Творческие способности как психолого-педагогическая проблема
Проблема развития творческих способностей является актуальной на протяжении длительного времени во многих областях научного знания – педагогике, психологии, философии. Внимание данной проблеме уделяли многие педагоги-психологи, ученые методисты прошлого столетия и современной действительности. Таким образом, можно подчеркнуть, что данная проблема является многоаспектной. Считаем целесообразным начать рассмотрение интересующей проблемы с понятия «способность», как трактуют данное понятие психологи и педагоги с разных точек зрения, а также выявить основные проблемы и противоречия в исследовании данного понятия [6, с.112].
Значительный вклад в теорию способностей внес В.Г. Белинский. В его работах уже есть довольно гармоничное и чрезвычайно содержательное учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность полагаться на оригинальные мысли своих предшественников, кроме того, постоянную литературную и критическую деятельность, анализ произведений искусства побуждал его думать о способностях, их природе и различиях. По способностям Белинский понимал потенциальные природные силы личности. Он считал, что природа человеческого тела лежит в основе способностей [5, с.142].
Как и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский считал, что способность - естественный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей необходимы определенные условия. Он писал, что великие гении одарены природой, но их таланты могут развиваться только в определенных социальных условиях и именно в тех, которые представляют собой возможность для их активной работы. Идеи Н.Г. Чернышевского о одаренности послужили отправной точкой для развития материалистической теории способностей, которая основывалась на всем как источнике и состоянии развития человеческих способностей. Впервые на основе конкретного исследования вопрос о причинах и происхождении способностей был поставлен Ф. Гальтоном. Его работа «Наследственность таланта, его законы и последствия» стала отправной точкой многочисленных исследований.
B.M. Теплов в статье «Способности и таланты» понимает способности индивидуальных психологических способностей, которые отличает одного человека от другого. К способностям относятся только те функции, которые имеют отношение к эффективности любой деятельности. Он считает, что такие способности, как темперамент, летаргия, медлительность, память и т. д., нельзя отнести к способностям. Способность, говорит В.М. Теплов, не может быть врожденной. В основе способности «лежат некоторые врожденные черты, задатки». Способности существуют только в развитии, но они создаются и развиваются только в процессе деятельности [51, с.96].
Большое внимание было уделено развитию проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание». С.Л. Рубинштейн понимает способность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям, темпам духовного роста, а именно: легкости освоения и скорости прогресса. В основе умений, по словам С.Л. Рубинштейна, лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в форме заданий». Задачи понимаются как анатомические и физиологические особенности человеческого мозга. «Развиваясь на основе склонностей, способности, тем не менее, являются функцией не заданий сами по себе, а развитие, в котором задатки входят в качестве отправной точки в качестве предпосылки». Очень ценная мысль Рубинштейна о том, что способность является сложным синтетическим образованием [40, с.62].
Б.Г. Ананьев в «Очерках по психологии» указывает на то, что способность формируется за счет развития высших функций, в результате чего возможно творческое применение накопленного знания. В формировании способностей, пишет Б.Г. Ананьев, определенную роль играют природные особенности личности, особенности работы мозга или заданий [4, с.82].
В.Г. Рындак и Л.В. Мещерякова определяют творческие способности как систему личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, знаниями и умениями, как направленность, определяющую освоение педагогических инноваций, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения [44, с.23].
Н.Б. Шумакова в исследовании творческих способностей рассматривает их с позиции одаренности. Детская одаренность представляется ей как высокий творческий потенциал и общая предпосылка творческого развития человека, определяет необходимость построения новой модели развития общей одаренности детей в обучении, в основе которой лежат психологические закономерности творческого развития.
Внутренним психологическим условием творческого развития ребенка в концепции Н.Б. Шумаковой является высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактора, обеспечивающего развитие одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности. Важнейшим условием развития творческой активности является обогащенная, развивающая среда, отвечающая особым познавательным потребностям и возможностям детей и подростков, особенностям их личности. К числу важнейших внешних условий развития исследовательской активности одаренного ребенка, и тем самым развития его одаренности, относится также признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (учителя и родители) [44, с.23].
Позиция Н.Б. Шумаковой является близкой к воспитательной среде детского оздоровительного лагеря. Воспитательная среда лагеря нацелена на развитие творческой активности подростков, все педагоги и работники лагеря нацелены на творчество, они признают его значимость и ценность. Кандидат педагогических наук О.А. Калимуллина рассматривает развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик [44, с.38].
Основой музыкально-эстетических практик является ориентация на личность, ее творческое становление, развитие, самоактуализация и самореализация. Развитие творческих способностей с позиции О.А. Калимуллиной обеспечивается через формирование социального опыта личности, формирование эмоционально-ценностного отношения подростков к собственной творческой деятельности, освоение эффективного взаимодействия в коллективе, развитие духовно-нравственных ценностей, развитие ценностно-мотивационных установок подростков, возможность личности в неформальной обстановке полностью раскрыться в творчестве, обогащение жизненного опыта воспитанника, ухода от установившихся шаблонов, поиска нестандартных решений поставленных задач [23, с.20].
Г.Д. Стаунэ рассматривает развитие творческих способностей подростка средствами театрального искусства. Анализируя работы педагогов и психологов, автор берет за основу понятие творческого потенциала как творческие ресурсы личности, ее психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Развитие творческого потенциала в данном исследовании связано с пониманием творчества как процесса. Под самоактуализацей автор понимает не столько конечное состояние, сколько процесс реализации своего потенциала [47, с.15].
Б.М. Теплов в своих трудах подразумевает под творческими способностями некоторые индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого, но, по его мнению, они не представляются теми знаниями, умениями, навыками, которыми обладает человек, а лишь обуславливают эффективность, скорость их приобретения, тем самым, являясь некоторой основой для их усвоения. Схожую позицию в трактовке творческих способностей с Б.М. Тепловым занимает В.Н. Дружинин, который считает, что творческие способности – это специальные особенности личности, повышающие эффективность результата в совершении разного рода творческой деятельности [51, с.142].
Такие авторы, как В.А. Крутецкий и И.Ф. Харламов, затрагивая проблему творческих способностей, пришли к выводу о том, что творческие способности проявляются тогда, когда личность, занимаясь определенным видом деятельности, находит новые решения и способы выполнения этой деятельности, которая, в свою очередь, несет собой в виде результата принципиально новый и оригинальный продукт [34, с.30].
Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов характеризуют творческие способности, как психическое свойство, которое связано не только с интеллектуальным потенциалом личности, но и с мотивационной стороной, а также степенью эстетического развития; стремлением личности продуктивно менять существующие реалии; с различным спектром эмоций, которые, в свою очередь, испытывает человек; с экзистенциальным опытом личности, а также коммуникативными параметрами и компетентностью. Согласно словарю-справочнику по проблемам творчества, «творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [35, с.278].
С педагогической точки зрения к рассмотрению данной проблемы подходил А.В. Хуторской, который характеризовал в своих трудах творческие способности, как системные возможности учащегося, направленные на создание новых «образовательных продуктов», а также их совершенствование в ходе реализации учебной деятельности. Как мы видим, многие авторы, говоря об одном и том же явлении, в своих определениях добавляют к характеристике творческих способностей новые аспекты [36, с.56].
Творческие способности определяются, в первую очередь, как способность к творчеству, а также как интеллектуальное творчество, во-вторых, как создание какого-либо нового или оригинального продукта, в-третьих, как необычное кодирование или интерпретация информации, в-четвертых, как дивергентное мышление, нетрадиционное мышление, которое дает возможность своевременно ориентироваться в проблемных ситуациях, а также быстро и эффективно находить решение таких ситуаций с возможным выходом за пределы накопленных человеком знаний и опыта [5, с.91].
Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но разбор всевозможных подходов к ней весьма актуально в данное время. Наличие большого числа разноплановых факторов, определяющих, как природу, так и проявление творческих способностей этим обусловлена сложность этой проблемы. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа содержит природные задатки и индивидуальные особенности, которые определяют воспитание творческой личности. Во вторую группу входят все формы воздействия социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа – зависимость развития креативности (творческих проявлении) от характера и структуры деятельности [46, с.95].
Творческие способности можно разделить на общие и специальные.
1. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности и обеспечивают успех в определенных областях творчества. Можно выделить музыкальные, артистические, хореографические, литературные способности, а также способности к изобразительной, технической, управленческой, педагогической деятельности и др. Специальные способности опираются на специфические задатки (определенное строение уха – задатки для музыкального слуха и т.п.) и проявляются в предпочтениях человека заниматься именно теми видами творческой деятельности, к которым имеются задатки, а также в получении удовольствия от выполнения этой деятельности и в наиболее полной самореализации в ней.
2. Общие творческие способности, в отличие от специальных, реализуются в широком диапазоне видов деятельности и обеспечивают успешность деятельности. В современном обществе с его постоянной изменчивостью и быстрыми темпами развития большую ценность получает развитие именно общих творческих способностей [17, с.81].
К общим творческим способностям относят:
а) Вариативность - способность выделять множество разнообразных оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество различных идей.
б) Гипотетичность – способность высказывать разнообразные, обоснованные предположения о перспективах и причинах развития каких-либо явлений реальной действительности, то есть выдвигать различные гипотезы.
в) Импровизация – способность на основе интуитивной творческой деятельности, т.е. без предварительной подготовки, увидеть суть внезапно возникшей проблемы и решить ее оригинальным путем в сжатый период времени.
г) Перенос - способность необычно и оригинально использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых, непривычных условиях [19, с.134].
Творческие способности свойственны любому человеку, всякому ребенку, нужно только суметь раскрыть их и развить. Можно выделить несколько показателей сформированности у человека умений к творческой деятельности:
- Самостоятельность и инициативность.
- Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
- Гибкость мысли - способность быстро переключаться с одной идеи на другую, видеть, что одну и ту же информацию можно использовать в разных случаях, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам. Умение понять новую точку зрения и отказаться от усвоенной ранее.
- Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Уход от шаблонов.
- Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
- Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
- Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией [52, с.201].
Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателям творческой продуктивности. В какой степени творческий импульс ребенка проявится в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или убить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте [5, с.93].
Так же творческие способности характеризуются определенной совокупностью жизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельство в пользу этого получено в исследованиях, посвящённых формированию творческих способностей. Так, Гуднау, Уорд, Хэдон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость творческих способностей от условий социализаций, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование. Иными словами, если школы консервативные, формирующие исполнителей, - творческие в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле этого слова учат мысли креативно [49, с.196].
Подростковый период занимает переходную стадию между детством и юностью и представляет собой очень сложный этап психического развития. В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые интересные особенности детей, которые влияют на развитие творческого потенциала. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Это, как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере, выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина [29, с.38].
Именно в этот период развития педагог-психолог может ставить перед подростком задачи, требующие несколько вариантов решения и гибкости воображения. Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Рассматривая особенности подросткового возраста, И.Ю. Кулагина пишет, что в подростковом возрасте ускоряется развитие воображения в связи с повышением интеллектуального развития. Это происходит за счет того, что воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, дает импульс к развитию творчества подростков.
Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. При этом ученые выделяют существование нескольких линий развития воображения в подростковом возрасте. Одна из них характеризуется стремлением подростков к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение [19, с.170].
Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он писал о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя» [16, с.130].
Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Направление развития воображения по линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков - задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, способности к предвидению, в основу которых исследователь психологии творчества А.Н. Лук вложил творческое воображение [33, с.82].
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Становится возможным учение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности. Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё-таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности - одна из задач педагогики, решающей проблему развития творческих способностей подростка [23, с.34].
С точки зрения особенностей развития творческого потенциала в данной области, следует организовывать формы работы, направленные на развитие креативности, воображения, мышления, можно давать задания, требующие нескольких решений, проявления гибкости ума. При этом, нужно стараться заинтересовать подростков, пробудить в них самостоятельность, включенность в деятельность. В данном возрасте детей не стоит заставлять или принуждать к чему-либо, если у подростка изначально не возникает желание к творческой деятельности, педагогу не нужно его принуждать. Нередко подростки, которые не проявляют интереса в начале, чувствуют стеснение и неуверенность в себе, по ходу наблюдения за творческим процессом других ребят, как правило, постепенно сами включаются в работу [37, с.96].
Таким образом, проанализировав мнения ведущих психологов-педагогов по данному аспекту, мы пришли к выводу о том, что творческие способности – это совокупность характеристик и особенностей личности, предполагающие наличие у нее определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности. Творческие способности можно разделить на общие и специальные. К общим творческим способностям относят: вариативность, гипотетичность и импровизация, перенос. Выделили несколько показателей сформированности умений к творческой деятельности: самостоятельность и инициативность, беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость.