СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект на тему: «Мы помним твой подвиг, России солдат!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект на тему: «Мы помним твой подвиг, России солдат!»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»















Творческий проект на тему:

«Мы помним твой подвиг, России солдат!»











Выполнила: ученица 8 класса

Шестакова Юлия

Руководитель: учитель биологии и географии

Кузьмина Н.П.










Североуральск

2022


Оглавление

Стр.



Введение 3


Основная часть 5


1.Историческая справка 5

    1. .Первая кампания Чеченской войны 5

    2. Вторая кампания Чеченской войны 6


2. Биография Чичерова Александра Анатольевича 7


3. Основные этапы реализации проекта 8

3.1 Основные термины и понятия 8

3.2.Этапы реализации творческого проекта 9


Заключение 11


Список литературы 12


Приложение 13




























Те воины, что проливали кровь когда - то,

На склонах гор, средь леса и полей.

Не умирали вовсе, те солдаты,

А принимали облик журавлей.

Журавль птица счастья, птица мира,

Хранит всю память прожитых боев.

Они отображают честь мундира

Хотя, это понятно и без слов…



Введение

Так уж повелось на Руси, что ее история - это история воинского подвига. У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чечня…Все эти войны больно отзываются в наших сердцах.  Две мировые войны, произошедшие в XX в, продолжают волновать нашу душу, заставляют осмысливать происходящее в истории сегодня.   [5]

Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.

Сегодня Чеченская война официально завершена, но боевики продолжают совершать террористические акты.

Война выкачала из национального бюджета десятки миллиардов рублей. Такую цену заплатило общество за вооруженный конфликт, которого не удалось избежать. [7]

Актуальность проблемы Чеченской войны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе.

В нашей школе учился простой парнишка, который ушёл защищать Родину, а вернулся в родной дом грузом 200…

Время идет, многое забывается, современные школьники не знают своих «героев». Ученики не знают кто он такой, ни за что удостоен высокого звания. Очень важно обеспечивать связь, преемственность поколений. Ведь в настоящее время наметился тот факт, что современные школьники не знают, когда и за что получали ордена и медали их земляки, и стараться стремиться быть хоть чуточку на них похожими. Как же сохранить хоть что-то для потомков? Так родилась идея написания этого творческого проекта.

Хотелось бы привлечь внимание подрастающего поколения, чтобы они не забывали о чувстве долга, патриотизме, героизме. Актуальность и практическая значимость данного проекта состоит в том, что собранный материал и инсталляция являются ярким примером соприкосновения с живой историей нашей страны, ее наиболее славными событиями и людьми.  Данный проект призван активизировать ослабленный за последние годы, но имеющий большое значение, интерес к истории своей Родины. Ведь известно, что “большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живёшь, к тем людям, которые живут рядом”. [6]


Цель: увековечить память о выпускнике нашей школы Александре Чичерове, погибшем при выполнении воинского долга в Чеченской республике, путем создания в рекреации школы инсталляции, прославляющей мужество и отвагу русского солдата - нашего земляка-односельчанина Александра Чичерова.


Задачи:

1.Изучение исторических фактов, связанных с военным конфликтом на Северном Кавказе.

2.Развитие чувства гражданственности и патриотизма у подростков на примере жизни и военной службы выпускника нашей школы, участника Чеченской войны, на основании семейного архива и материалов краеведческого музея школы.

3.Создание в школьной рекреации инсталляции «Мы помним твой подвиг, России солдат!», публикация биографии нашего земляка на сайте ВК в ленте Памяти воинов Чеченской войны, облагораживание территории у мемориальной доски на фасаде школы.


4.Расчет затрат финансов и создание сметы на расходные материалы.


Объект исследования – военные события, происходящие на территории Чеченской республики.


Предмет исследования – биография моего земляка, выпускника 15 школы г. Североуральска, участника боевых действий в Чечне – Чичерова Александра.


Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по военному конфликту в Чеченской республике.

  2. Работа с биографическими документами в краеведческом музее школы №15.

  3. Интервьюирование членов семьи Александра Чичерова, а также педагогов нашей школы.

  4. Классификация собранного биографического материала.

  5. Планирование этапов реализации инсталляции и фасада школы.

  6. Моделирование инсталляции и фасада школы.

  7. Обобщение.


Мой личный вклад в данном проекте - это популяризация патриотических чувств и реализация замысла по созданию в школьной рекреации инсталляции «Мы помним твой подвиг, России солдат!» и облагораживание территории у мемориальной доски на фасаде школы.



Основная часть


  1. Историческая справка.

    1. Первая кампания Чеченской войны

Первая Чеченская война – 1994-1996 гг.

Рубеж 1980-1990-х гг. на постсоветском пространстве был отмечен "парадом суверенитетов" - советские республики разного уровня, одна за другой принимали декларации о государственном суверенитете. 

23-25 ноября 1990 г. в Грозном прошел Чеченский национальный съезд, избравший Исполнительный комитет. Председателем его стал генерал-майор Джохар Дудаев.

Позднее, в июле 1991 г. Чеченская Республика вышла из состава СССР.

1 ноября 1991 г. избранный президент Чечни Д.Дудаев издал указ "Об объявлении суверенитета Чеченской Республики". В ответ на это, Б. Н. Ельцин 8 ноября 1991 г. подписал указ о введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения. Однако, практические меры по его реализации провалились – приземлившиеся на аэродроме в Ханкале два самолета со спецназом были блокированы сторонниками независимости.

10 ноября 1991 г. Исполком Чеченской республики призвал порвать отношения с Россией.

Война в Чечне началась 11 декабря 1994 года, спустя три года после провозглашения независимости республики Ичкерия, и продолжалась в течение двух лет. 

Во главе вооруженных сил сепаратистов стоял президент Джохар Дудаев. Российскими силами в период конфликта руководил президент Борис Ельцин, а также министры обороны Павел Грачев и Игорь Родионов, министр внутренних дел Анатолий Куликов, командующие – Анатолий Романов, Владимир Шаманов, Константин Пуликовский, Лев Рохлин, Геннадий Трошев, Иван Бабичев, Николай Скрыпник. 

Вторжению федеральных войск предшествовала провалившаяся попытка взять штурмом Грозный в ноябре 1994 года силами антидудаевской оппозиции действовавшей при поддержке российских военных.
31 декабря 1994 года начался штурм Грозного частями российской армии под командованием генералов Пуликовского, Бабичева и Рохлина, а также генерал-майора Стаськова. Взять под контроль весь город удалось лишь к марту 1995 года. Также в марте федеральные силы заняли Аргун, Шали и Гудермес.

10–12 декабря 1995 года г. Гудермес, занятый российскими войсками, захватили отряды Салмана Радуева, Хункар-Паши Исрапилова и Султана Гелисханова. Вернуть контроль над городом федеральные силы смогли только к концу месяца. 9 января 1996 года боевики под командованием СалманаРадуева, Турпал-Али Атгериева и Хункар-Паши Исрапилова совершили рейд на дагестанский город Кизляр, где взяли в заложники более 1000 местных жителей.

22 апреля 1996 года в районе села Гехи-Чу был убит Джохар Дудаев.
27-28 мая 1996 года на переговорах в Москве сторонам удалось договориться о прекращении огня. 28 мая, в то время как ичкерийская делегация еще находилась в Москве, Борис Ельцин совершил блиц-визит в Чечню, где поздравил российских военнослужащих с победой в войне. Однако после переизбрания Ельцина президентом, новый секретарь Совета безопасности Александр Лебедь заявил о возобновлении в Чечне военных действий. [2].

6 августа 1996 года силы сепаратистов под командованием начальника Главного штаба Ичкерии Аслана Масхадова захватили Грозный, Гудермес и Аргун (операция "Джихад"). 20 августа генерал Пуликовский предъявил ультиматум чеченской стороне, потребовав в течение 48 часов покинуть столицу республики и сложить оружие, пообещав в противном случае нанести по городу удары. Обстрелы, однако, начались уже ночью 20 августа. К 22 августа Александр Лебедь сумел добиться прекращения огня и разведения противоборствующих сторон в Грозном. 

30 августа 1996 года Масхадов и Лебедь подписали "Совместное заявление" в Хасавюрте (Дагестан). К 31 декабря 1996 года вся федеральная группировка покинула Чечню [3]. 

1.2. Вторая кампания Чеченской войны

«Вторая чеченская война» – так называют контртеррористическую операцию на Северном Кавказе (1999-2000 гг).

По сути, становится продолжением первой Чеченской войны.

Первая чеченская война, завершившаяся Хасавюртовскими соглашениями, не принесла заметных улучшений на территорию Чечни. Период 1996–1999 годов в непризнанной республике вообще характеризуется глубокой криминализацией всей жизни. Федеральное правительство неоднократно обращалось к президенту Чечни А. Масхадову с предложением оказать помощь в борьбе с организованной преступностью, но понимания не находило.

Еще одним фактором, влияющим на обстановку в регионе, стало популярное религиозно-политическое течение – ваххабизм. Сторонники ваххабизма стали устанавливать власть ислама в аулах – со стычками и стрельбой. По сути, в 1998 году велась вялотекущая гражданская война, в которой участвовали сотни бойцов. Это течение в республике не поддерживалось администрацией, но и особого противодействия со стороны властей не испытывало. С каждым днем обстановка все больше обострялась.

В 1999 году боевики Басаева и Хаттаба попытались провести военную операцию в Дагестане, что и послужило основным поводом для начала новой войны. В то же самое время были проведены теракты в Буйнакске, Москве и Волгодонске [4].

Планируя вторжение на территорию Дагестана, боевики надеялись на поддержку местного населения, но оно оказало им отчаянное сопротивление. Федеральные власти предложили чеченскому руководству провести совместную операцию против исламистов в Дагестане. Также было предложено ликвидировать базы незаконных формирований.

26 декабря 1999 года началась операция по ликвидации бандформирований в Грозном. Бои продолжались весь январь 2000 года, и только 6 февраля было объявлено о полном освобождении города.

Части боевиков удалось вырваться из Грозного, и началась партизанская война. Активность боевых действий постепенно снижалась, и многие считали, что чеченский конфликт затих.

Но в 2002–2005 годах боевики провели ряд жестоких и дерзких мер (захват заложников в Театральном центре на Дубровке, школы в Беслане, рейд в Кабардино-Балкарию). В дальнейшем ситуация практически стабилизировалась.

Таким образом, главным итогом Второй Чеченской войны можно считать достигнутое относительное спокойствие в Чеченской Республике. Был положен конец криминальному разгулу, терроризировавшему население в течение десяти лет. Была ликвидирована наркоторговля и работорговля. И очень важно, что на Кавказе не удалось реализовать планы исламистов по созданию мировых центров террористических организаций.

Сегодня, в годы правления Рамзана Кадырова, практически восстановилась экономическая структура республики. Сейчас много делается для устранения последствий военных действий. Город Грозный стал символом возрождения республики.


  1. Биография Чичерова Александра Анатольевича.

В это неспокойное для всей нашей страны время рос и учился Саша.

А родился он в Перми 4 августа 1979 года. В 1980 году семья переехала в наш поселок, Третий Северный, позднее, в 1989 году в поселок Калья. В семье росли три мальчика: Сергей, Александр и Алексей. (Приложение 1).

Из воспоминаний мамы, Ларисы Евгеньевны: «Мой Саша рос застенчивым, добрым и заботливым ребенком. Всегда помогал по хозяйству и увлекался чтением книг о путешественниках. Много времени проводил с младшим братом, любил рисовать. В средней школе с нетерпением ждал очередного похода в лес с классом».

Александр учился в нашей школе до десятого класса. Учителям Саша запомнился как спокойный, отзывчивый, добрый и чуткий ученик. Из школьных предметов любил математику, физику и географию. Со слов одноклассников, Александр был «душой компании», готовый прийти на помощь в любую минуту и каждому.

После окончания школы поступил в ГПТУ-95 на специальность шахтный электрослесарь.

После окончания училища, в декабре 1997 года, был призван в Вооруженные силы Российской Федерации. Службу проходил в ракетных войсках, в городе Красноярске. За время воинской службы имел хорошие показатели по физической подготовке, отличался аналитическим складом ума. Был дисциплинирован, пользовался уважением среди сослуживцев за спокойный и веселый нрав. (Приложение 2).

После армии, в 1999 году вернулся в поселок Калья. Работал на заводе формовщиком.

В 2001 году в Перми заболел дедушка – Евгений Филиппович Стрижко. Александр уехал ухаживать за дедом. Работал охранником вневедомственной охраны. В 2202 году дедушка умер, и Александр вернулся домой. Пытался устроиться на работу в градообразующее предприятие ОАО «СУБР», но вакансий не было.

Тогда Александр решил продолжить службу в армии, обратился в военкомат и 1 марта 2005 года был направлен для прохождения контрактной службы в Чечню, в город Ведено.

На военной службе он был радиотелефонистом минометного взвода комендантской роты в/ч 90960, но служба оказалась недолгой.

15 апреля 2005 года он стоял на посту. Средь бела дня снайпер попал ему прямо в голову, даже выстрела никто не слышал, наверняка работал с глушителем.

Награжден медалью «За отвагу» - посмертно. [1] (Приложение 3)

Похоронен с воинскими почестями в поселке Калья.

3.Основные этапы реализации проекта.

    1. . Основные термины и понятия

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создании интерьерного пространства. [8].

Замысел создания инсталляции и оформления мемориальной доски увековечит память о молодом мальчишке, который отдал свою жизнь за мирное и процветающее будущее своей Отчизны, выполнив свой воинский долг.

«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.


Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений. Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга. [9]


3.2. Этапы реализации творческого проекта «Мы помним твой подвиг, России солдат!»


1 этап. Подготовительный.

На этом этапе я обратила внимание на проблему воспитания патриотизма среди подрастающего поколения и поняла, что ученики нашей школы, к сожалению, даже не знают ничего о человеке, которому посвящена памятная доска на фасаде нашей школы. Захотелось самой узнать и рассказать всем ребятам об Александре Чичерове на «языке» искусства. (Приложение 1).


2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этапе планирования и организации своей деятельности я отобрала нужные мне источники информации, осуществила ее анализ, выявив основные исторические вехи в военном конфликте на Северном Кавказе. А также нарисовала эскизы: инсталляции «Мы помним твой подвиг, России солдат!» и оформления мемориальной доски. (Приложение 4,5).


Кроме этого, составила календарное планирование этапов реализации проекта и осуществила расчет сметы финансовых расходов. (Приложение 6).


3 этап. Исследование.


На этом этапе я изучила биографию Чичерова А.А., ознакомилась с архивными документами из краеведческого музея нашей школы. А также был продумана задача по оформлению инсталляции и мемориальной доски. Возникла необходимость привлечения нашего ближайшего социального партнера ДЮДЦ «Ровесник», расположенного в нашем поселке.


4 этап. Представление результатов, отчёт.

Представление результатов моего творческого проекта совместно с социальным партнером – это торжественное открытие инсталляции «Мы помним твой подвиг, России солдат!» в рекреации нашей школы и мемориальной доски в школьном дворе, с приглашением родственников Александра Чичерова и других почетных гостей.

Помимо этого, биографию Александра Чичерова мы разместим на сайте нашей школы, а также ВКонтакте, в ленте, о солдатах, не вернувшихся с войны.

.

























Заключение


Подводя итоги, считаю нужным отметить, что в процессе написания проекта я изучила основные вехи развития военного конфликта на Северном Кавказе, создала эскизы инсталляции «Мы помним твой подвиг, России солдат!» и оформления мемориальной доски в школьном дворе. Проанализировала финансовые затраты на реализацию проекта с привлечением социального партнера ДЮДЦ «Ровесник».

Место возле инсталляции и в школьном дворе, на мой взгляд, станет центром проведения мероприятий, посвященных знаменательным датам и событиям, что будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся школы, таких как: митинги 9 мая, линейки памяти героев (ветераны локальных войн), встречи с ветеранами, вдовами, тружениками тыла и их родственниками, экскурсии, торжественные мероприятия по вручению аттестатов об образовании, даты скорби и памяти для односельчан, учащихся школы и гостей.

Данное исследование будет продолжено, в моих планах создание стенда о наших односельчанах, участниках боевых действий в Чечне, вернувшихся живыми домой.

Александр Чичеров, молодой, озорной парнишка не вернулся живым домой, он так же как многие тысячи парней, отдал жизнь за свое Отечество. Для меня он настоящий герой.

Хотелось бы, чтобы мои сверстники, знали об этих подвигах, об этих героях. Развивали в себе такие личностные качества, как отзывчивость, готовность и желание помочь в трудную минуту.

Ведь патриотизм – это исконно русская черта. И деды наши, и прадеды были патриотами. Наш долг быть настоящими защитниками Отечества!

Я не хочу, чтобы были войны, пусть всегда будет мирным небо!



 








Список литературы

1.Ильин В. «За други своя… Помяни их, Россия!» - Екатеринбург, Издательский Дом В2В, 2012. – 142 с.


2. Контртеррористическая операция в Чечне 1999 – 2009 гг. Справка // РИА Новости, 26.03.2009 г. www.rian.ru

 

3. Николаев Д. Перехват инициативы. Боевики вновь диктуют правила игры в межнациональных конфликтах. // Независимое военное обозрение, 17.09.1999 г.

 

4.Режим контртеррористической операции в Чечне стал достоянием истории // РИА Новости 16.04.1999 г. www.rian.ru


5.https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskij-proekt-po-kraevedeniyu-soldat-chechenskoj-vojny-4070118.html


6.https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2020/03/19/proekt-my-pomnim-geroev-chechni


7. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/09/17/sotsialnyy-proekt-nam-geroev-nashih-pozabyt-nelzya


8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсталляция_(искусство)


9. https://scienceforum.ru/2015/article/2015010669



 


 

 

 

 

 

 








Приложение 1

Фотографии из семейного архива семьи Чичеровых


Приложение 2

А.А. Чичеров на воинской службе



Приложение 3

Фото из книги Ильина В. «За други своя…»











Приложение 4




Инсталляция в рекреации школы

«Мы помним твой подвиг, России солдат!»


Приложение 5

Эскиз оформления мемориальной доски на фасаде школы



Приложение 6

Календарное планирование реализации проекта

и расчет сметы финансовых расходов.



Вид деятельности

Сроки выполнения

Финансовые расходы

ответственный

  1. Создание замысла инсталляции

Декабрь 2021-январь 2022 года

-

Кузьмина Н.П.

Шестакова Ю.

  1. Закупки

Май 2022 года

5000 руб.

Кузьмина Н.П.

Каримова Т.Н.

  1. Реализация инсталляции в школе

Май 2022 года

3000 руб.

Кузьмина Н.П.

Шестакова Ю.

Каримова Т.Н.

  1. Загрузка биографии Чичерова А.А. на сайт ВК, в ленту Памяти русских солдат, павших в Чеченской войне!

Май 2022 года

-

Кузьмина Н.П.

Шестакова Ю.

  1. Открытие инсталляции Герою России

Май 2022 года

-

Кузьмина Н.П.

Шестакова Ю.

Ученики школы №15

  1. Облагораживание территории у мемориальной доски на фасаде школы

Май 2022 года

1500 руб.

Кузьмина Н.П.

Шестакова Ю.

Каримова Т.Н.

Ученики школы №15









22