СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа " ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЕГО «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДА»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа "Определение моего "ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДА" дает понять степень своего влияния на биосферу и, при необжодимости уменьшить его.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа " ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЕГО «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДА»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Сергиев Посад Московская область











Муниципальный этапа областного конкурса

«Мы за чистое Подмосковье»




ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МОЕГО «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДА»










Выполнил ученик
10 класса Балашовым Петром Евгеньевичем
Научный руководитель: преподаватель биологии
Сенькина Н.Н. т. 8(916)793-09-12, darya19541506@mail.ru





Сергиев Посад

2019г

Содержание работы


Введение

3

Глава 1.

«Экологический след»

4

1.1.

Что такое «Экологический след».

4

1.2.

Последствия экологического следа человека.

5

Глава 2.

Работа в информационном пространстве.

5

2.1

Изучение материалов сайта Всемирного фонда дикой природы (WWW)wwf/footprint.

5

Глава 3.

Практическая часть « Расчеты моего экологического следа»

5-9

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Анкетирование учащихся моего класса.

Результаты расчётов моего «экологического следа». 

Советы по уменьшению своего экологического следа.

Разработать буклет - рекомендацию на тему

«Определение моего экологического следа»

(Скрины буклета)

5

6

8



17-21



Выводы

Список литературы

Приложение

9-10

11

12-21













Введение

Тема моей работы «Определение моего «экологического следа». Эту тему я взял не случайно. На данный момент знание экологического следа необходимо для того, чтобы понять степень своего влияния на биосферу и, при необходимости, уменьшить его. Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.

Сегодня глобальный «экологический след» человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги Земли будет расти теми же темпами, к середине 30-х годов XXI века нам потребуется две планеты. [1]

Актуальность проекта. Почему вопрос снижения экоследа так важен?

Исследования показывают, что потребление человечеством ресурсов природы слишком велико и они могут полностью истощиться. Следовательно, существует причина для исследования каждым человеком своего «экологического следа».

Гипотеза: если я своим примером обращу внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, то можно ожидать снижение «экологического следа», даже если оно будет небольшим.

Цель проекта: определить свой «экологический след» на планете.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- провести анкетирование среди учащихся своего класса;

- собрать и проанализировать информацию о практических действиях по уменьшению «экологического следа».

- разработать буклет - рекомендацию на тему «Определение моего экологического следа»

Тип проекта: исследовательский.

Исследовательские методы: опрос, анализ литературы, метод статистической обработки.

Объектом исследования является мой «экологический след», характеристика и перспективы его сокращения, а также знания людей о проблеме «экологического следа».

Предмет исследования: понятие и расчёт «экологического следа».

Глава 1. «Экологический след».

    1. Что такое «Экологический след».

«Экологический след» – мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры территории, необходимой для производства потребляемых им ресурсов и поглощения отходов. Измеряется он в гектарах. 

Насколько грамотно мы расходуем природный капитал? Для этого необходимо знать, сколько мы имеем и сколько тратим. Одним из таких показателей устойчивого развития является экологический след, или футпринт (англ. Foot – нога, print – отпечаток) – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.

Экологический след учитывает, в какой степени хозяйство конкретного региона соответствует емкости природных экосистем. [2]

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), человеческое воздействие планету превышает способность Земли к восстановлению приблизительно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.

Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.  

Все, что нам необходимо для жизни, производится на нашей планете и это использует её ресурсы. Несмотря на то, что площадь нашей планеты огромна, лишь её четверть может использоваться человеком для своих нужд. Разделив эту площадь, находим, что на каждого жителя приходится около 1.8 га. Но эта же площадь используется и для строительства всей инфраструктуры, в том числе жилья.

Экологический след позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять экологический след вашей организации и даже вашего домашнего хозяйства.

Последствия экологического следа человека.

Раз «экологический след» отражает потребление человеком ресурсов планеты, то высокий его показатель ведёт к ускоренному их истощению. Например, интенсивная разработка месторождения фосфоритов в островном государстве Науру превратила большую его часть в пустыню. Также можно вспомнить катастрофу Аральского моря. Сжигание нефти, газа и угля для получения энергии приводит к усилению парникового эффекта. [4]

Глава 2. Работа в информационном пространстве.

2.1. Изучение материалов сайта Всемирного фонда дикой природы (WWW)wwf/footprint.

Данный сайт помог мне вычислить собственный «экологический след», а также предложил множество вариантов его уменьшения, о которых я раньше не знал. (Приложение 1.)

Глава 3. Практическая часть. «Расчёты моего экологического следа».

3.1. Анкетирование учащихся моего класса.

Был проведён опрос среди учащихся 10 «В» класса МБОУ СОШ №14. На вопросы «Что такое «экологический след»? «Какие вы можете предложить способы по уменьшению «экологического следа»?

Исходя из результатов опроса, можно предположить, что большинство моих сверстников не знают точного значения выражения «экологический след». Но, несмотря на это, большинство опрошенных предложили свои варианты по его уменьшению. (Рис.1,2.) Это означает, что ребята задумываются об окружающей среде и, что главное, хотят внедрять их в свою жизнь.


Рис. 1.


Рис. 2.


3.2. Результаты расчётов моего «экологического следа».

Чтобы вычислить экологический след, необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрать соответствующее образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа и тогда можно узнать, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все наши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы! (Приложение 2.)

Анкета включает вопросы жилья, использования энергии, транспорта, питания, использования воды и бумаги, бытовых отходов. Суммируя баллы, мы получаем величину экологического следа.

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли. [2]

Мой экологический след составляет 1.53 га, что неплохо, учитывая его средний мировой показатель. Но это не означает, что я могу не сокращать его.

Мне стало интересно, и я решил провести исследование среди своих сверстников в школе, величина среднего «экологического следа» моих ровесников равна 2,4. Это говорит о том, что нам не хватает места на одной планете. Значит, мы живём нерационально. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика – всего 0,7 га (0,4 планеты).

Уже в конце ХХ века воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. В среднем экологический след жителя Земли составляет 2,7 га, что превышает допустимый для саморегуляции размер на 30%.

3.3. Советы по уменьшению своего экологического следа.

Для уменьшения собственного экологического следа сначала нужно укрепить в себе простейшие, но полезные привычки: не мусорить на улице, а выбрасывать всё в урны или баки, выключать свет за собой при выходе из комнат, не тратить воду понапрасну во время умывания или мытья посуды. Можно также перестать использовать пластиковые пакеты в магазинах и заменить их сумками. Есть более сложные способы сократить «экологический след». Например, можно при наличии дачи или балкона установить конструкции для сбора дождевой воды, чтобы использовать её для полива растений, или разделять мусор в своем жилище. Также необходимо сдавать ядовитые для окружающей среды отходы (использованные батарейки, бытовую химию с истёкшим сроком годности и прочее) в специальные пункты приёма.

Именно поэтому, в последние годы, наряду с традиционной целью сохранения природного биологического разнообразия, у нас появилась другая задача – уменьшение «экологического следа» человека в таких пределах, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.

Решение проблемы зависит только от нас, от каждого небезразличного человека, живущего на планете Земля. Ведь, помогать планете очень важно и совсем не сложно.

Сортируйте мусор, отдавайте на переработку батарейки, макулатуру, ведь переработка макулатуры – процесс гораздо более чистый и менее энергоемкий, чем варка целлюлозы.

С 1 января всё Подмосковье переходит на раздельный сбор мусора. В каждой квартире должны быть две ёмкости – под «сухие» и «мокрые» отходы, а на улице два контейнера – серый и синий с обозначениями «сухой» и «мокрый».

Такие меры могут помочь гражданам заботиться об окружающей среде.

У нас в школе уже третий год собираем батарейки, макулатуру, сдаем старую использованную технику, принимаем участие в субботниках по поддержанию чистоты вокруг школы, участвуем в акциях по посадке деревьев и озеленение школы, создан волонтерский отряда, регулярно выпускаем экологические листовки, газеты, на каждом этаже стоят урны для раздельного мусора. (Приложение 3.) Это очень важно, но мне кажется, что надо менять свое отношение к природе, быть экологически грамотным человеком, толь тогда мы мажем уменьшить свой след на планете, и я буду делать для этого все, что в моих силах.

С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены беседы, где была предложена анкета для определения собственного экологического следа. Работа будет продолжаться и дальше.

Как уменьшить свой экологический след.

- У меня стоят счетчики воды.

- Сортирую мусор (макулатуру, у нас в подъезде есть, специальный ящик для сбора батарейки мы складывает их туда, и др.).

- Вещи, какие не нужны - мы отдаём нуждающим.

- Принимаю душ вместо ванны.

- Выключаю воду в то время, когда намыливаюсь или чищу зубы

- Отказался от полиэтиленовых пакетов.

- Не выбрасываю еду – покупаю столько, сколько можем съесть,

- Во время мытья машины пользуюсь ведром

- В школу хожу пешком.

- Отходы от еды и др. складываем в компостную яму (для удобрения).

Бросаю мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, кладу отходы в пакет, чтобы выбросить позже.

- Расход энергии – когда ухожу, выключаю свет.

Что мне мешает уменьшить свой экологический след.

- Загрязнение атмосферы: тепловой эффект, выделение в атмосферу газов и пыли.

- Загрязнение гидросферы: тепловое загрязнение водоемов, выбросы загрязняющих веществ.

- Загрязнение литосферы при транспортировке энергоносителей и захоронении отходов, при производстве энергии.

- Загрязнение радиоактивными и токсичными отходами окружающей среды.

- Изменение гидрологического режима рек гидроэлектростанциями и как следствие загрязнение на территории водотока.

- Создание электромагнитных полей вокруг линий электропередач.

- Люди, которые бросаю мусор, у которых нет счётчика воды и др.

- Необходимо экономить энергию.

Выводы.

Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.

Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации в ходе моей работы надо воплотить в жизнь, так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования грамотного взаимодействия с природой, и будут активно участвовать в уменьшении своего экологического следа.

Я думаю, что экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше с младшего возраста.

Формированию экологического сознания школьников способствует исследовательская деятельность учащихся в школе. Через работу над исследовательскими проектами можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду. Работая над проектом, пришел к выводу, что можно ожидать снижение «экологического следа», даже если он будет небольшим.

Мне кажется, что я своим примером обращаю внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, что и было предположено гипотезой. Я рад, что в Сергиевом посаде решается вопрос утилизации мусора.

В ходе работы разработал буклет - рекомендацию на тему «Определение моего экологического следа». Эти буклеты размещены на сайте Экологического порта школы №14. Они доступны каждому ученику школы и их родителям.

Этим самым я внесу маленькую лепту в решение глобальной проблемы, и в заключение работы мне хочется обратиться к людям.

 Люди, бросайте мусор только в контейнеры! Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже. Для естественной переработки отбросов подчас требуются долгие годы и даже столетия! Берегите нашу природу!



























Источники информации:

1. Доклад «Живая планета 2014». – WWF, Global Footprint Network, Water Footprint Network, London Zoological Society. 2014.

2. Сайт Всемирного фонда дикой природы.

3 .http://ecosled.wwf.ru/

4. .http://www.footprint network.org




























Приложение 1.

Анкета.

  1. Что такое экологический след?

Как уменьшить экологический след?


Анкета.

Что такое экологический след?

Как уменьшить экологический след?


Анкета.

        1. Что такое экологический след?

        2. Как уменьшить экологический след?



Анкета.

        1. Что такое экологический след?

        2. Как уменьшить экологический след?


Анкета.

        1. Что такое экологический след?

        2. Как уменьшить экологический след?


Анкета.

        1. Что такое экологический след?

        2. Как уменьшить экологический след?


Анкета.

        1. Что такое экологический след?

        2. Как уменьшить экологический след?





Приложение 2.

Анкетирование для определения экологического следа будет проводиться на основе следующей таблицы:


1.Жильё. Полученные баллы разделите на то количество людей, которые живут в вашей квартире или в вашем доме


1.1. Площадь вашего жилья небольшая

+7

1.2. Большая просторная квартира

+12

1.3. Коттедж на две семьи

+23

2. Использование энергии


2.1. Для отопления вашего дома используются нефть, природный газ или уголь

+45

2.2. Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами

-5

2.3. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды

-10

2.4. Большинство из нас получают электроэнергию из горючих ископаемых

+75

2.5. Энергия, которой вы пользуетесь, вырабатывается силой воды на ГЭС или другими возобновляемыми источниками (ветер, солнце)

+2

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет

-10

2.7. Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

-10

3. Транспорт


3.1. В школу вы ездите городским транспортом

+25

3.2. Вы ездите на обычном легковом автомобиле

+40

3.3. Вас возят в школу на большом и мощном автомобиле с полным приводом

+75

3.4. В школу вы идёте пешком или едете на велосипеде

+3

3.5. На отдых вы летаете самолётом

+85

3.6. На каникулах вы ехали на поезде, причём путь занял до 12 ч

+10

3.7. На отдых вы ехали на поезде, причём путь занял более 12 ч

+20

4. Питание


4.1. В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыба, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед

+2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся, только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены

+14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому

+5

4.4. Вы едите мясо 2 — 3 раза в неделю

+50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день

+85

4.6. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу

+30

5. Использование воды и бумаги


5.1. Вы принимаете ванну 1 — 2 раза в неделю

+2

5.2. Вы принимаете ванну ежедневно

+14

5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ

+4

5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете автомобиль водой из шланга

+4

5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее

+2

5.6. Книги вы берете в библиотеке или обмениваетесь с друзьями

-1

5.7. Одинаково часто бывает и так и так

+1

5.8. Прочитав газету, вы её выбрасываете

+10

5.9. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас ещё кто-то

+5

6. Бытовые отходы


6.1. Все мы создаём большое количество отходов и мусора, накапливая, а не перерабатывая их

+100

6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки

-15

6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете макулатуру, чтобы сдать её в приёмный пункт

-17

6.4. Вы сдаёте пустые банки из-под напитков и консервов

-10

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку

-8

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараетесь использовать в хозяйстве

-15

6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка

-5


Подводим итоги:

Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы! Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли.

1,8 га * 3,6 га * * 5,4 га * * * 7,2 га * * * * 9,0 га * * * * * 10,8 га * * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец – 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика – всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).


Приложение 3.




Фото 1.





Фото 2.

Фото 3.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!