СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа на тему «Творчество в деятельности современного педагога»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа на тему «Творчество в деятельности современного педагога»

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа на тему «Творчество в деятельности современного педагога»»

Творческая работа на тему «Творчество в деятельности современного педагога»


Творческий учитель – творческий ученик


Каким должен быть современный педагог, и какими профессиональными качествами он должен обладать? Этот вопрос в настоящее время активно обсуждается в обществе. Среди множества разных характеристик профессиональной деятельности современного педагога, зачастую называют творческий подход к педагогической деятельности. Организацию и содержание педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, в котором отражается степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому важнейшей объективной характеристикой педагогической деятельности является творческий характер. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач

Накопленный педагогом социальный опыт, психолого-педагогические и предметные знания, умения и навыки, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы обусловливает творчество созревшим потенциалом личности педагога и тем самым повышает качество в осуществление своих профессиональных функций.

Функции педагога в новых условиях усложняются. Остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности творчески подходить к организации учебного процесса. Необходимость проявлять творчество требует от педагога глубоких и прочных знаний педагогической психологии, дидактики и методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации учебного процесса. Творчество – составной элемент педагогической деятельности, специфическая сторона личности педагога, его чувствований, поведения, действий. Творчество особое качество человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Творчество – один из основных элементов профессиональной деятельности педагога, специфическая сторона его личности.

Что же является источником творчества для педагога? Ответ прост - это общение с обучающимися, его собственный опыт, опыт коллег и целых коллективов, его жизненный опыт и профессиональная интуиция, общая культура, профессиональная позиция педагога. Для проявления творчества у педагога должны быть развиты такие способности как, богатое воображение, нешаблонность мышления, критический взгляд на учебный процесс, умение обобщать факты, выдвигать новые решения и идеи. Ведь творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

  1. открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

  2. изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

  3. педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов; педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

В подготовке к занятию педагог проявляет творчество при выборе типа урока и на каждом его этапе: в мотивации учебной деятельности (предъявлении задач учебного занятия), в выборе методов и средств изучения нового материала, в выборе видов учебной деятельности (фронтальной, индивидуальной, коллективной), на этапе закрепления, организации практических работ, в постановке домашнего задания.

Отсюда следует, что творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею -гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя все к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Таким образом, в образовательной среде должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов учащихся, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Для этого современному педагогу в своей деятельности необходимо применять разнообразные задания творческого характера, подготовку всякого рода проектов, проблемные ситуации и т.д. Так как в результате самостоятельной мыслительной деятельности и активности, у обучающихся образуются новые знания, навыки и умения, а также развивается творческое мышление и другие личностно важные качества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!