СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект как средство повышения мотивации на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект как средство повышения мотивации на уроках технологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Александровского района







ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ







Творческий проект

как средство повышения мотивации на уроках технологии







Автор:   Долматова Марина Ивановна

учитель технологии высшей категории











2020



УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Время, в которое мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, поскольку при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования,- урок технологии должен быть определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.

  Важность подросткового периода определяется тем, что в нём закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Любознательность и любопытство - особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.

  Мотив является источником деятельности. Деятельность без мотива или не осуществляется вообще или оказывается крайне не устойчивой. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно-значимого. Для того чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения цели.

  Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.


АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

         Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

 

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что проектная  деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

·        личностно  ориентированна;

·         использует множество дидактических подходов;

·         самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

·       позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

·      приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

·      развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

·       прививает общую информационную культуру школьника;

·       реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

·       является платформой для реализации межпредметных связей.  

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

 

 

   НОВИЗНА ОПЫТА   

Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологиии средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии.

 Перспективность данного опыта в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

  Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли  педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

  Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что учащемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».

  В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал и других отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них: 

·        Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

·        организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

·        Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые  знания);

·        Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

  В 20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы.

 

Сейчас в связи с реформированием российского школьного образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.

  Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

  Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».

 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования.

Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.  

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача проектирования.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

  На организационном этапе осуществляется мотивация и уяснение ориентировочной основы действий (ООД). Происходит выбор темы проекта учащимися, её осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.

  На конструкционном этапе продолжает формироваться ООД. Идёт активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия, формируются навыки систематизации различных приемов поиска решений, происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами.

  На технологическом этапе происходит реализация действий в материальной форме. Целью этапа является создание реального объекта. Необходимость обращения к инструкциям и алгоритмам отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения, проговаривая этапы создания объекта. Постепенно действия учащихся автоматизируются, они все реже обращаются к опорным графикам, схемам, чертежам.

  На презентационном этапе выполненная работа анализируется, структурируется, ей дается самооценка, а в финале проект выставляется на коллективную защиту, которая   позволяет  судить  об  уровне   сформированности  учебных действий. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. 

ВИДЫ ПРОЕКТОВ.

 Виды проектов по содержанию:

·        монопредметные - основаны только на курсе «Технология».

·        межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов. Например, «История», «Физика», «Технология»

·        надпредметные. Например, «Вторая жизнь ста­рых вещей».

Проект может быть:

·        итоговым, когда по его результатам судят, как ученик усвоил     учебный материал,

·        текущим, когда в качестве содержания проектной деятельности берется лишь часть учебного курса, например, «Моделирование одежды».

Проекты могут быть разнообразными по форме:

·                    плакаты;

·                    комиксы;

·                    изделия и др.

Разнообразны проекты и по времени выполнения:

·        краткосрочные (2-6 часов);

·        среднесрочные (до 10 часов);

·        долгосрочные, требующие времени для сбора информации, разработки, поиска материала, изготов­ления, анализа и защиты (до 6 учебных недель).

Для эффективного ведения творческих проектов необходимо точно определиться с видом, содержанием и формой творческого проекта до постановки задачи перед учениками.

ОЦЕНИВАНИЕ

Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1.     конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;

2.     технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3.     экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4.     эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

5.     экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;

Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. 

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

·        даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

·        обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

·        воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

·         предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

·        является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

·        позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 8-9 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила мою позицию как учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

 В целом в работе над проектом учитель:

·         помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

·         сам является источником информации;

·         координирует весь процесс;

·         поощряет учеников;

·         поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат большого количества моего времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть мой творческий потенциал, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие передо мной, усложняются. Я должна подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Мной должен постоянно пополняться запас знаний по тематике проектов, я выступаю “играющим тренером” в совместной работе.

Самое сложное для меня в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Действительно, трудно порой удержаться от подсказок, особенно если вижу, что обучающиеся «идут не туда». Но в ходе консультаций подсказывать нельзя, можно только отвечать на возникающие вопросы.

У ребят в ходе выполнения проекта возникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов. Ученикам трудно:

·        намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

·        искать пути их решения;

·        осуществлять и аргументировать выбор;

·        предусматривать последствия выбора;

·        действовать самостоятельно (без подсказки);

·        сравнивать полученное с требуемым;

·        корректировать деятельность с учетом промежу­точных результатов;

·        объективно оценивать процесс и результат проек­тирования.

Вот почему весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, мои требования к качеству проекта, формы и методы оценки результатов. Большую помощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказывает памятка в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов. (Приложение 1)

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел «Творческий проект» введён в программу «Технология» с 1996 года. Сегодня в программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработки материалов и информации.

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.

Особенность проектирования - введение единого технического задания на выполнение творческого проекта, обеспечивающего конкурентоспособность различных проектов. Техническое задание должно быть сформулировано так, чтобы оно способствовало развитию индивидуальных творческих способностей школьников. Например: «Разработать и изготовить игрушку для новогоднего праздника. Кот? Собака? Дед Мороз? Снегурочка?»

  Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет  осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности, учитывая уровень подготовки учеников и их возрастные особенности.

Творческий проект в 5-м классе.

 На первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

Знакомлю учащихся с видами творческих проектов, этапами их изготовления.

С большим удовольствием пятиклассники выполняют проекты:

·        В форме плакатов и комиксов на тему «Правила техники безопасности»;

·        Краткосрочный проект по теме «Бутерброды». Девочки учатся защищать свои работы: используемые продукты, технология изготовления;

·        Проект «Прихватка»: эскиз изделия, цветовое решение, деталировка, изготовление образца, определение его примерной «цены», защита.

·        Проект «Платок»: предлагается выполнить на основе изученных ручных  швов.

 Творческий проект в 6-м классе.

 На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий: оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

Творческие проекты:

·        Игрушки-сувениры к праздникам (Новый год, День Святого Валентина);

·        Прихватка или грелка на чайник;

·        Кулинарные проекты.

·        Проект «Юбка» 

Творческий проект в 7-м классе.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, расчет стоимости изделия, реклама проекта, защита.

Темы проектов:

·        Интерьер дома. Предметы для оформления интерьера (подушки-игрушки).

·        Вязание крючком.

·        Кулинарные проекты.

 

Творческий проект в 8-м классе.

 На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

      Основные этапы проектирования: анализ технологического задания, установление технологических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защита проекта. (Проекты по декоративно-прикладному творчеству). 

Творческий проект в 9-11 классах.

И только на пятом -седьмом годах (в 9-11 классах) девочки выполняют проект самостоятельно. Я выступаю в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на экзаменах по выбору, представляются на выставках.Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе «материаловедения» и «машиноведения», он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

  В 9-11тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.

  На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос "как делать?".

Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

 Для определения результативности  метода проектов как средства повышения мотивации учащихся был проведён эксперимент под названием «Шкалирование».  Эксперимент был начат в сентябре 2011-2012 уч. года в 6а классе.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые разбиты на шесть блоков:

1.      Внимание учащихся на уроках труда.

2.      Самоорганизация учащихся.

3.      Ориентировка в материале.

4.      Отношение учащихся к способам познания нового материала.

5.      Действие учащихся при затруднениях, встречающихся на уроках труда.

6.      Оценка учащимися результатов своей деятельности на уроке.

Анализ анкет определил уровень мотивации каждого учащегося: 

1 уровень мотивации. У учащихся непроизвольное внимание, низкий уровень самоорганизации. На уроке не самостоятельны. Ответы дают с помощью учителя. Систематически не выполняют домашнее задание, опаздывают и пропускают уроки.

2 уровень мотивации. У большинства  учащихся произвольное внимание. Средний уровень самоорганизации. Самостоятельны в некоторых вопросах и видах деятельности. Выполняют работы и задания средней сложности.

 3 уровень мотивации. У  учащихся произвольное внимание. Высокий уровень самоорганизации. На уроках самостоятельны. Выполняют работы повышенной сложности. Владеют навыками взаимоконтроля, взаимопомощи, самопроверки. Умеют пользоваться инструкционными картами.

 Каждый уровень имеет наполняемость от 0% до 100 %.

Наблюдая за учащимися, я сделала вывод: учащиеся 3 уровня занимают 1-3 парты; учащиеся 2 уровня занимают 2-4 парты, а учащиеся 1 уровня, как правило, занимают последние парты.

Ориентируясь на характеристику уровней мотивации, я должна была попытаться увеличить наполняемость уровней мотивации, а также перевести учащихся с одного уровня на другой, вышестоящий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

По результатам шкалирования видно, что в течение учебного года несколько учащихся переходят с одного уровня мотивации на более высокий (со 2 на 3). Кроме этого наблюдается наполняемость каждого из уровней.

  На протяжении восьми лет учащиеся школы занимают первые места на муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников и призёрами краевых конкурсов.