Творческий проект по хореографии
Выполнили: Девятых Валерия,
Обухова Анастасия
Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?
Мы занимаемся в танцевальном коллективе «Созвездие» по программе «русский народный танец» В репертуаре нашего коллектива, много стилизованных народных танцевальных постановок, которые мы с удовольствием исполняем. Нам нравится, как работают артисты ансамбля «Березка» и мы хотели бы быть похожими на них. Наш проект посвящен работе легендарного ансамбля. Недавно был показан многосерийный телевизионный фильм «Березка», который мы с интересом посмотрели и нас заинтересовала история прославленного коллектива и тех, кто его создавал.
«Березка» - такое название коллективу дано не случайно. Береза - это символ весны, чистоты и света, священное дерево языческой Руси. Она считалась семейной берегиней, из века в век ее почитали в обрядах, которые сохраняются в наши дни. Самый знаменитый и уникальный хоровод, посвященный дереву вдохновения и поклонения, исполнил 70 лет назад хореографический ансамбль «Березка». Танец исполнялся женским составом с ветвями берёзы в руках, олицетворяя собой образ русской девушки, её чистоту, красоту, грацию. На глазах восторженных зрителей на сцене вдруг ожили и предстали в своём праздничном убранстве березки.

Хоровод заворожил зрителей диковинным, неслышным, «плывущим» шагом, создающим впечатление, что девушки стоят на месте, а сцена под ними вращается. Этот «плывущий шаг» стал некой тайной, которая бережно передаётся в коллективе от старшего поколения к молодым артистам, но держится в строжайшем секрете от посторонних глаз. Основным рисунком в этом танце является круг - олицетворяющий солнце.
Хоровод Надеждиной стал родоначальником нового стиля в современной хореографии, символом России и визитной карточкой коллектива «Березка».

Ансамблем в то время руководила выдающийся хореограф Надежда Сергеевна Надеждина, посвятившая свою жизнь созданию на народной основе собственных сценических произведений. Она отразила в танце чистоту и величие русского народного искусства, соединила прошлое с настоящим, открыла зрителям, какие богатства таятся в творчестве русского народа.
Будущая основательница знаменитого ансамбля Надежда Бруштейн родилась 3 июня 1908 года в городе Вильнюс, столице Литвы. Она не любила свою фамилию, став балериной Большого театра, она взяла псевдоним - Надеждина.

В 1918 году Надя - невысокая, тонкая, пластичная девочка поступила в Государственную балетную школу в Петрограде. Она была ученицей знаменитой Вагановой. Девочка могла часами танцевать в хореографическом классе. Особенно удавались Наде народные танцы. Еще не закончив балетную школу в Петрограде, она получила предложение работать в Большом театре.
В 1925-1934 годах Надежда была танцовщицей Большого театра. Девять лет упорного труда Надежды в Большом театре принесли результаты. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские народные танцы, участвовала в балетах "Конек-Горбунок", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Баядера", " Раймонда"… Ее страсть к танцу была оценена зрителями по достоинству. Даже актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.

В годы Великой Отечественной войны Надежда работала балетмейстером танцевальных ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта, готовила исполнителей для фронтовых бригад, иногда сама выезжала с концертами в район боевых действий.
В 1943-1948 годах Надежда Сергеевна совмещала балетмейстерскую работу в Калининской филармонии и руководила балетным отделением Московской эстрады.
После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Тверь, где не было руководителя для постановки танцев, и она согласилась. Именно тогда у нее возникла идея создания уникального народного ансамбля «Березка», в состав которого входили только девушки - выпускницы Московского хореографического училища и наиболее одарённые участницы художественной самодеятельности. Лучшие номера этого времени, которые строились на народных мелодиях, песнях: хороводы «Берёзка», «Лебёдушка», жанровые сцены «Прялица», «Метелица», «Девичья кадриль», "Цепочка", "Сударушка", которые сопровождались оркестром народных инструментов.

В 1959 году в коллективе «Березка» появились танцоры-мужчины. Теперь в танцах балетмейстера Надеждиной плавные женские хороводы, лирические танцевальные миниатюры сменились на темпераментные пляски, шуточные танцы, показывающие силу и красоту русского народа: «Холостяки», "Балагуры", "Сибирская сюита", "Ямщики".
Первые работы смешанного состава — хореографические сцены «Карусель», «Проводы масленицы», «На осенней ярмарке», «Подмосковная полька». Она отдавала всю себя работе – и требовала такой же отдачи от других. Отстаивала свой коллектив во всем, когда требовалось, была очень жесткой. «Березка» была ее жизнью, ее семьей. Но если бы не эта самоотдача – вряд ли бы мир столько десятилетий восхищался «Березкой», а ансамбль стал символом России.

К «Берёзке» сразу пришла популярность. Гастроли ансамбля сопровождались триумфальным успехом и принесли коллективу мировое признание. Русским танцам восторженно аплодировали на всех континентах планеты. Зарубежная пресса писала, что искусство «Берёзки», человечное и одухотворенное. Всемирный Совет Мира в 1959 году присудил «Берёзке» Золотую медаль за вклад в укрепление дружбы между народами.

Надежда Надеждина руководила «Березкой» до последних дней своей жизни - больше тридцати лет.
В 1979 году новым руководителем ансамбля стала Мира Кольцова, пришедшая в ансамбль в 1957 году, которую Надеждина заметила в хореографическом училище Большого театра. Она была в течение 20 лет ведущей солисткой ансамбля «Березка» и исполняла все сольные партии.
Для Кольцовой «Березка» также стала главным делом жизни. Она стала достойной наследницей и преемницей Надеждиной. В своей работе Кольцова следует заветам своего Учителя — Надежды Надеждиной, которая преклонялась перед русским фольклором.

Кольцова руководит коллективом уже почти сорок лет. За эти годы она не только сохранила, но и приумножила творческое наследие ансамбля.
С 1987 года ансамбль выступает с новой программой, в которой теперь множество постановок Кольцовой: «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка». Ансамбль побывал в 80 странах мира, показывая высокое танцевальное искусство, пропагандируя русскую народную музыку и танец.
Сегодня Мира Михайловна Кольцова (Мириам Михайловна Равичер), народная артистка СССР, Украины, Республики Северная Осетия-Алания, профессор, академик. Русская «Березка» побывала почти на всех континентах. Прошла своим загадочным шагом тысячи километров по сценам Японии, Франции, Аргентины, Швейцарии, Кореи, США. Выступала в самых экстремальных условиях: к примеру, в Греции на жаре в 40 градусов танцевала «Масленицу» в тулупах, шапках и валенках.
Надеждинские шедевры до сих пор занимают центральное место в репертуаре коллектива и ансамбль с гордостью носит с июня 2000 года имя его создателя - Н. С. Надеждиной. 
В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире. Каждое его выступление имеет огромное значение, приобщая нас к великим истокам отечественной культуры и искусства.
Сейчас в ансамбле «Березка» свыше 100 человек. У коллектива около двух тысяч костюмов, которые весят около двух с половиной тонн. Каждый костюм - настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитый тесьмой и бисером. За два часа хороводов и плясовых девушки меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз.
«Берёзка"- это гордость России, своего рода "танцевальный посол", который вызывает симпатии к русскому хореографическому искусству. Недавно коллектив получил новое помещение в московском Леонтьевском переулке от Владимира Путина.
Мы гордимся, что живем в России, где народное творческое наследие является одним из приоритетов развития культуры нашей страны. Посещая занятия хореографией, мы продолжаем и сохраняем народные традиции русского танца.