СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие проекты на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация творческих проектов на уроках литературы: презентация концепции, современных методик и практик.

Просмотр содержимого документа
«Творческие проекты на уроках литературы»

Творческие проекты на уроках литературы в рамках реализации ФГОС. Творческие проекты на уроках литературы в рамках реализации ФГОС

Творческие проекты на уроках литературы в рамках реализации ФГОС.

Творческие проекты

на уроках литературы в рамках реализации ФГОС

Мы, учителя, часто ориентируемся на привычные для нас представления, забывая, что у нынешних школьников они складываются иначе. Современные условия требуют от учителя изменения угла зрения, и поиска новых инструментов. Учитель раньше Учитель сейчас

Мы, учителя, часто ориентируемся на привычные для нас представления, забывая, что у нынешних школьников они складываются иначе. Современные условия требуют от учителя изменения угла зрения, и поиска новых инструментов.

Учитель раньше

Учитель сейчас

Хочу, но не умею Как приобщить школьника к радости получения знания? Как повысить мотивацию к знанию? Как сформировать естественную  потребность в чтении? Как сделать процесс чтения радостным? И возможно ли это? Современный школьник существует в позиции: «Учиться хочу, но не умею».

Хочу, но не умею

  • Как приобщить школьника к радости получения знания?
  • Как повысить мотивацию к знанию?
  • Как сформировать естественную  потребность в чтении?
  • Как сделать процесс чтения радостным? И возможно ли это?

Современный школьник существует в позиции: «Учиться хочу, но не умею».

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» Адольф Дистервег,  немецкий педагог Вчитавшись в документы ФГОС, можно понять, что новые установки предлагают не «втискивать» в голову учащегося максимально возможное количество знаний.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

Адольф Дистервег, немецкий педагог

Вчитавшись в документы ФГОС, можно понять, что новые установки предлагают не «втискивать» в голову учащегося максимально возможное количество знаний.

задачи Сформировать мотивацию к получению знаний Сформировать умение самостоятельно добывать знания Сформировать умение самостоятельно использовать знания на практике А сформировать мотивацию к их получению плюс умение эти знания самостоятельно добывать и использовать на практике.

задачи

  • Сформировать мотивацию к получению знаний
  • Сформировать умение самостоятельно добывать знания
  • Сформировать умение самостоятельно использовать знания на практике

А сформировать мотивацию к их получению плюс умение эти знания самостоятельно добывать и использовать на практике.

Положения теории  Джона Дьюи истинным и ценным является только то, что дает практический результат ; ребенок в развитии повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему); усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс; ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях Такие задачи приводят нас к проектной деятельности, так подробно описанной в ФГОС. Здесь мы будем оперировать положениями теории Джона Дьюи, американского философа и педагога.

Положения теории Джона Дьюи

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат ;
  • ребенок в развитии повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему);
  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях

Такие задачи приводят нас к проектной деятельности, так подробно описанной в ФГОС. Здесь мы будем оперировать положениями теории Джона Дьюи, американского философа и педагога.

Проектная деятельность Из всего вышесказанного мы понимаем, что необходима проектная деятельность на урок, или по завершении изучения той или иной темы, которая поможет решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся. Выделяют следующие виды проектной деятельности.

Проектная деятельность

Из всего вышесказанного мы понимаем, что необходима проектная деятельность на урок, или по завершении изучения той или иной темы, которая поможет решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.

Выделяют следующие виды проектной деятельности.

Проектная деятельность Исследовательский проект Творческий проект Ролевой (игровой) проект Информационный проект Практически-ориентированный проект

Проектная деятельность

  • Исследовательский проект
  • Творческий проект
  • Ролевой (игровой) проект
  • Информационный проект
  • Практически-ориентированный проект
Исследовательский проект - работа научного характера, связанная с поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний.

Исследовательский проект

- работа научного характера, связанная с поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний.

Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся.

Творческий проект

- это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся.

Ролевой (игровой) проект - это моделирование в игре коммуникативной деятельности учащихся, которая максимально приближена к реальным условиям.

Ролевой (игровой) проект

  • - это моделирование в игре коммуникативной деятельности учащихся, которая максимально приближена к реальным условиям.
Информационный проект - это сбор и обработка информации по значимой теме с последующим формированием выводов.

Информационный проект

  • - это сбор и обработка информации по значимой теме с последующим формированием выводов.
Практически-ориентированный проект - это детальную разработку определённой проблемы, нацеленная на достижение практически значимого результата.

Практически-ориентированный проект

  • - это детальную разработку определённой проблемы, нацеленная на достижение практически значимого результата.
Обряды и обрядовый фольклор, 6 класс Цель: 1. Приобщить учащихся к русской народной культуре, к системе моральных ценностей, накопленных веками. Задачи: 1. Познакомить детей с традициями, обрядами, с историческими и культурными истоками своего народа. 2. Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей. 3. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурное общение, вера в созерцательные силы человека, трудолюбия). 4. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Обряды и обрядовый фольклор, 6 класс

  • Цель:
  • 1. Приобщить учащихся к русской народной культуре, к системе моральных ценностей, накопленных веками.
  • Задачи:
  • 1. Познакомить детей с традициями, обрядами, с историческими и культурными истоками своего народа.
  • 2. Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.
  • 3. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурное общение, вера в созерцательные силы человека, трудолюбия).
  • 4. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Обряды и обрядовый фольклор, 6 класс Первая группа – готовит игровые задания и вопросы к викторине. Вторая группа – подбирает музыкальный материал, разучивает фольклорные песни. Третья группа – отвечает за инсценировку святочного гадания. Четвертая группа – изготавливает обрядовые куклы (подарки гостям праздника), готовит сообщения о них. На первых этапах работы учащиеся знакомятся с коллективными и семейно-бытовыми обрядами, собирают материал, анализируют его с помощью учителя.  Формируются четыре творческие группы по пять человек

Обряды и обрядовый фольклор, 6 класс

Первая группа – готовит игровые задания и вопросы к викторине.

Вторая группа – подбирает музыкальный материал, разучивает фольклорные песни.

Третья группа – отвечает за инсценировку святочного гадания.

Четвертая группа – изготавливает обрядовые куклы (подарки гостям праздника), готовит сообщения о них.

На первых этапах работы учащиеся знакомятся с коллективными и семейно-бытовыми обрядами, собирают материал, анализируют его с помощью учителя. Формируются четыре творческие группы по пять человек

Разработанные проекты Учебник 6 класса «Литература» (авторы Коровина В. Я, Полухина В. П.) Какие проекты представлены, например, в учебнике литературы 6 класса.

Разработанные проекты

  • Учебник 6 класса «Литература» (авторы Коровина В. Я, Полухина В. П.)

Какие проекты представлены, например, в учебнике литературы 6 класса.

Устное народное творчество Праздник календарно-обрядовых песен Так, например, изучив тему «Устное народное творчество» обучающиеся выполнили два проекта. Праздник календарно-обрядовых песен: придумали оформление кабинета, на доске рисовали цветными мелками, пели обрядовые песни и даже использовали элементы танца. Стр.13

Устное народное творчество

Праздник календарно-обрядовых песен

Так, например, изучив тему «Устное народное творчество» обучающиеся выполнили два проекта. Праздник календарно-обрядовых песен: придумали оформление кабинета, на доске рисовали цветными мелками, пели обрядовые песни и даже использовали элементы танца.

Стр.13

Устное народное творчество Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок И провели конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок, проиллюстрировали некоторые пословицы. На первый взгляд, это уже неинтересно, много говорили про это… но это нам, учителям, а ребятам любопытно, они задаются вопросами, они ошибаются, исправляются. В этом и заключается процесс обучения. Стр.17

Устное народное творчество

Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок

И провели конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок, проиллюстрировали некоторые пословицы.

На первый взгляд, это уже неинтересно, много говорили про это… но это нам, учителям, а ребятам любопытно, они задаются вопросами, они ошибаются, исправляются. В этом и заключается процесс обучения.

Стр.17

русские басни Театральный проект Изучая русские басни, разрабатываем театральный проект: составляем план сценария, готовимся к выразительному чтению, к инсценировке. Инициатива исходит от учеников. Стр.44

русские басни

Театральный проект

Изучая русские басни, разрабатываем театральный проект: составляем план сценария, готовимся к выразительному чтению, к инсценировке. Инициатива исходит от учеников.

Стр.44

Жизнь и творчество  А. С. Пушкина Читательская конференция Благодатная тема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Здесь привлекаем родителей, проводим читательскую конференцию: высказываем отзывы о прочитанных произведениях А. С. Пушкина (повести Белкина), ученики иллюстрируют отрывки, находят иллюстрации художников к повестям, в завершении инсценируют эпизоды (всё это под руководством учителя). Стр.145

Жизнь и творчество А. С. Пушкина

Читательская конференция

Благодатная тема: Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Здесь привлекаем родителей, проводим читательскую конференцию: высказываем отзывы о прочитанных произведениях А. С. Пушкина (повести Белкина), ученики иллюстрируют отрывки, находят иллюстрации художников к повестям, в завершении инсценируют эпизоды (всё это под руководством учителя).

Стр.145

Жизнь и творчество  М. Ю. Лермонтова Конкурс выразительного чтения Проект после изучения творчества М. Ю. Лермонтова. Конкурс выразительного чтения, программа, участники (все учащиеся), жюри (классный руководитель, старшеклассники при возможности), критики, музыкальное сопровождение. Стр.160

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

Конкурс выразительного чтения

Проект после изучения творчества М. Ю. Лермонтова. Конкурс выразительного чтения, программа, участники (все учащиеся), жюри (классный руководитель, старшеклассники при возможности), критики, музыкальное сопровождение.

Стр.160

лирика Ф. Тютчева и А. Фета Конкурс выразительного чтения Похожий проект после изучения лирики Ф. Тютчева и А. Фета и изучения стихотворений русских поэтов 19 века. Стр.209

лирика Ф. Тютчева и А. Фета

Конкурс выразительного чтения

Похожий проект после изучения лирики Ф. Тютчева и А. Фета и изучения стихотворений русских поэтов 19 века.

Стр.209

стихотворения русских поэтов XIX века Конкурс выразительного чтения Стр.288

стихотворения русских поэтов XIX века

Конкурс выразительного чтения

Стр.288

Словарь «сибирских» диалектов Проект «Словарь «сибирских» диалектов» получился очень интересным. Ребята практически осознали, почему В. П. Астафьев в произведении «Конь с розовой гривой» использовал диалектизмы, а не заменили их общеупотребительной лексикой. С этой работой учащиеся выступили на школьной НПК и областной НПК «Новый интеллект – 2017» и заняли второе место.

Словарь «сибирских» диалектов

Проект «Словарь «сибирских» диалектов» получился очень интересным. Ребята практически осознали, почему В. П. Астафьев в произведении «Конь с розовой гривой» использовал диалектизмы, а не заменили их общеупотребительной лексикой. С этой работой учащиеся выступили на школьной НПК и областной НПК «Новый интеллект – 2017» и заняли второе место.

О Русской берёзе Русская бёреза (2016 г) Русская баня (2017 г) Долгосрочным проектом является проекты про русскую берёзу. Это Русская берёза (НПК «Новый интеллект-2016», 1 место), Русская баня (НПК «Новый интеллект-2017, 1 место) Рисунок Полеваевой Екатерины

О Русской берёзе

Русская бёреза (2016 г)

Русская баня (2017 г)

Долгосрочным проектом является проекты про русскую берёзу. Это Русская берёза (НПК «Новый интеллект-2016», 1 место), Русская баня (НПК «Новый интеллект-2017, 1 место)

  • Рисунок Полеваевой Екатерины

умение общаться умение работать с информацией критическое и системное мышление творчество адаптивность умение ставить и решать проблемы саморазвитие любопытство Итак, использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века: - ответственность и адаптивность - творчество и любознательность - критическое и системное мышление - умение работать с информацией и медиасредствами - межличностное взаимодействие и сотрудничество - умение ставить и решать проблемы - направленность на саморазвитие - социальная ответственность. 26

умение общаться

умение работать с информацией

критическое и системное мышление

творчество

адаптивность

умение ставить и решать проблемы

саморазвитие

любопытство

Итак, использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века:

- ответственность и адаптивность

- творчество и любознательность

- критическое и системное мышление

- умение работать с информацией и медиасредствами

- межличностное взаимодействие и сотрудничество

- умение ставить и решать проблемы

- направленность на саморазвитие

- социальная ответственность.

26

Раскрываем потенциал В классе всегда есть удивительно креативные дети, которые задают тон и не дают покоя остальным. У учеников, вовлеченных в выполнение творческих заданий, раскрывается творческий потенциал: они пробуют создавать свои художественные произведения, участвуют в конкурсах литературного мастерства. 26

Раскрываем потенциал

В классе всегда есть удивительно креативные дети, которые задают тон и не дают покоя остальным. У учеников, вовлеченных в выполнение творческих заданий, раскрывается творческий потенциал: они пробуют создавать свои художественные произведения, участвуют в конкурсах литературного мастерства.

26

Конкурсы различного уровня Также с каждым годом растет количество учеников, участвующих в конкурсах различного уровня. Творческими проектами можно назвать участие ребят в школьном (5 человек), в муниципальном этапе Всероссийского конкура сочинений (1 человек) и открытом дистанционном конкурсе творческих работ «Природа не бездушный лик» (4 человека, 1 из них победитель). 26

Конкурсы различного уровня

Также с каждым годом растет количество учеников, участвующих в конкурсах различного уровня. Творческими проектами можно назвать участие ребят в школьном (5 человек), в муниципальном этапе Всероссийского конкура сочинений (1 человек) и открытом дистанционном конкурсе творческих работ «Природа не бездушный лик» (4 человека, 1 из них победитель).

26

Зачем? Для развития творческих компетенций учащихся для активизации творческих способностей для развития творческого взгляда на окружающий мир для более осознанного усвоения сложного теоретического материала Исходя из описанных выше результатов можно сделать вывод, что все используемые на уроках литературы формы и виды творческих работ эффективны для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более осознанного усвоения ими сложного теоретического материала о языке и произведении, для развития умения применять те знания и навыки, которые они получают на уроке, т.е. развиваются творческие компетенции учащихся. для развития умения применять знания и навыки 29

Зачем?

  • Для развития творческих компетенций учащихся

для активизации творческих способностей

для развития творческого взгляда на окружающий мир

для более осознанного усвоения сложного теоретического материала

Исходя из описанных выше результатов можно сделать вывод, что все используемые на уроках литературы формы и виды творческих работ эффективны для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более осознанного усвоения ими сложного теоретического материала о языке и произведении, для развития умения применять те знания и навыки, которые они получают на уроке, т.е. развиваются творческие компетенции учащихся.

для развития умения применять знания и навыки

29

Творческие проекты на уроках литературы в рамках реализации ФГОС

Творческие проекты

на уроках литературы в рамках реализации ФГОС


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!