короткое время.

  • «Комарик»:

  • «з» - на выдохе, на одном дыхании;

  • руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.

  • «Насосик»:

  • насосик со звуком «пс» качает;

  • мячик со звуком «ш» надувается.

  • Интонация

  • Чистоте интонации способствует сформированное «ладовое чувство», заключающееся в способности слышать тяготения между музыкальными звуками. Чувство лада необходимо как в унисонном, так и в многоголосном пении. Развитию этого чув­ства помогают упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных сту­пеней лада (1-3-5 ступени). Большое значение имеет пение без сопровождения инструмента.

  • Упражнения

  • «Ёжик»:

  • от заданного звука спеть вниз или вверх малую или боль­шую секунду.

  • «Жираф»:

  • от заданного звука спеть вверх октаву.

  • «Цапля»:

  • один обучающийся поет заданную ноту, все подхватывают и строят унисон.

  • «Радуга»:

  • петь октаву вверх и вниз на глиссандо.

  • «Киска»:

  • от заданного звука спеть терцию.

  • «Лошадка»:

  • от заданного звука спеть кварту.

  • «Лисичка»:

  • спеть от заданного звука квинту.

  • «Слон»:

  • от заданного звука спеть сексту.

  • «Крокодил»:

  • от заданного звука спеть септиму;

  • допевание заданного фрагмента мелодии до логического конца.

  • Методика настройки певческих голосов

    • Условия

    • художественно-выразительного

    • испол­нения

    • певческих голосов

    • Фальцетное звучание

    • Грудной режим

    • Тесситура

    • Высокая и средняя, близкая

    • к высокой (соль 1 —ре 2)

    • Низкая и средняя

    • (соль 1 - соль м)

    • Динамика

    • От pp доmp

    • mp, f

    • Тип гласного

    • О – у - а

    • А - и - э

    • Способ

    • артикуляции

    • Губы в полуулыбке, умеренное открытие рта, гортань сохраняет настрой, полученный при произне­сении гласного «у».

    • Широкое, верти­кальное открывание рта, губы округлые, небо приподнято.

    • Способ

    • звуковедения

    • Легкое стаккато, перехо­дящее

    • в легато

    • Нон легато, маркато, переходящее в плот­ное легато

    • Эмоциональ­ное содержа­ние

    • Ласково, нежно, весело

    • Строго,

    • торжественно

  • Многоголосие

  • Очень хороши для работы над многоголосием и чисто­той интонации каноны. Прежде чем разучивать какой-нибудь канон, объясните или напомните детям определение канона и поговорите о его разновидностях. Спросите у ре­бят, из чего складывается тема канона (из мелодии, ритма, тембра, жеста).

  • Мелодические каноны.

  • Мелодический канон для начала лучше всего выучить как одноголосную песенку. Если для исполнения канона, кроме пе­ния, необходимы озвученные жесты, движения (хлопки в ладо­ши, по коленям, притопы и т. д.) или игра на ударных инстру­ментах, распределите, кто и что будет делать.

  • «Пусть попляшет язычок» (пример).

  • Если стихи и мелодия уже разучены, предложите ребятам спеть песенку одноголосно, меняя в конце каждого куплета оз­вученные жесты, движения. Первый раз это могут быть два хлопка по коленям, во втором куплете - два притопа, в треть­ем - щелчки пальцами, а в конце - хлопки в ладоши. Вместо оз­вученных жестов могут быть использованы ударные инструмен­ты: барабан, бубен, ложки, треугольник и др.

  • Когда озвученные жесты будут исполняться четко и рит­мично, спойте двухголосный канон.

    Чи - ки - чи - ки, чи - ки - чок, пусть по - пля - шет я - зы - чок!


    Пов-то-ри- ка: цо-цо-цо, выш-ла цап-ля на крыль-цо.


  • Хлоп в ладоши! Жу-жу-жу,

  • Никому не расскажу!

  • Хлоп в ладоши! Ща-ща-ща,

  • Как ловили мы леща!

  • А поймали шесть ершат

  • И шестнадцать лягушат.

  • Хлоп в ладоши! Чу-чу-чу,

  • Я молчу, молчу, молчу.

  • Чики-чики, чики-чок,

  • Не стесняйся, язычок,

  • Не пугайся, не ленись,

  • Повтори - не ошибись.

  • Бесконечные каноны.

  • Привлекательность формы бесконечного канона заключает­ся в том, что в ней может быть написан любой вид канона. Ведь суть этого канона - в бесконечном повторении темы, конец ко­торой переходит в её начало и сочетается с ним в одновремен­ном звучании.

  • «Шла весёлая собака» (пример).

  • Ребятам нравится, что в этой песенке в конце первой строч­ки, после «чики-брики-гав!», можно полаять, в конце второй строки - пошипеть, как это делают рассерженные гуси, а после третьей - даже дважды хрюкнуть, как поросёнок.

  • Варианты исполнения канона:

  • - Ритмический или ритмослоговой.

  • - Речевой - текст не поётся, а проговаривается в заданном ритме.

  • Слова Н. ПИКУЛБВОЙ Шла веселая собачка

  • Подвижно, задорно

  • Шла веселая собака,

  • Чики-брики-гав!

  • А за ней бежали Гуси,

  • Головы задрав.

  • А за ними поросенок,

  • Чики-брики-хрю!

  • Чики-брики, повтори-ка,

  • Что я говорю!

  • Хрю!

  • Мимические каноны.

  • В мимическом каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица, по сути, это то, что любят делать все дети, кривляться перед зеркалом и строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки-возгласы типа: «О! A-а! У-у-у! Ы-ы-ы! Хи! Хм! Р-р-р!» и т. д., а также минимум жестов: всплескивание руками, покачивание головой и др.

  • Для того чтобы упорядочить игру, воспользуйтесь музы­кальным сопровождением или метрономом, договорившись о ша­ге канона и времени смены мимической маски.

  • Богатое воображение потребуется ведущему. Именно он им­провизирует гримасы, а все по очереди за ним повторяют, глядя друг на друга в большое зеркало или стоя в кругу так, чтобы ви­деть лицо соседа и не отворачиваться от того, кто находится слева.

  • Такая игра невольно вызывает смех, поэтому выигрывает тот, кто «продержался» до конца и не рассмеялся. Желательно исполнять мимический канон в конце урока, чтобы снять уста­лость и напряжение.

  • ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  • Для развития фонематического слуха детям 5-6 лет предла­гаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

  • «Выдели слово».

  • Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

  • «Какой звук есть во всех словах?».

  • Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из кото­рых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, - и спрашива­ет у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  • «Уши путешествуют».

  • Варианты заданий:

  • - что вы слышите в кабинете;

  • - что происходит в соседнем кабинете;

  • - какие звуки доносятся с улицы;

  • - послушайте своё дыхание и т. п.

  • «Самый внимательный».

  • Дети стоят в кругу, у педагога в руках маракас и румба (лю­бой другой шумовой инструмент).

  • Задание: если звучит маракас - двигаемся по кругу; зазвучит румба - останавливаемся. Кто ошибается - встаёт в центре кру­га. Возможны варианты заданий.

  • «Фабрика звуков».

  • Детям демонстрируются предметы, которые затем кладут за ширму.

  • Пример: бумага, кубики, машинка, свисток, пакет и т. п. Пе­дагог за ширмой производит действие с предметом (например, шуршит бумагой).

  • Задание: по звуку угадать, какой предмет в руках у педагога.

  • «Угадай, чей голосок».

  • Дети стоят в кругу, ведущий - в центре круга с завязанными глазами. Педагог указывает на стоящего в кругу ребёнка, кото­рый произносит: «Это я». Задание: ведущий должен отгадать, кто говорил.

  • РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ

  • Данные упражнения на развития речи выполняются под музыку. Задачи: четкая дикция и артикуляция, правильное распределение дыхания.

  • На первоначальном этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее при­соединяется музыкальное сопровождение. Музыкальные произ­ведения желательно подобрать с простым ритмическим рисун­ком, сильная доля в музыке должна совпадать с ударением в слове.

  • Варианты исполнения:

  • «Эхо»: строчку декламирует педагог, потом дети (не на­рушая метрическую пульсацию).

  • «Цепочка»: дети декламируют по цепочке друг за другом по строчке или по четверостишию (не нарушая метрическую пульсацию).

  • «Догонялки»: в процессе декламации в музыкальном со­провождении произвольно меняется темп

  • П. Синявский

  • Штраннаяиштория

  • Встретил жук в одном лесу

  • Симпатичную осу:

  • - Ах, какая модница!

  • Пожвольтепожнакомиться.

  • - Увазаемыйпрохозый,

  • Ну на сто это похозэ!

  • Вы не представляете,

  • Как вы сепелявите!

  • И красавица оса

  • Улетела в небеса.

  • - Штранная гражданка...

  • Наверно, иноштранка...

  • Жук с досады кренделями

  • По поляне носится.

  • - Это ж надо было так

  • Опроштоволоситься!

  • Как бы вновь не окажаться

  • В положении таком

  • - Нужно шрочножаниматься

  • Иноштраннымяжыком!

  • ДЫШИМ И ЛЕЧИМСЯ (Дыхательная гимнастика)

    • Текст для младшей группы

    • Упражнения

    • Текст для старшей группы

    • Вышел зайчик на лужок, На зелёный бережок

    • Плавные движения

    • от переносицы к ушам

    • Кто хочет разговаривать,

    • Тот должен выговаривать

    • Потирает зайка нос, Чтобы носик не замёрз

    • Надавить пальцами на точки у крыльев носа

    • Всё правильно и внятно,

    • Чтоб было всем понятно

    • Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями

    • Массаж точек у внут­ренних

    • концов бровей

    • Мы будем разговаривать

    • И будем выговаривать

    • Говорила зайке мать:

    • Надо ушки потирать

    • Надавить пальцами на точки у основания мочки уха

    • Так правильно и внятно,

    • Чтоб было всем понятно

    • Зайка лапкой лапку трёт, Зайка песенку поёт

    • Массировать точку между большим и ука­зательным пальцами

    • Кто хочет разговаривать,

    • Тот должен выговаривать

    • Ой, спасибо вам, друзья!

    • Мне без вас никак нельзя

    • Те же движения на другой руке

    • Всё правильно и внятно,

    • Чтоб было всем понятно

  • Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых

    • «Ладошки»

    • Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом - сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать

    • «Аромат»

    • Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх - вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона ко­роткий шумный вдох, выпрямиться - выдох. (Проти­вопоказание - близорукость больше 5.)

    • «Обними себя

    • за плечи»

    • В момент объятия короткий шумный вдох. Руки рас­ходятся - свободный ВЫДОХ

    • «Маятник»

    • Лёгкий наклон к полу - вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка»

    • «Рок-н-

    • ролл»

    • Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на дру­гой ноге - вдох. Выдох свободный

  • СКОРОГОВОРКИ

  • У четырёх черепах по четыре черепашки.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Щи да каша - пища наша.

  • Сшила Саша Сашке шляпку.

  • У Вари на бульваре варежки пропали.

  • Проворонила ворона воронёнка.

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

  • У ёлки иголки колки.

  • Шапка да шубка - вот и весь мишутка.

  • Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.

  • Мама мыла Милу мылом,

  • Мила мыло не любила.

  • Наш Полкан попал в капкан.

  • Жил-был поп, толоконный лоб.

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Слишком много ножек у сороконожек.

  • ЧИСТОГОВОРКИ

  • Хомячок

  • У хомячка не щёчки,

  • У хомячка - мешочки,

  • В мешочках хомячка

  • Семьсот два семечка!

  • Наша чаща

  • Наша роща чаще пущи.

  • Наша пуща чащи гуще.

  • Наша чаща гуще пущи!

  • Чихалочка

  • Плюшевые зайчики —

  • Меховые пальчики,

  • Дуют в одуванчики:

  • Пых-пых-пых!

  • В туче одуванчиков

  • Так щекотно зайчикам!

  • И чихают зайчики:

  • Чих-чих-чих!

  • УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ

  • СВОИМ ГОЛОСОМ

  • Восхождение

  • По тропинке узкой, горной,

  • Вместе с песенкой задорной

  • Мы с тобой идём в поход

  • За горой нас солнце ждёт!

  • Наш подъём всё выше, круче,

  • Вот шагаем мы по тучам!

  • За последним перевалом

  • Нам навстречу солнце встало!

  • Погружение

  • Чтоб овладеть грудным регистром,

  • Я становлюсь аквалангистом.

  • Всё ниже опускаюсь, ниже,

  • А дно морское ближе, ближе.

  • И вот уж в царстве я подводном,

  • Хоть погрузился глубоко,

  • Но голосом грудным, свободным

  • Распоряжаюсь я легко.

  • Высоко

  • Эта песенка про смех - ха-ха-ха.

  • Мы поём её для всех - ха-ха-ха.

  • Так смеются все цыплята - ха-ха-ха.

  • Лягушата и мышата - ха-ха-ха.

  • Они славно все хохочут - ха-ха-ха.

  • Всё вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха!

  • Низко

  • Эта песенка про смех - ха-ха-ха.

  • Мы поём её для всех - ха-ха-ха.

  • Так смеются все цыплята - ха-ха-ха.

  • Лягушата и мышата - ха-ха-ха.

  • Они славно все хохочут - ха-ха-ха.

  • Всё вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха!

  • * * *

  • Грачиха говорит грачу:

  • Слетай с грачатами к врачу,

  • Прививки делать им пора

  • Для укрепления пера.

  • * * *

  • Были галчата в гостях у волчат,

  • Были волчата в гостях у галчат.

  • Нынче волчата галдят, как галчата,

  • И, как волчата, галчата молчат.