СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания для уроков литературы в 10-11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для уроков литературы в 10-11 классе»




Регистрационная карточка

Фамилия имя отчество

Симакова Любовь Викторовна

Образовательное учреждение (полное наименование)

МАОУ «СОШ №132» города Перми

Должность

Учитель русского языка и литературы

Эл. адрес

[email protected]



Описание заданий:


Задание 1


Класс, предмет, тема

10 класс, литература, социально-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина».

Цель задания

Систематизировать знания учащихся о романе И.А. Гончарова «Обломов»

На формирование каких УУД работает (кратко)

Предметные: учиться анализу художественного произведения – романа, анализу образов и понятий, узнать художественные особенности романа И. А. Гончарова.

Личностные: мотивация к изучению литературы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и взаимоуважения

Метапредметные: регулятивные: формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки, познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение отбирать необходимый материал.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Форма проведения (индивидуальная, в парах, в группе, фронтально)

В группе (3-4 человека)

Содержание задания

На завершающем этапе изучения романа И.А. Гончарова можно обратиться к составлению интеллект-карты, для того чтобы наглядно представить всю информацию о центральном понятии романа – «обломовщине» и подойти к пониманию авторской позиции. Для выполнения задания класс делится на небольшие группы. Каждой группе выдается лист бумаги формата А3 и фломастеры или маркеры. В центре интеллект-карты учащихся находится понятие «обломовщина». Как правило, классу послабже требуется помощь в создании «костяка» карты, поэтому у учителя должен быть заранее заготовленный вариант с несколькими ответвлениями интеллект-карты, например, возможные варианты ответвлений – крепостное право, царство сна, идиллический уголок природы, еда и т.д. Время выполнения задания ограничено. Чаще всего требуется примерно 15 минут. Через 15 минут каждая группа представляет свою интеллект карту, учащиеся обмениваются мнениями, при необходимости указывают на недочеты. Заключительный этап задания – рефлексия: выяснение, удалось ли с помощью интеллект карты раскрыть содержание понятия «Обломовщина» и выйти на авторскую позицию в романе.

Дополнительные материалы к заданию (приложить к описанию или дать ссылку на место, где они находятся)

1.Гончаров. И. А. Обломов. М.: Дрофа, 2001.602 с.

2. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Миф , 2019.



Задание 2


Класс, предмет, тема

11 класс, литература, художественные особенности поэзии К. Бальмонта

Цель задания

Выявить отличительные черты поэзии К.Бальмонта

На формирование каких УУД работает (кратко)

Предметные: учиться анализу художественного произведения – стихотворения, анализу лирических образов, узнать художественные особенности поэтических текстов.

Личностные: мотивация к изучению литературы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и взаимоуважения

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, коррекции, оценки, познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение отбирать необходимый материал.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Форма проведения (индивидуальная, в парах, в группе, фронтально)

В группе из 5-6 человек

Содержание задания

Задание строится с использованием «Кубика Блума» — приёма технологии критического мышления. Класс после изучения какого-либо стихотворения поэта разделяется на небольшие группы. По очереди учащиеся, составляющие группу, кидают кубик блума. Варианты заданий на грани кубика представлены одним словом: назови, придумай, поделись, почему, предложи и объясни. Тот, кто кидает кубик, дополняет это слово и выбирает того, кто будет выполнять задание. Все 6 человек группы по очереди получается формулируют для других задания. На специальном листе для записей они их фиксируют и потом есть возможность обменяться проделанной работой еще и между группами, так как в разных группах вопросы получаются разные.

Дополнительные материалы к заданию (приложить к описанию или дать ссылку на место, где они находятся)

  1. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках литературы 5-9 класс. М.:2009



Задание 3

Класс, предмет, тема

10 класс, литература, образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель задания

Понять сложность образа Сони Мармеладовой.

На формирование каких УУД работает (кратко)

Предметные: учиться анализу художественного произведения, анализу образов.

Личностные: мотивация к изучению литературы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и взаимоуважения

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки, познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Форма проведения (индивидуальная, в парах, в группе, фронтально)

Фронтальная форма работы

Содержание задания

Подобное задание относится к ряду заданий «От образа к слову» и предваряет непосредственную работу с текстом. Как правило, уместно в начале урока или, наоборот, на завершающем этапе. Так прежде чем говорить о Соне, можно показать две разные картины, изображающие эту героиню: «Соня в комнате умирающего Мармеладова» Д.Шмаринова и «Соня Мармеладова и Раскольников» И. Глазунова. Учащимся можно задать вопрос о том, чем похожи эти картины. Скорее всего, они отметят, что на них изображена одна и та же героиня и примерно в одной цветовой гамме. Обязательно обсуждаем, какой предстает героиня на первой картине, какое впечатление она вызывает. Затем переходим к обсуждению другой картины. Здесь самый главный вопрос – что изменилось в ее облике. Обращаем внимание, что испугу и смятению на смену приходит уверенность и успокоение, наполняющие ее облик. Задаем вопрос, как такое возможно, что героиня так меняется. Что ей помогает преодолеть все тяжелые испытания? Знаете ли вы ее судьбу? А после этих вопросов можно перейти к обсуждению и анализу текста романа.

Дополнительные материалы к заданию (приложить к описанию или дать ссылку на место, где они находятся)










Задание 4

Класс, предмет, тема

10 класс, литература, двойники Родиона Раскольникова

Цель задания

Сформулировать свое отношение к поступкам литературного героя

На формирование каких УУД работает (кратко)

Предметные: учиться анализу художественного произведения, анализу образов.

Личностные: мотивация к изучению литературы, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самоуважения и взаимоуважения

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, коррекции, оценки, познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Форма проведения (индивидуальная, в парах, в группе, фронтально)

Индивидуально

Содержание задания

Учащимся предлагается написать письмо одному из двойников Родиона Раскольникова: Петру Лужину или Аркадию Свидригайлову, или самому Раскольникову. Обязательным условием является соблюдение всех требований к эпистолярному жанру. В работе учащиеся должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-нибудь, поддержать или осудить его поведение.

Дополнительные материалы к заданию (приложить к описанию или дать ссылку на место, где они находятся)