ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Данная задача относится к классу стандартных задач, т.к. ее условие четко определено, известен способ решения и обоснование основного вопроса. Познавательная деятельность при ответе на основные вопросы носит репродуктивный характер, требующий от учащегося воспроизведения известных для него умений. Дополнительные сведения и вопросы учителя выводят учащегося на поисковый уровень творческой деятельности, стимулируют познавательный интерес.
Название задачи: “Сердце – удивительный и надежный мотор”.
Тип задачи: обучающая, межпредметная.
Учебные дисциплины: биология, математика.
Класс: 8.
| «Михель выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце. – Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по спине. – Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди. – Конечно, оно немного холодит, – сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно должно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от глупой жадности. Очень удобно...» (Вильгельм Гауф «Холодное сердце») |
Текст задачи:
Сердце – самый мощный в мире мотор.
Несмотря на свой небольшой вес (250-300 г), сердце человека является самой важной мышцей в организме человека. Оно может биться более чем 100 000 раз в день и перекачивать более 760 литров крови через 60 000 сосудов. За сутки сердце совершает работу равную работе по поднятию груза весом в 1 тонну на высоту пятиэтажного дома.
Оно неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь... В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Полученной при этом силы достаточно, чтобы поднять поезд на высочайшую гору Европы.
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Основные действия ученика на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
Осуществить отбор полезной информации.
Выделить ключевые элементы задачи.
Соотнести известные условия задачи с неизвестными.
Зафиксировать условия в виде краткой записи.
2 этап. Составление плана решения
3 этап. Решение
1. Сколько раз сократится сердце за урок: 70 х 45 = 31 500 (л);
2. Сколько литров крови будет перекачено за урок: 3150 х 150 = 472500 (см3) = 472,5 л
3. Сколько литров крови перекачивает сердце за 6 уроков: 475,2 х 6 = 2835 (л)
Таким образом, за 6 уроков сердце перекачивает 2835 литров крови (чтобы нагляднее представить это количество крови можно “разлить” по ведрам емкостью 10 литров, или - по бочкам емкостью 200 литров. За 6 уроков получается – 14 двухсотлитровых бочек и еще – 3,5 ведра.).
сердце неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь... В чем причина этого “неутомления” сердечной мышцы?
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на странице 112-113. Заполняют таблицу «Сердечный цикл» и находят ответ на поставленный вопрос.
Название фазы сердечного цикла | Продолжительность фазы | Состояние предсердий | Состояние желудочков | Состояние створчатых клапанов | Состояние полулунных клапанов |
Первая фаза | 0,1 с | сокращаются | расслабляются | открыты | закрыты |
Вторая фаза | 0,3 с | расслабляются | сокращаются | закрыты | открыты |
Третья фаза | 0,4 с | расслабляются | расслабляются | открыты | закрыты |
Делают вывод: в особенностях сердечного цикла (сокращение, расслабление, пауза – 0,8 с) заключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение жизни: интервала в 0,4 секунды достаточно для полного восстановления работоспособности сердца. Хороший ритм: сколько сердце работает, столько и отдыхает. На самом деле, желудочки и предсердия отдыхают больше, чем 0,4. Чтобы в этом убедиться, можно детям дать домашнее задание: используя таблицу «Сердечный цикл» определите, сколько по времени отдыхают желудочки сердца человека, а сколько – предсердия (человеку 80 лет, в среднем частота биения сердца – 70 ударов в 1 мин)?
В качестве дополнительного задания к задаче можно дать следующие вопросы для размышления:
Масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, питает само сердце. О чем говорит этот факт?
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, т.к. сердце выполняет огромную работу. Клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и хорошо снабжаются кровью.
2. У слона сердце совершает 27 ударов в минуту, у человека - 70, у этрусской мышки сердечный ритм составляет 1 300 ударов в минуту! О чем говорит этот факт?
Это говорит о том, что обменные процессы у мышки протекают с громадной скоростью. В силу своих исключительно малых размеров этрусская мышь теряет через свою, хоть и покрытую шерстью, кожу очень много тепла. Поэтому она в день съедает пищи, которая по весу вдвое превосходит ее собственный вес. Самое крупное на Земле животное - голубой кит - в день съедает 8 т пищи, что составляет 4% его веса; слону ежедневно требуется до 230 кг листьев или 50-70 кг сена. В случае мыши это эквивалентно тому, как если бы человек в день съедал в среднем 150 кг пищи!**
С учетом дополнительных вопросов можно ожидать следующих образовательных результатов:
Предметные:
Математика: применять предметный материал для объяснения биологических закономерностей. Формирование представлений о математике как о форме описания действительности.
Биология: изучение сердечного цикла, применять предметный материал для объяснения биологических закономерностей.
Метапредметные:
- развитие навыков с различными видами информации (текстовая, табличная);
- развитие способностей осмысливать факты и делать выводы.
- формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения;
- умение точно, ясно и грамотно излагать свои выводы.
- умение планировать действия по решению задачи и разбивать задачу на подзадачи; умение преобразовывать текстовые данные в графические.
Личностные
- проявление эмоционального-положительньного интереса к строению и функционированию собственного организма;
- развитие воображения и любознательности;
- формирование положительной мотивации к познавательной деятельности.
4