СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет учителя русского языка и литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность современного  учителя невозможна без использования инновационных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе. Я хочу поделиться теми приёмами, еоторые наиболее успешно вошли в мои уроки как русского языка , так и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя русского языка и литературы»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»







Творческий отчёт

«Использование инновационных приемов на уроках русского языка и литературы».






Автор:

учитель русского языка и литературы

Зубарева Наталья Владимировна













2016 г.

Введение


Будущее школы определяется не президентом…,

не министром образования и даже не учителем.

Но каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим или выша-

гивать пятками вперёд.

А.Гин.


В «Концепции модернизации российского образования ..» подчёркивалось, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными...». В связи с этим, безусловно, нужно обновлять содержание и технологии образования.

Цель моей работы – научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных инновационных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Я хочу поделиться теми приемами, которые наиболее успешно вошли в мои уроки как русского языка, так и литературы.


Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-« - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» или метод «моделирования» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых», «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.







.

Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

На первых порах с подобными текстами можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:

План фонетического разбора слова

1. Записать слово буквами и указать их количество.

2. Затранскрибировать слово.

3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

В некоторых случаях, при обобщении материала прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на изучаемую тему, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Как показывает практика, синквейн можно успешно применять для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:

Паронимы

Разные, но близкие

Обогащают, используются, запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

Правда, этот синквейн мы составляли совместно с учащимися.


Часто строю уроки на создании проблемной ситуации, когда ученик встаёт перед обоснованным выбором, что способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. В этом случае на помощь приходит приём «найди соответствие». Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.

Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.

Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:

1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

  1. Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)

  2. Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)

  3. Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)

  4. Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)

  5. Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)

  6. Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

Следующий приём, который я начинаю только осваивать, «Морфемный анализ» и «Морфологический анализ», является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих ребят, а «учение с увлечением»– всегда здорово. Хочу оговориться, что у детей с разным уровнем обучаемости этот прием занимает разное количество времени, поэтому часто его не получается использовать в целях экономии времени.



1

2

3

4

5

6

7

8

А


-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г


-ет

-ит


-ть


1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

( вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.


2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание 2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)

Способом повторения и обобщения знаний о любом языковом явлении в нетрадиционной форме считаю приём «круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.

Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.

сущ. в им.п. сущ. в им.п.

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)

неожиданное присоединение

Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.

условие совершения действия

Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)

«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.

Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования в том случае, когда подбираются примеры из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.

Ещё один игровой приём – «пропорции» - очень любят мои ученики и в пятом, и в одиннадцатом классе.

(спит) как убитый = ? = сломя голову = ?

крепко темно ? ?

молодой = сухой = ? = ?

моложе ? веселее ?

Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках. На обычных уроках такую работу веду со словарными словами, при игре-тренинге по составлению предложений по схемам, посредством приёма «Восстанови предложение по опознавательным признакам» и, конечно, обучая ребят грамотным, логичным ответам на поставленный вопрос, стараюсь следить за тем, чтобы даже короткие ответы были полными и содержательными.

На уроках развития речи стараюсь разными способами привлечь внимание учеников: познавательными текстами (для изложений) и различными формами написания сочинений. Мои воспитанники (мне хочется в это верить) с желанием принимаются за сочинение по картине, какой бы она ни была.

Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, но и в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

. Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания (дружба, родина, мама, и тд., т.е темы, которые позволяют возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся )

Например, комплексная работа с текстом

Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.


Коля заболел.

Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?

Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша­рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.

Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле­жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива­....т а рядом все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.

(А. Митт.)

Вопросы для аналитического наблюдения:


- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.

- Сформулируйте основную мысль текста.

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Что значит для вас «настоящий друг»?




Грамматические задания:


1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2.Определите вид и время глаголов.

3.Выпишите глаголы 2 спряжения.

4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.



Творческие задания:


  1. Вспомните и запишите пословицы о дружбе.

  2. Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?»

  3. Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».


Ожидаемые результаты:

В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.

Также использую различные виды работ:

- коллективные,

- индивидуальные,

- парные,

- групповые,

Индивидуально-групповые и другие.



Заключение


Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя!

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Я попыталась рассказать именно о таких (выдержавших проверку практикой) приёмах. Только в том случае человек старается двигаться вперёд, когда он сомневается в своей неоспоримой компетенции. Я часто бываю недовольна своей работой, не удовлетворена результатами своих учеников. Но именно последнее обстоятельство толкает меня на изучение новой и «хорошо забытой» литературы: в любом опыте можно обнаружить интереснейший материал, который затем переработать, внедрить в свою педагогическую деятельность и сделать его незаменимым помощником в достижении главной цели.


Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни.

Свое выступление позвольте закончить словами В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согреть руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о теплле своей души...»


Помимо урочной деятельности, проводится и другая работа. Так, за период с 1.09.2015 года мы приняли участие в следующих мероприятиях :

1.Школьная олимпиада по русскому языку и литературе.

2.Всероссийский «Грамотей марафон» по русскому языку.

« Турнир знатоков русского языка и литературы»(5-6 классы)

3Конкурс чтецов, посвященный декабристам и их женам «Гром на Сенатской»

  1. Конкурс-исследование читательской грамотности «Почитай-ка»

  2. Школьный, муниципальный, краевой конкурсы «Живая классика»(победители двух этапов)

  3. Участие в единых методических днях

  4. Подготовка и проведение мастер-класса по внеурочной деятельности

  5. Участие в стажировочных площадках

  6. Подготовка к ГИА

  7. Всероссийский конкурс «Русские поэты о Родине и природе»

  8. Участие в литературной игре, посвященной 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира







9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!