«Творческая среда школы»
Карпова Елена Владимировна учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 поселок Зеленый Ногинский район.
Проектная деятельность-это деятельность учащихся, имеющая цель, согласованные методы, способы действия, направленная на достижения общего результата действия. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности, т.к. он должен научиться самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в педагогической практике следует уделять внимание организации проектной деятельности младших школьников. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир, участвуя в своей исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину - важнейшие черты поведения ребёнка младшего школьного возраста. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Цель проектной деятельности: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи: Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий; развивать у детей умение работать с различными источниками информации; развивать творческие способности.
Результаты: Дети осваивают первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют пользоваться. У детей формируется интерес к исследованию. Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие детей в конференциях учебно - исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой).
В течение длительного времени мы (учителя) разрабатывали критерии
оценки учебно-исследовательской работы учеников. Работа оказалась трудной. В чем же заключалась эта трудность?
Во-первых, как оценить труд ребенка и быть при этом объективным. Ведь надо учесть способности ребенка, меру самостоятельности в работе, индивидуальные особенности; т.е. не навредить. Обязательно помочь ему в выборе темы. Конечно же, учесть возрастные особенности ребенка. Сделать так, чтобы обучающийся и в дальнейшем захотел участвовать в учебно-исследовательской работе.
Во-вторых, надо проверить работу на плагиат.
В-третьих, правильно оформить эту работу. И, конечно, подготовить ребенка к выступлению.
Самое главное, чтобы ребенок получил удовольствие от этой работы, не потерял интерес к исследовательской деятельности.
После долгих споров мы выработали в нашей школе следующие критерии:
Критерии оценки учебно-исследовательской работы
№ п\п | Критерии оценок | Баллы |
1 | Наличие цели работы | 1 |
2 | Наличие плана (оглавление//содержание) | 1 |
3 | Степень раскрытия темы: а) теория б) исследование в) выводы | 1 1 1 |
4 | Список литературы по теме исследования | 1 |
5 | Правильное оформление работы | 1 |
6 | Наличие схем, диаграмм, таблиц. | 1 |
7 | Практическая и теоретическая значимость работы | 1 |
8 | Краткое изложение работы при выступлении | 1 |
9 | Презентация | 1 |
10 | Оригинальность, творческий подход, самостоятельно собранный материал исследования | 3 |
Конечно, чтобы видеть совместную работу учителя и ученика, необходимо приложить к
проекту план работы над проектом с отметками учителя о датах консультаций, проводимых ими совместно.
Необходимо дать возможность каждому ребенку поверить в себя, почувствовать радость открытия нового, еще неизвестного ему. Научить его делиться этой радостью с другими.