Задания творческого характера на уроках музыки
Цели:
Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.
Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в пьесе «Три подружки» Д.Б. Кабалевского учащиеся в пластической импровизации определяют образ трёх подружек.. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков 1 класса учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия. (Дождик)
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче.
Ученикам предлагается записать в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.
8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9. Презентации. Использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКЕ
1.Объем 15-20 больших предложении.
2.Наличие в рассказе сведении темпе (быстрый, медленный , средний), характере звучания (громкое,тихое,среднее), ритме (долгие,короткие, средние звуки).
З.Наличие в рассказе сведении об образах природы, временах года, времени суток ( день,ночь,утро вечер).
4,Отразить в рассказе собственные переживания: « что я чувстую, когда слушаю эту музыку?"
5.Грамотность, логичность, последовательность изложения рассказа.
6.Сведения о музыкальных инструментах (какие звучат? - струнные, духовые, ударные, клавишные).
Старший класс
Представь себя звукорежиссёром, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.
Совпадают ли изображённая картина с поэтическим текстом» М. Пришвин «Неведомому другу»; «Всё в тающей дымке» Н. Рыленков
Написать небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры
Подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка из романа Л. Толстого «Война и мир»(Ночной разговор Сони и Наташи) как диалог по ролям
Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рефератоб одном из наиболее значимых культурных объектов своего края.
Подобрать произведения- музыкальные, поэтические или изо, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.
Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально-значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений»…
Составьте программу концерта авторской песни на тему» Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен, включённых в эту программу?
Опиши героя любимого литературного или живописного произведения, к которому применён приём поэтизации, идеализации или героизации.
Такие уроки обеспечивают активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, происходит формирование духовного мира учащихся.