Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Богучарский районный Центр детского творчества
Программа рассмотрена
на заседании педагогического
совета МКОУ ДОД
Богучарский районный ЦДТ
«___» августа 20___г.
Утверждаю
Директор МКОУДОД
Богучарский районный ЦДТ
__________ Решетникова Т.И.
«___» августа 20___ г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Музыкальная палитра»

2 года обучения
Для учащихся 4-11 классов
(для детей от 10 до 16 лет)
Образовательная область: искусство
Вид программы: модифицированная
Тип: дополнительного образования
Направленность программы: художественно-эстетическая
Ступень образования: для I, II, ступени образования
Хрипченко Екатерина Викторовна,
педагог ДО,
Руководитель детского ансамбля
«Смайл»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Музыкальная палитра» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации - групповой, студийной; по времени реализации - длительной подготовки.
Данная программа является модифицированной, т.к. создана на основе интегрированной творческой программы дополнительного образования детей «Музыкальная палитра», издательства «Учитель» (авторы-составители Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшова).
Программа разработана на основе требований к международным вокальным конкурсам и фестивалю - конкурсу «Детские фантазии».
Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Этим она отличается от подобных программ в данном направлении.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
К числу наиболее актуальных проблем относится:
создание условий для творческого развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактика асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
укрепление психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что результатами сенсорного воспитания является определенный уровень сенсорного развития обучающихся, позволяющий им наиболее эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность);
формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, конкурсы, экскурсии);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов);
средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, набор детских шумовых инструментов, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, фортепиано).
Цели программы:
Обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.
Сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.
Воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Воспитать потребность к творческому самовыражению.
Задачи:
Формировать целостное представление об искусстве.
Воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.
Развить способность активного восприятия искусства.
Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Создать условия реализации творческих способностей.
Формирование навыков творческой деятельности.
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
Формировать вокально-хоровые навыков.
Развить память, произвольное внимание, творческое мышление, воображение.
Развить уровень исполнительского мастерства.
Развить умение применять на практике полученные знания.
Развить навыки сольфеджирования, пения по партитуре.
Развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения, пения a capella.
Развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что данная программа может реализовываться как самостоятельный курс обучения, так и в рамках образовательной программы музыкальной студии.
Расположение учебного материала внутри программы концентрическое.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.
Для того чтобы подвести детей 10-12 лет к освоению теоретической части данной программы, предлагается метод художественной импровизации.
Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях самостоятельно импровизировать на заданную тему (музыкальные импровизации, словесные, звуковые, пластические, ритмические).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 16 лет. Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся.
Возраст | Ведущая деятельность | Возрастные, психологические новообразования |
Младший школьник | Учебная деятельность | Теоретическое отношение к действительности, позволяющее учитывать её собственные объективные свойства и закономерности; психологические предпосылки отвлечённого мышления; появляется произвольность психических процессов; планирующая функция мышления (внутренний план действия); рефлексия (способность обосновать свои действия) |
Ранний подросток | Общение в двух формах: в системе личностных отношений; в системе общественно-полезной деятельности | Появляется чувство взрослости; появляется способность строить общение в зависимости от различных задач; формируется ориентация на качества других людей |
В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству недостаточно ограничиваться знаниями возрастных психофизиологических особенностей, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определённым физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют разные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:
Возраст обучающихся | Проблемы данной возрастной категории | Пути решения проблемы |
9-10 лет | «Расцвет детского голоса»; равномерность в развитии; нервно-мышечная система голосовых органов более гибкая; звонкость и серебристость звучания | - Усложнение и разнообразие вокальных упражнений и песенного материала |
10-11лет | Голосовая мышца частично оформляется; дыхание глубже, звучание полнее (микстовое); более сложное колебание голосовых связок | Укрепление голосового аппарата; ограничение в силе голоса; увеличение тембровых возможностей |
12-13 лет | Хрипота, покраснение голосовых связок; нервозность, возбудимость; более сложное колебание складок; голос приобретает большую насыщенность, плотность; голосовая мышца структурно сформирована | Разнообразие исполнительских возможностей; тщательный выбор репертуара, избегание перегрузки голоса; поддерживание высокого резонирования при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона |
13-16 лет | Быстрое неравномерное развитие голосообразующих органов(период мутации); понижается устойчивость нервной системы; ослабевает мышечная энергия певческого механизма | - Щадяший режим |
Сроки реализации образовательной программы - 2 года.
Формы занятий (основные, характерные для данной программы).
Глубина знаний обучающихся в области вокально-хорового искусства, прочность усвоения ими материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-дидактические игры;
восприятие (слушание) музыки;
дыхательная гимнастика;
артикуляционные упражнения;
фонопедические упражнения;
Используются следующие формы занятий:
По количеству детей:групповые и индивидуальные.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: коллективные, индивидуальные. Продолжительность занятия: первый и второй год обучения - 1 академический час по 40 минут;
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Количество обучающихся в группах (чел.):
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения
Иметь основные вокально-хоровые навыки.
Иметь представление об основных музыкальных жанрах, особенностях национальной музыки.
Знать ноты, различать их по высоте и длительности.
Иметь навыки пения по нотам.
Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.
Иметь навыки сольного и хорового пения.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Уметь ориентироваться в специальной терминологии.
Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза.
Иметь навыки интонирования, правильного звукообразования.
Иметь представление о музыкальной фразировке в пении.
Иметь навыки работы с микрофонами.
Иметь навыки концертной деятельности.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения
Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
Знать понятия: партитура, сольфеджио, размер, такт, тактовая черта.
Иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосием, каноном.
Уметь управлять интонацией голоса.
Иметь навыки сольфеджирования.
Иметь навыки чтения ритмического рисунка, нотной записи.
Владеть приёмами певческого дыхания.
Уметь петь без сопровождения.
Иметь навыки работы над воплощением сценического образа в пении.
Применять полученные знания на практике.
Иметь навыки концертной деятельности.
Условия набора.
В коллектив принимаются дети, достигшие 10-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных, но прошедших обучение по программе «Мир вокального искусства». Определяющим фактором является активное желание ребёнка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание, где определяются и фиксируются:
музыкальный слух;
вокальные данные, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребёнка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год (срезовая и итоговая), данные заносятся в таблицу. Это позволяет скорректировать работу педагога с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ занятия | Тема | Теория | Практика | Индивидуальная работа | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводное занятие | 1 | | — | 1 |
2 | Первичная диагностика | — | 1 | — | 1 |
3 3.1 | Музыкальная грамота - Нотная грамота | 2 | 6 | | 8 |
3.2 | - Ритм | 2 | 6 | — | 8 |
3.2 | - Лад: мажор, минор | 2 | 2 | | 4 |
3.3 | - Пауза | 2 | 2 | | 4 |
4 4.1 | Техника пения - Голосовой аппарат | 2 | 2 | | 4 |
4.2 | - Дыхание | 2 | 4 | — | 6 |
4.3 | - Интонация | 2 | 4 | | 6 |
4.4 | - Дикция | 2 | 2 | | 4 |
5 | Музыкальная фразировка | 2 | 2 | — | 4 |
6 | Срезовая диагностика | — | 1 | — | 1 |
7 7.1 | Музыкальные фантазии - Сочиняем сами | 2 | 2 | | 4 |
7.2 | - Музыкальная живопись | 2 | 2 | | 4 |
8 | Мир вокруг нас - Экскурсии - Посещение концертов, музыкального театра | 4 | — | — | 4 |
9 | Работа с солистами | | | 6 | |
10 | Итоговая диагностика | — | 1 | — | 1 |
11 | Итоговые занятия: концерты, музыкальные вечера, участие в музыкальных спектаклях | — | 2 | — | 2 |
| Всего | 27 | 39 | 6 | 72 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ занятия | Тема | Теория | Практика | Индивидуальная работа | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводное занятие | 1 | — | — | 1 |
2 | Первичная диагностика | — | 1 | — | 1 |
3 3.1 | Музыкальная грамота - Такт, тактовая черта | 2 | 4 | | 6 |
3.2 | - Размер | 2 | 2 | | 4 |
3.3 | - Сольфеджирование | 2 | 6 | | 12 |
4 4.1 | Пение в ансамбле - Партия. Партитура | 2 | 2 | | 4 |
4.2 | - Что такое сольное пение | 2 | 2 | | 4 |
4.3 | - Пение дуэтом | 2 | 2 | | 4 |
4.4 | - Двухголосие. Канон | 4 | 4 | | 8 |
4.5 | - Распев. Вокализ | 2 | 4 | | 6 |
5 | Срезовая диагностика | — | 1 | — | 1 |
6 6.1 6.2 | Выразительность исполнения - Интонация и сценический образ - Вокальное слово и дыхание | 2 2 | 4 4 | — | 6 6 |
7 | Работа с солистами | | | 6 | 6 |
8 | Итоговая диагностика | | 1 | — | 1 |
9 | Мир вокруг нас - Экскурсии - Посещение концертов, музыкального театра | 4 | — | — | 4 |
10 | Итоговые занятия: концерты, музыкальные вечера, участие в музыкальных спектаклях | — | 2 | — | 2 |
| Всего | 27 | 39 | 6 | 72 |
Учебная программа занятий первого года обучения
Вводное занятие.
Цели и задачи:
познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;
дать представление о предмете, его особенностях.
Практика:
Техническое оснащение:
видеоаппаратура;
аудиоаппаратура.
Начальная диагностика.
Цели и задачи:
Практика:
3-14. Музыкальная грамота.
Цели и задачи:
углубить знания о нотах: название, длительность, высота;
развивать навык пения по нотам;
развивать звуковысотный и ритмический слух;
дать понятия: ритм, ритмический рисунок, лад, мажор, минор;
дать понятие: пауза, её разновидности и длительности;
развивать вокально-хоровые навыки;
накапливать слуховые впечатления;
Практика:
музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха;
работа с учебными и игровыми пособиями;
вокально-хоровая работа;
дыхательная и артикуляционная гимнастика;
фонопедические упражнения;
игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора;
ритмические игры.
Дидактический материал:
музыкально-дидактические игры;
учебные пособия: «Дружная семья», «Нотный стан»;
музыкальная палитра;
карточки «Мажор», «Минор»;
игровое пособие на развитие звуковысотного и ритмического слуха.
Техническое оснащение:
фортепиано;
металлофон;
фланелеграф;
15-16. Техника пения.
Цели и задачи:
дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;
развивать навыки певческого дыхания;
развивать навыки интонирования;
дать понятие о дикции, её роли в пении;
развивать умение работать над музыкальной фразировкой;
укреплять голосовой аппарат;
развивать навыки правильного звукообразования;
развивать навыки сольфеджирования;
развивать навыки выразительного исполнения.
Практика:
упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
работа над фразировкой, выразительностью исполнения;
сольфеджирование;
работа с учебным пособием «Голосовой аппарат».
Дидактический материал:
Техническое оснащение:
фортепиано;
аудиоаппаратура.
27. Срезовая диагностика.
Цели и задачи:
провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокальнохоровых знаний, умений, навыков;
повторить пройденный материал;
проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся;
закрепить вокально-хоровые навыки.
Практика:
выполнение диагностических тестов;
вокально-хоровые упражнения;
работа с музыкально-дидактическими играми.
развивать творческие способности;
развивать умение импровизировать на заданную тему;
дать представление о процессе сочинения и записи музыки;
накапливать слуховые впечатления;
сформировать представление о понятии «Музыкальная живопись»;
развивать навыки самостоятельного сочинительства;
развивать вокально-хоровые умения и навыки;
расширять музыкальный кругозор.
тематические беседы;
вокально-хоровая работа;
создание своих мелодий по рисункам;
сочинение своего текста к мелодии;
дыхательная, артикуляционная гимнастика.
32-33. Мир вокруг нас.
Цели и задачи:
расширять кругозор обучающихся;
развивать умение получать эстетическое удовольствие;
способствовать накоплению слуховых впечатлений;
прививать навыки поведения в культурных местах;
развивать аналитические умения и навыки.
34-36 Работа с солистами
Цели и задачи:
изучение, повторение сольных песен;
работать над движением вокалистов на сцене;
формировать эстетичность и сценическую культуру;
отрабатывать движения вокалиста и сценический образ.
фортепиано;
аудиоаппаратура.
повторять и закреплять пройденный материал;
провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;
проследить динамику развития творческих способностей.
фортепиано;
фланелеграф;
аудиоаппаратура.
38-39. Итоговые занятия.
Цели и задачи:
повторить и закрепить пройденный материал;
развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;
накапливать вокально-хоровые навыки;
воспитывать сценическую культуру;
приобретать навыки концертных выступлений;
развивать музыкальный кругозор;
приобретать навыки работы с микрофонами.
познакомить с режимом работы ЦДТ, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;
дать представление о предмете, его особенностях.
видеоаппаратура;
аудиоаппаратура.
Начальная диагностика.
Цели задачи:
развивать умения ориентироваться в нотной грамоте;
дать понятия: размер, такт, тактовая черта;
развивать навыки сольфеджирования;
развивать вокально-хоровые навыки;
накапливать слуховые впечатления;
развивать аналитические способности;
развивать умения применить на практике полученные знания.
вокально-хоровая работа;
артикуляционная, дыхательная гимнастика;
работа с нотными пособиями, сольфеджирование;
сочинение и разгадывание музыкальных ребусов;
ритмические игры.
учебные пособия по теме;
музыкальные ребусы;
игровые пособия.
фортепиано;
фланелеграф;
аудиоаппаратура;
14-21. Пение в ансамбле.
Цели и задачи:
развивать вокально-хоровые навыки;
развивать навыки сольного пения, пения в дуэте, пения в ансамбле;
дать представление о многоголосии, каноне;
развивать умения петь многоголосие, канон;
накапливать слуховые впечатления;
развивать звуковысотный, ритмический и гармонический слух;
дать понятия: партитура, партия, сопрано, альт, баритон, тенор, бас.
фортепиано;
аудиоаппаратура.
провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков;
повторить пройденный материал;
проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.
закрепить вокально-хоровые навыки.
выполнение диагностических тестов;
вокально-хоровые упражнения;
работа с музыкально-дидактическими играми.
развивать вокально-хоровые умения и навыки;
закрепить полученные знания, умения применить их на
практике;
углубить представления о роли интонации в процессе создания сценического образа;
углубление представлений о взаимосвязи вокального слова и дыхания;
дать понятия: вокализ, распев;
овладеть техникой исполнения вокализа и распева;
укрепить певческое дыхание;
углубить представления о роли выразительности в вокальном исполнении;
расширить музыкальный кругозор.
вокально-хоровая работа;
работа над сценическим образом;
работа с музыкальной палитрой;
интонационная гимнастика;
слушание и анализ фрагментов музыкальных произведений.
аудиоаппаратура;
фланелеграф;
фортепиано.
32-33. Мир вокруг нас.
Цели и задачи:
накапливать слуховые впечатления;
воспитывать навыки поведения в культурных местах;
развивать аналитические умения и навыки.
повторить и закрепить пройденный материал;
провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;
проследить динамику развития творческих способностей.
фортепиано;
фланелеграф;
аудиоаппаратура.
35-36. Итоговые занятия.
Цели и задачи:
повторить и закрепить пройденный материал;
развивать умение применять полученные знания в практической деятельности;
накапливать вокально-хоровые навыки;
воспитывать сценическую культуру;
приобретать навыки концертных выступлений;
развивать музыкальный кругозор;
приобретать навыки работы с микрофонами.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Способы проверки результатов освоения программы: первоначальная диагностика, срезовая, итоговая, концерты, фестивали. Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы является отчетный концерт в конце каждого учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер, компакт-диски, аудио и звукоусиливающая аппаратура, нотный стан, музыкальные произведения в mp3 записи. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио и видеоинформация.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Артикуляция
Язык - главная мышца органов речи, и для него, как и для любой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Правильное звукопроизношение является очень важным этапом в освоении вокальных произведений, и поэтому в данной программе много внимания уделяется артикуляции.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними).
У нас артикуляция - это автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Упражнения
«Окошко»:
поднять правую бровь;
левую, обе;
вытянуть лицо, не раскрывая губ;
подвигать нижней челюстью влево и вправо;
пораздувать ноздри;
пошевелить ушами;
скорчить рожицу: кто смешнее.
дети стоят боком к руководителю;
ближняя рука на груди;
на последний звук сочетания рука выбрасывается в сторону руководителя и голова поворачивается туда же (РСТВО, ПКРТЧА, ПСТВО, РЕМКЛО).
разогревающий массаж (лоб, переносица, виски);
массирование нижнечелюстных мышц от носа к уху;
массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы;
постукивание;
короткий вдох по руке и длинный замедленный выдох со счетом 1, 2, 3, 4... (с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа);
короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контролировать движения, положив ладони рук на нижние ребра, выдох длинный, со счетом;
короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания - спеть один звук в пределах зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом, сначала тянуть 2-3 секунды, удлинять, нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
«з» - на выдохе, на одном дыхании;
руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.
Интонация
Чистоте интонации способствует сформированное «ладовое чувство», заключающееся в способности слышать тяготения между музыкальными звуками. Чувство лада необходимо как в унисонном, так и в многоголосном пении. Развитию этого чувства помогают упражнения, заключающиеся в пении различных звукорядов, трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада (1-3-5 ступени). Большое значение имеет пение без сопровождения инструмента.
Упражнения
«Ёжик»:
Методика настройки певческих голосов
| | |
| | Низкая и средняя (соль 1 - соль м) |
| | |
| | |
| Губы в полуулыбке, умеренное открытие рта, гортань сохраняет настрой, полученный при произнесении гласного «у». | |
| | |
| | |
Многоголосие
Очень хороши для работы над многоголосием и чистотой интонации каноны. Прежде чем разучивать какой-нибудь канон, объясните или напомните детям определение канона и поговорите о его разновидностях. Спросите у ребят, из чего складывается тема канона (из мелодии, ритма, тембра, жеста).
Мелодические каноны.
Мелодический канон для начала лучше всего выучить как одноголосную песенку. Если для исполнения канона, кроме пения, необходимы озвученные жесты, движения (хлопки в ладоши, по коленям, притопы и т. д.) или игра на ударных инструментах, распределите, кто и что будет делать.
«Пусть попляшет язычок» (пример).
Если стихи и мелодия уже разучены, предложите ребятам спеть песенку одноголосно, меняя в конце каждого куплета озвученные жесты, движения. Первый раз это могут быть два хлопка по коленям, во втором куплете - два притопа, в третьем - щелчки пальцами, а в конце - хлопки в ладоши. Вместо озвученных жестов могут быть использованы ударные инструменты: барабан, бубен, ложки, треугольник и др.
Когда озвученные жесты будут исполняться четко и ритмично, спойте двухголосный канон.
Чи - ки - чи - ки, чи - ки - чок, пусть по - пля - шет я - зы - чок!

Пов-то-ри- ка: цо-цо-цо, выш-ла цап-ля на крыль-цо.

Хлоп в ладоши! Жу-жу-жу,
Никому не расскажу!
Хлоп в ладоши! Ща-ща-ща,
Как ловили мы леща!
А поймали шесть ершат
И шестнадцать лягушат.
Хлоп в ладоши! Чу-чу-чу,
Я молчу, молчу, молчу.
Чики-чики, чики-чок,
Не стесняйся, язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повтори - не ошибись.
Бесконечные каноны.
Привлекательность формы бесконечного канона заключается в том, что в ней может быть написан любой вид канона. Ведь суть этого канона - в бесконечном повторении темы, конец которой переходит в её начало и сочетается с ним в одновременном звучании.
«Шла весёлая собака» (пример).
Ребятам нравится, что в этой песенке в конце первой строчки, после «чики-брики-гав!», можно полаять, в конце второй строки - пошипеть, как это делают рассерженные гуси, а после третьей - даже дважды хрюкнуть, как поросёнок.
Варианты исполнения канона:
- Ритмический или ритмослоговой.
- Речевой - текст не поётся, а проговаривается в заданном ритме.
Слова Н. ПИКУЛБВОЙ Шла веселая собачка
Подвижно, задорно

Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси,
Головы задрав.
А за ними поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю!
Хрю!
Мимические каноны.
В мимическом каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица, по сути, это то, что любят делать все дети, кривляться перед зеркалом и строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки-возгласы типа: «О! A-а! У-у-у! Ы-ы-ы! Хи! Хм! Р-р-р!» и т. д., а также минимум жестов: всплескивание руками, покачивание головой и др.
Для того чтобы упорядочить игру, воспользуйтесь музыкальным сопровождением или метрономом, договорившись о шаге канона и времени смены мимической маски.
Богатое воображение потребуется ведущему. Именно он импровизирует гримасы, а все по очереди за ним повторяют, глядя друг на друга в большое зеркало или стоя в кругу так, чтобы видеть лицо соседа и не отворачиваться от того, кто находится слева.
Такая игра невольно вызывает смех, поэтому выигрывает тот, кто «продержался» до конца и не рассмеялся. Желательно исполнять мимический канон в конце урока, чтобы снять усталость и напряжение.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Для развития фонематического слуха детям 5-6 лет предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
«Выдели слово».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?».
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
«Уши путешествуют».
Варианты заданий:
- что вы слышите в кабинете;
- что происходит в соседнем кабинете;
- какие звуки доносятся с улицы;
- послушайте своё дыхание и т. п.
«Самый внимательный».
Дети стоят в кругу, у педагога в руках маракас и румба (любой другой шумовой инструмент).
Задание: если звучит маракас - двигаемся по кругу; зазвучит румба - останавливаемся. Кто ошибается - встаёт в центре круга. Возможны варианты заданий.
«Фабрика звуков».
Детям демонстрируются предметы, которые затем кладут за ширму.
Пример: бумага, кубики, машинка, свисток, пакет и т. п. Педагог за ширмой производит действие с предметом (например, шуршит бумагой).
Задание: по звуку угадать, какой предмет в руках у педагога.
«Угадай, чей голосок».
Дети стоят в кругу, ведущий - в центре круга с завязанными глазами. Педагог указывает на стоящего в кругу ребёнка, который произносит: «Это я». Задание: ведущий должен отгадать, кто говорил.
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ
Данные упражнения на развития речи выполняются под музыку. Задачи: четкая дикция и артикуляция, правильное распределение дыхания.
На первоначальном этапе декламация стихотворного текста может сопровождаться хлопками в заданном темпе. Далее присоединяется музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения желательно подобрать с простым ритмическим рисунком, сильная доля в музыке должна совпадать с ударением в слове.
Варианты исполнения:
«Эхо»: строчку декламирует педагог, потом дети (не нарушая метрическую пульсацию).
«Цепочка»: дети декламируют по цепочке друг за другом по строчке или по четверостишию (не нарушая метрическую пульсацию).
«Догонялки»: в процессе декламации в музыкальном сопровождении произвольно меняется темп
П. Синявский
Штраннаяиштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу:
- Ах, какая модница!
Пожвольтепожнакомиться.
- Увазаемыйпрохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица оса
Улетела в небеса.
- Штранная гражданка...
Наверно, иноштранка...
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
- Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком
- Нужно шрочножаниматься
Иноштраннымяжыком!
ДЫШИМ И ЛЕЧИМСЯ (Дыхательная гимнастика)
| | |
| Плавные движения от переносицы к ушам | Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
| | Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
| | Мы будем разговаривать И будем выговаривать |
Говорила зайке мать: Надо ушки потирать | | Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
| | Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать |
Ой, спасибо вам, друзья! Мне без вас никак нельзя | | Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно |
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых
| |
| Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх - вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться - выдох. (Противопоказание - близорукость больше 5.) |
| |
| Лёгкий наклон к полу - вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка» |
| |
СКОРОГОВОРКИ
У четырёх черепах по четыре черепашки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Щи да каша - пища наша.
Сшила Саша Сашке шляпку.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Проворонила ворона воронёнка.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
У ёлки иголки колки.
Шапка да шубка - вот и весь мишутка.
Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Наш Полкан попал в капкан.
Жил-был поп, толоконный лоб.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Слишком много ножек у сороконожек.
ЧИСТОГОВОРКИ
Хомячок
У хомячка не щёчки,
У хомячка - мешочки,
В мешочках хомячка
Семьсот два семечка!
Наша чаща
Наша роща чаще пущи.
Наша пуща чащи гуще.
Наша чаща гуще пущи!
Чихалочка
Плюшевые зайчики —
Меховые пальчики,
Дуют в одуванчики:
Пых-пых-пых!
В туче одуванчиков
Так щекотно зайчикам!
И чихают зайчики:
Чих-чих-чих!
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ
СВОИМ ГОЛОСОМ
Восхождение
По тропинке узкой, горной,
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идём в поход
За горой нас солнце ждёт!
Наш подъём всё выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам!
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало!
Погружение
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Всё ниже опускаюсь, ниже,
А дно морское ближе, ближе.
И вот уж в царстве я подводном,
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Высоко
Эта песенка про смех - ха-ха-ха.
Мы поём её для всех - ха-ха-ха.
Так смеются все цыплята - ха-ха-ха.
Лягушата и мышата - ха-ха-ха.
Они славно все хохочут - ха-ха-ха.
Всё вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха!
Низко
Эта песенка про смех - ха-ха-ха.
Мы поём её для всех - ха-ха-ха.
Так смеются все цыплята - ха-ха-ха.
Лягушата и мышата - ха-ха-ха.
Они славно все хохочут - ха-ха-ха.
Всё вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха!
* * *
Грачиха говорит грачу:
Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.
* * *
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.