СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт учителя русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой анализ деятельности учителя за 2018- 2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчёт учителя русского языка и литературы.»



Творческий отчёт учителя Ибрагимовой Л. В.

(2018-2019 учебный год)



Ибрагимова Людмила Васильевна,

специалист высшего уровня первой квалификационной категории

Образование высшее (Актюбинский педагогический институт; 1990 г.)

Специальность учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж 28 лет

Стаж в данной школе 23 года

В данном учебном году опреднлена следующая тема самообразования: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование стратегий инновационных образовательных технологий. Актуальность выбора данной методической темы бесспорна. Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального к постиндустриальному, информационному. Это повлекло за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. Решающее место занял компьютер. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения.

Также определена инновационная технология - технология развития критического мышления через чтение и письмо. Актуальность выбора инновационной технологии также не вызывает сомнения, так как этот выбор следует из цели моей педагогической работы: - средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребёнка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределённости, готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего идти в ногу с НТП, сохранять и развивать своё нравственное и физическое здоровье; - воспитать личность, имеющую способность к коммуникации, умеющую гибко реагировать, готовую к глобальному сотрудничеству и конкуренции, умеющую отвечать на вызов времени, возможно, развивая способность учащихся к критическому мышлению. Технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» ориентируется на внутреннюю мотивацию учащегося и понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основанная на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом. Отличительной особенностью технологии «Развитие критического мышления» является её универсальный характер, поэтому данную технологию можно успешно использовать для различных возрастных групп учащихся. Также наряду с технологией развития критического мышления были взяты на вооружение стратегии технологии проблемного обучения, уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, технологии проведения учебных дискуссий, личностной ориентации, проектной и информационно-коммуникационных технологий. 

Изучены и использованы в процессе учебной деятельности методы, формы, ориентированные на развитие компетенций: - методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего, Слушающего, Задающего вопросы, Отвечающего, учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей, обсуждения, дискуссии, диспуты, выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов, выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д., вовлечение учащихся в работу театральных студий; - методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего, учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников), подготовка заметок и статей в СМИ с учётом целевой аудитории, рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Вся работа, запланированная в данном учебном году по методической теме, была выполнена в полном объёме в соответствии с разделами плана самообразования. Были изучены основные нормативные документы, научно- методическая литература и информация электронных сайтов, и итог работы представлен в сообщении на заседании МО, изучено, адаптировано к образовательному процессу и утверждено календарно- тематическое планирование уроков русского языка и литературы, организовано портфолио учителя русского языка и литературы, разработаны и систематизированы по параллелям поурочные планы, банк дидактических, раздаточных и наглядных материалов, посещены уроки учителей русского языка и литературы Самохиной Н. Н. и Крупко А. В. в рамках обмена опытом, уроки Крупко А. В. в рамках наставнической деятельности, организовано внеклассное мероприятие по русскому языку «Культура речи. Слова- паразиты» для предметной недели, подготовлены доклады «Формирование ключевых компетенций старшего школьника через применение технологии критического мышления на уроках литературы» и «Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся», проведённые во время Круглого стола в рамках работы ИТГ, размещены методические материалы на личном интернет- сайте «Мultiurok. ru» и подтверждены сертификатами.

В течение года традиционно запланировано участие с детьми в дистанционных олимпиадах республиканского и международного уровня, также участие в международных и республиканских дистанционных курсах для учителей. Однако участие было невозможным по финансовым причинам. Это единственное, что не удалось выполнить согласно намеченному по теме самообразования. В рамках работы с одарёнными и способными учащимися предполагалось изучение успехов и достижений учащихся, включение в планах работы расширенного изучения предмета, формирование и развитие сети дополнительного образования, организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, олимпиадах и т.д. Работа велась через индивидуальные занятия (консультации, инструктаж), участие в предметных конкурсах, дистанционных олимпиадах различного уровня, интеллектуальных играх, выполнение творческих и дидактических заданий. В частности, в течение года учащиеся Данилова Екатерина и Манцуров Никита, отнесённые к разряду способных, принимали участие в конкурсе чтецов среди учащихся школы, во внеклассных мероприятиях по русскому, казахскому, английскому языку, регулярно готовили электронные презентации различной тематики, рефераты на лингвистическую тему, разрабатывали тестовые задания и тексты для самостоятельных работ для учащихся 5-7 классов, а также материал для оформления тематических стендов по литературе в рамках предметной школьной декады. В данном учебном году с учащимися было традиционно запланировано участие в дистанционных олимпиадах республиканского и международного уровней. Однако участие было невозможным по финансовым причинам. Тем не менее несмотря на то, что учащиеся не показали ярких результатов в данном учебном году, подведение итогов работы позволяет отметить повышение заинтересованности у детей в саморазвитии и получении результатов учебной деятельности.

В рамках обмена опытом посещены уроки учителей русского языка и литературы Самохиной Н. Н. и Крупко А. В. Учитель Самохина Н. Н обладает хорошими теоретическими знаниями предмета, владеет методикой планирования и ведения урока, использует большой арсенал форм, методов, стратегий разных технологий, которые стимулируют деятельность учащихся на уроке, много работает над развитием устной и письменной речи учащихся, над развитием их творческого воображения, умело организует обратную связь на уроке. В психологическом аспекте направляет работу на реализацию развивающей функции обучения: на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи учащихся. Учитель грамотно выбирает формы оценивания, использует дополнительный материал на уроках, разнообразные виды учебной деятельности, удачно сочетает фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Учитель Крупко А. В. относится к разряду молодых специалистов, но и у неё есть свои профессиональные наработки и успехи, в частности, можно отметить использование учителем Крупко А. В. нетрадиционных форм проведения уроков (урок-дебаты, урок- диспут и др.).

В следующем учебном году планируется:

- продолжить работу над темой профессионального развития: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование стратегий инновационных образовательных технологий; - дальнейшее изучение с целью более широкого применения стратегий технологий, названных ранее: технологии проблемного обучения, уровневой дифференциации на основе обязательных результатов, технологии проведения учебных дискуссий, личностной ориентации, проектной и информационно-коммуникационных технологий; - продолжить работу в ИТГ.