СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания на уроках музыки»

Задания творческого характера на уроках музыки

Цели:

  1. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.

  2. Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.

  3. Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в пьесе «Три подружки» Д.Б. Кабалевского учащиеся в пластической импровизации определяют образ трёх подружек.. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков 1 класса учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия. (Дождик)

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче.

  • Ученикам предлагается записать в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас своей красотой.



6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. Использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

  • СОЧИНЕНИЯ ПО МУЗЫКЕ 
    1.Объем 15-20 больших предложении. 
    2.Наличие в рассказе сведении темпе (быстрый, медленный , средний), характере звучания (громкое,тихое,среднее), ритме (долгие,короткие, средние звуки). 
    З.Наличие в рассказе сведении об образах природы, временах года, времени суток ( день,ночь,утро вечер). 
    4,Отразить в рассказе собственные переживания: « что я чувстую, когда слушаю эту музыку?" 
    5.Грамотность, логичность, последовательность изложения рассказа. 
    6.Сведения о музыкальных инструментах (какие звучат? - струнные, духовые, ударные, клавишные).

Старший класс

  • Представь себя звукорежиссёром, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

  • Совпадают ли изображённая картина с поэтическим текстом» М. Пришвин «Неведомому другу»; «Всё в тающей дымке» Н. Рыленков

  • Написать небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры

  • Подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка из романа Л. Толстого «Война и мир»(Ночной разговор Сони и Наташи) как диалог по ролям

  • Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рефератоб одном из наиболее значимых культурных объектов своего края.

  • Подобрать произведения- музыкальные, поэтические или изо, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.

  • Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально-значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений»…

  • Составьте программу концерта авторской песни на тему» Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен, включённых в эту программу?

  • Опиши героя любимого литературного или живописного произведения, к которому применён приём поэтизации, идеализации или героизации.

Такие уроки обеспечивают активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, происходит формирование духовного мира учащихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!