Творческий отчет учителя начальных классов
Усольцевой Ольги Викторовны
Я начала свою педагогическую деятельность в 1990 году после окончания Красноярского Ордена «Знак Почёта» педагогического училища по специальности «Учитель начальных классов, воспитатель». В школе №95 города Красноярска Октябрьского района отработала 21 год. Окончила Лесосибирский педагогический институт филиал Красноярского государственного университета в 2006г., диплом ВСВ 0245031, присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Развивающее обучение русскому языку и литературе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова». В Ванаварской средней школе работаю учителем начальных классов 5 год.
За время работы в школе я пришла к выводу, что главное - это искренняя любовь к данной профессии, любовь и забота о детях. Профессия учителя начальных классов - это одна из интересных, трудных, нужных и благородных профессий.
Работу с детьми провожу в зависимости от специфики учебного материала, этапа его усвоения, уровня подготовки детей, что позволяет создать оптимальные условия для образования детей, охраны здоровья.
Стараюсь так давать материал, чтобы ученик был заинтересован в усвоении его и получал бы удовлетворение от результата своей учебной деятельности. Главное - научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение; уметь высказывать свое мнение и отстаивать его. На уроках, развиваю у детей личностные качества самоконтроля, самооценки, взаимопомощи. Подбираю такие задания, которые требуют от детей не просто механического выполнения, а заставляют думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В 2016 – 2017 году работала в группе продленного дня во 2б классе.
В 2017 – 2018 году обучала 1 класс.
В 2018 – 2019 году обучала 2 класс.
В 2019 – 2020 году обучала 3 класс.
В 2020 – 2021 году обучаю 4 класс.
В своей педагогической деятельности стараюсь направлять своих учеников к познавательной активности.
Методическая проблема, над которой я работаю - «Дифференциация и индивидуализация обучения в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
На своих уроках применяю разнообразные методы и формы обучения. С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и умения, направленные на развитие орфографических и вычислительных навыков, снимаю усталость и напряжение. Всё это делает уроки интересными и эмоциональными. При отборе материала к уроку, я учитываю возможности и способности учащихся данного класса.
На уроке стараюсь создать комфортные условия для каждого ученика. В свою практику работы внедряю инновационные технологии.
Процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащегося. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – всё это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение в процессе учебной деятельности на уроке. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
В своей работе стараюсь использовать все самое ценное, нужное, наработанное в современной педагогической науке. Вычитываю в журналах, в Интернете, покупаю методическую литературу и стараюсь внедрять в своей работе.
Главные задачи моей педагогической деятельности:
- развивать и укреплять интерес к предмету,
-использовать новые педагогические технологии,
- дать учащимся качественное образование,
- привить навыки самостоятельной работы,
- совершенствовать формы организации учебной деятельности.
«У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь».
Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.
Моё педагогическое кредо заключено в следующей фразе: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)
Следуя этой формуле, я постоянно учусь. Прошла обучение в Краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский Краевой Институт Повышения Квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме: Организация образовательного процесса в условиях вариативности УМК начальной школы («Начальная школа 21 века») в объеме 96 часов, с 1 февраля 2010г по 11 февраля 2010г.
С 12 января 2011г. по 21 января 2011г. прошла обучение в Краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский Краевой Институт Повышения Квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме: «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», в объёме 72 часа.
С 21 марта 2011 года по 31 марта 2011 года прошла обучение в Краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский Краевой Институт Повышения Квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по программе: «Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников» в объёме 72 часа.
С 5 апреля 2017 года по 14 апреля 2017 года прошла обучение в Краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский Краевой Институт Повышения Квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по программе: «Реализация требований ФГОС начального общего образования» в объёме 72 часа.
Каждый учитель начальных классов старается построить урок так, чтобы детям было интересно, эмоционально и комфортно. Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовывать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Работу в парах начала вводить с первого класса.
В качестве подготовительной работы на уроке имело место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинаю учить работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомлю собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать». В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываю любую пару к доске и на примере показываю, как нужно работать.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет.
При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
На уроках литературного чтения использую различные методы, повышающие технику чтения. Это и «жужжащее» чтение, бинарное, динамическое, хором, использую карточки с текстами для сильных учащихся, слоговые таблицы, использую чистоговорки, скороговорки, загадки, заучиваем при изучении букв стихи о буквах, использую различные приемы и методы для развития техники чтения.
На уроках русского языка провожу большую работу по улучшению качества письма. Провожу минутки чистописания, словарные диктанты, зрительные диктанты. Пользуюсь таблицами, схемами, тестами, карточками. В 1 классе провожу нестандартные уроки, уроки путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования и т. д. Используя в работе накопленный опыт, можно отследить результаты:
Русский язык:
- в 2018-2019 учебном году у обучающихся второго класса качество знаний составило 60%, усвоение базового уровня знаний - 96%;
- в 2019-2020 учебном году (1 полугодие) качество знаний учеников третьего класса составило 69 %, усвоение базового уровня знаний – 100%
Математика:
- в 2018-2019 учебном году у обучающихся второго класса качество знаний составило 55%, усвоение базового уровня знаний – 95%.
- в 2019-2020 учебном году (1 полугодие) качество знаний учеников третьего класса составило 69 %, усвоение базового уровня знаний – 100%
Литературное чтение:
в 2018-2019 учебном году у обучающихся второго класса качество знаний составило 89%, усвоение базового уровня знаний – 100%;
- в 2019-2020 учебном году (1полугодие) качество знаний учеников третьего класса составило 90 %, усвоение базового уровня знаний – 100%;
Окружающий мир:
в 2018-2019 учебном году у обучающихся второго класса качество знаний составило 78%, усвоение базового уровня знаний – 100%;
- в 2019-2020 учебном году (1 полугодие) качество знаний учеников третьего класса составило 82 %, усвоение базового уровня знаний – 100%;
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут задания на составление рассказов. «Рассказ по картинкам». Предлагаю детям придумать рассказ, используя ряд картинок, или даю начало рассказа, пусть они предложат продолжение рассказа. Можно усложнить это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. В своей работе я использую настольно-печатные игры «Считаем и читаем», «Логические таблицы» из серии игр «Забавы в картинках». Во многих дидактических играх, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Я – классный руководитель. Воспитательную работу веду постоянно на каждом уроке и вне уроков. Провожу классные часы, утренники, беседы к различным датам. Дети охотно участвуют в этих мероприятиях. Внеклассные мероприятия, классные часы, занятия по ОБЖ, ПДД по мере необходимости стараюсь проводить в форме игры. Пробудить душу ребенка, развивать заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, прививать навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые ставлю перед собой на четыре года, набирая первый класс.
Дети активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив. Провожу групповые и индивидуальные консультации с родителями. Родители активно помогают в подготовке внеклассных мероприятий (участвуют в подготовке классных и школьных мероприятий, помогают своим детям в изготовлении поделок для различных выставок, выпускают газеты, коллажи)
На основе проделанной работы в моём классе складывается коллектив, ученики приобретают навыки самостоятельного выполнения поручений, заданий, многие сознательно выполняют правила для обучающихся. В результате проделанной воспитательной работы ребята становятся более артистичными, собранными, ответственными. Многие работают с дополнительными источниками, сами подыскивают материал к внеклассным мероприятиям, не бояться предложить что-то провести, активно участвуют в конкурсах, викторинах, в разных олимпиадах.
Чтобы повысить интерес детей к таким важным и трудным предметам как математика и русский язык, привлекаю их к участию различных интеллектуальных конкурсах. Мои ученики принимают активное участие во всероссийских интеллектуальных конкурсах и занимают призовые места. За последние 3 года число моих учеников, являющихся участниками предметных олимпиад выросло с 15% до 100%.
В 2018 году в международном игровом конкурсе «Человек и природа» приняли участие 6 моих учеников, 1 место в школе заняла Резник Настя (70 баллов из 100);
Во всероссийском интеллектуальном математическом конкурсе «Кенгуру - 2019» приняли участие 17 учеников. Бодрова Катя заняла 1 место в школе (53 б).
В 2018 году во всероссийском интеллектуальном конкурсе «Астра-2018 » приняли участие 18 моих учеников, Иванова Женя заняла 1 место (89,84% верных ответов из 100%); 2 место заняла Резник Настя (89%).
В 2018 году во всероссийском игровом конкурсе «Русский медвежонок» участвовало 13 учеников моего класса.
Результаты мониторинга за три года показали, что у обучающихся происходит переоценка личностных качеств – дети всё больше проявляют настойчивость, упорство, инициативность, творчество, самостоятельность при подготовке к выполнению домашних и классных заданий. Успеваемость учащихся составляет 100%, качество знаний - от 43% до 62%.
Принимаю участие в работе МО начальных классов. Последнее выступление, на тему – «Система оценивания в начальной школе».
Я – учитель начальных классов. Первый учитель…. Или, как еще говорят, вторая мама. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.
Имея большой педагогический опыт и стаж работы, Я поняла, что детям еще в большей степени нужны помощь родителей, поддержка, понимание их проблем и трудностей. Многим из них мы заменяем родителей, некоторые впервые в жизни видят человеческую заботу и доброту. Главное – мы, вселяем в своих учеников веру в себя, учим преодолевать трудности, наверстывать упущенное. За годы своей педагогической работы ни на минуту не усомнилась в правильности своего выбора, профессии – учитель. Я убеждаюсь с каждым днем, от учителя зависит очень многое. Как, с каким мироощущением пойдет ребенок в жизнь, каким он станет в будущем. Мой труд продолжается в моих учениках: приятно видеть, как они меняются, совершенствуются, становятся образованнее, грамотнее.