СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет учителя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчет учителя русского языка и литературы за 1 полугодие

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя русского языка и литературы»


МБОУ «ГИМНАЗИЯ ГОРОДА БУЙНАКСКА ИМЕНИ


А.ХУТОРЯНСКОГО»







Творческий отчёт


УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Забитовой Гульнары Мусаевны


1полугодие /2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД/










Буйнакск 2021 ГОД




Творческий отчет

по работе учителя русского языка и литературы

Забитовой Г.М

За 1 полугодие 2021-2022 учебный год.


"Учитесь любить учиться"

Д.С.Лихачев


  Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Цель моей педагогической работы:   средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности,   готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

 На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.

Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. Мною были изучены следующие технологии: проектная, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии, технология дифференцированного обучения, технология обучения в сотрудничестве. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами :

  • Принцип диалога

  • Принцип сотрудничества

  • Принцип сотворчества

  • Принцип личного примера

 Я стараюсь не просто дать ребятам знания, но и способствовать формированию и развитию у обучающихся познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Я продолжаю работу по теме самообразования: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка литературы через применение информационно-коммуникативных технологий». Работая по этой теме, я ставлю перед собой следующую цель:

формирование способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности; повышение своего теоретического, научно-методического и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании; обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии.

Задачи: развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки;

использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

повышение своего методического уровня;

обобщение и распространение собственного педагогического уровня.

Ожидаемые результаты:

совершенствование образовательного процесса, посредством внедрения информационно-коммуникативных технологий;

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по русскому языку и литературе.

Работая по данной теме, огромное значение имеет владение интернет технологиями и технологией сотрудничества. Также я применяю работу в творческих группах. Это позволяет привлечь к работе каждого ученика в классе. На уроках стараюсь постоянно использовать ИКТ, хотя техническое оснащение кабинета русского языка не позволяет применять данные технологии на всех занятиях.

Как и любой педагог перед началом нового учебного года, я поставила перед собой ряд задач:

Задачи, планируемые на 1полугодие

Реальные результаты

  • Повысить процент успеваемости и качества знаний;

  • Успешное усвоение учащимися материала учебной программы;

  • Искать новые эффективные приемы обучения русской речи;

  • Принимать участие с учащимися в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах;

  • развивать коммуникативные компетенции школьников.

  • Материал учебной программы пройден полностью, дети овладели знаниями по русской речи;

  • Идет постепенное повышение качества знаний;

  • В работе применяю новые технологии ;

  • Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.


Для достижения задач , поставленных в начале учебного года проводятся различные мероприятия: уроки, внеклассные мероприятия, контрольные срезы, дополнительные занятия с детьми, имеющими повышенную мотивацию, и с детьми, имеющими проблемы в усвоении материала.

Продвижение и развитие учащихся отслеживалось во время текущих проверок знаний, выполнения контрольных работ, личных контактов, устных бесед с учащимися, наблюдения за ними во время всего учебного процесса.

Проводились контрольные срезы знаний учащихся.

Мониторинг показателей по контрольным срезам












Из таблицы видно, что идет постепенное повышение качества знаний учащихся. Это обусловлено тем, что в течение первого полугодия проводилась систематическая работа над повышением уровня знаний учащихся.

Вся проведенная работа нашла свое отражение в динамике качества знаний учащихся


Качество знаний по русскому языку и литературе за 2013-2014

учебный год


1 четверть

2 четверть




7 «б»



7 «в»



8«Б»



9 «А»



10 «б»



ИТОГ по русскому языку

%усп

%кач

7 «б»

литература



7 «в»

литература



8 «б»

литература



9 «а»

литература



ИТОГ по литературе









ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


В закреплении полученных на уроках различных компетенций (коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой) большую роль играет внеклассная работа по предмету. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

В школе была проведена декада русского языка и литературы (________________). Учащиеся приняли активное участие в Декаде русского языка и литературы.

В рамках декады был проведен урок в 10«б» - Фразеология.Фразеологические единицы.

На заседании методического объединения выступила с докладом на тему «Система внеклассной работы по русскому языку и литературе». Данная тема в условиях современной школы не теряет своей актуальности и поэтому вызвала отклик среди коллег, которые живо обсуждали данную тему на заседании.


РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Прежде чем начать коррекционную работу с учащимися я попыталась выявить причины неуспеваемости учащихся.



Гасанбеков А 7в

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов, нет стремления быть успешным в учебной деятельности

Салаватова А 7в

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания, нет стремления быть успешным в учебной деятельности


Хайрутдинов М 10б

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).

Магомедалиев М. 10б

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов

Сайпуллаев С 7б

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов

Устаров 8б

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов



Вышеназванные причины еще усугубляется тем, что у учащихся недостаточно развитый словарный запас. Есть учащиеся , которые очень плохо воспринимают русскую Многие учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

Для устранения всех этих проблем провожу разнообразные виды работ, стараюсь использовать побольше занимательных , интересных видов деятельности, чтобы как- то заинтересовать учащихся. Проведение следующих упражнений дает хорошие результаты:

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Также использую следующие приемы работы по формированию орфографической зоркости, предупреждающей ошибки, как при чтении текстов, так и при письме;
-    работа над занимательными стихотворениями, шарадами, ребусами, лото и др.;
-    речевая гимнастика;
-    творческие игры по складыванию в слоги букв с изучаемыми гласными
-    использование на каждом уроке - с выделением слогов и звуков в словах - чистоговорок и скороговорок, пословиц и поговорок;
-    проведение дидактических игр "Найди лишнюю букву, слово", "Звёздный час"


Использование этих методов и приемов дает свои результаты. Учащиеся хоть и мелкими шагами, но идут на повышение.

РАБОТА СО СПОСОБНЫМИ УЧЕНИКАМИ

Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и не утомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.

   При проведении уроков необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Из множества типов уроков, помимо традиционных комбинированных, следует проводить и другие нетрадиционные типы уроков, а также интегрированные и транспредметные уроки.

   Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построения логических схем, определения основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.

   Итак, исходя из вышесказанного, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются: проблемное обучение, самостоятельные, практические работы, работа с дополнительными источниками информации, реферирование, эксперименты, интересные итемы в контрольных работах, а также благоприятная психологическая атмосфера на уроках.

   Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков, внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.


Для повышения мотивации к изучению русского языка стараюсь привлекать учащихся к внеклассной работе, также использую метод взаимообучения – более способные учащиеся учат слабых учеников, что также дает свои плоды.

Во всех классах занятия проводятся с учетом подготовки к олимпиаде по русскому языку, поэтому особое внимание уделяеся заданиям на развитие речи и навыков пересказа (составить рассказ по заданному началу, по заданному концу, по ключевым словам).

Учащиеся принимали участие в интернет олимпиадах и конкурсах, в школьных мероприятиях.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Наименование

Фамилия Имя учащегося

Результаты














РАБОТА УЧИТЕЛЯ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!