способствовать формированию представлений о творчестве поэтов и писателей времён Великой Отечественной войны, расширить и углубить знания о героическом прошлом нашего народа, об истории своей семьи.
развивать память, наблюдательность, устную речь, словарный запас, технику выразительного чтения.
развивать когнитивные способности учащихся (сообразительность, способность анализировать), деятельностные способности (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления);
развивать у учащихся навыки самостоятельной и групповой работы;
создать эмоциональный настрой учащихся для изучения данной темы;
воспитывать чувство национальной гордости, патриотизма, гражданственности;
- ноутбук, мультимедийный проектор, ИКТ – презентация, раздаточный материал, фотографии военных лет, награды и фронтовые письма, текст стихотворения К. Симонова «Жди меня», песни «Бьется в тесной печурке огонь», грамзаписи песен «Бьется в тесной печурке огонь», «День победы», «Священная война».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) 1 мин. | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме -Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Работайте старательно, Слушайте внимательно! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний 3 мин. Слайд 2 Слайд 3 | Сегодня на уроке мы будем говорить о войне, о тех чувствах, которые возникали в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война. ( Звучит « Священная война») На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: воинам на фронте, тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым, партизанским отрядам, которых больше всего боялись фашисты. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради мирного неба над нашей головой, ради нашего Отечества. | Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат. Дети слушают вступительное слово учителя. Дети прослушивают первый куплет песни «Священная война» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
3.Постановка учебной задачи 1 мин. Слайд 4 | Соберите на доске лозунг, который отражает тему нашего сегодняшнего урока. | Дети складывают из слов деформированного предложения слова: «Нам не нужна война!» | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
4. Защита творческих проектов 15 мин. Слайд 5 | Не было в нашей стране такой семьи, которую не коснулась бы война. Многие не дождались с фронта своих родных. Сейчас мы все внимательно послушаем невыдуманные истории из жизни наших прадедов и дедов, которые, не жалея себя, защищали наше Отечество, боролись за наше светлое будущее, чтобы мы жили под мирным небом. Все истории разные, но что их объединяет? Какие чувства возникли в ваших сердцах при прослушивании историй венных лет? | Дети рассказывают о своих близких, их подвигах, интересных случаях, произошедших в годы ВОВ, показывают фотографии военных лет, награды и фронтовые письма. Ответы детей. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Физминутка 2 мин. | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | Дети проводят физминутку и выполняют упражнения, | |
6. Работа над произведениями о войне. 7 мин. Слайд 6 Слайд 7 | Слушая рассказы ребят, мы стали свидетелями событий тех лет. Наши защитники на фронте вспоминали свои семьи, представляли их, так рождались произведения, ставшие впоследствии символами Победы. Прослушивание песни «Бьется в тесной печурке огонь». На листах слова песни. Работа по содержанию стихотворения. О чем это стихотворение? К кому обращается солдат? Скажите, какие чувства вызывает это стихотворение? Почему солдат смеялся и рыдал сразу? Что предвещал солнечный день? Стихотворение Александра Суркова стало очень известной песней, хотя как позже вспоминал автор: «Возникло стихотворение случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 «домашних» строк из письма к жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после очередного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось после тяжёлого боя пробиваться из окружения…» А дома оставались родные: жены, матери, дети. Они ждали окончания войны, «приближали, как могли день Победы», верили, надеялись и ждали, ждали… Чтение стихотворения К. Симонова «Жди меня» наизусть. Какие чувства вызвало это стихотворение? | Ответы детей. Дети слушают и отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: реализация и формирование умения аргументированно высказывать свое мнение, слушать других, использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения. |
7. Творческое задание 10 мин. Слайд 8,9 8. Чтение стихотворения «Как надоели войны на свете» 4 мин. Слайд 10, 11, 12 | Посмотрите, какие письма- треугольники доставляла полевая почта под пулями и снарядами, доставляла на линию фронта и в землянки, чтобы порадовать бойцов, поднять их боевой дух. Попробуйте сами написать письмо на фронт своим близким или вообразите, чтобы вы написали своим дорогим людям, оказавшимся на фронте. Посоветуйтесь в парах, обсудите, что будет самое главное в вашем письме, как вы порадуете, подбодрите своих родных. Сложите треугольником, как я вам покажу и украсьте его, если хотите. Учитель показывает, как складывать письмо. Кто хочет прочитать своё письмо на фронт? В каждом письме желание увидеть своих дорогих людей, а также боевой дух и стремление к Победе, к миру во всём Мире. Послушайте внимательно стихотворение Ольги Масловой и ответьте на вопрос: Какие слова подобрала поэтесса, чтобы передать характер стихотворения? Наши прадеды дождались завершения этой кровопролитной войны. И вот, наконец, долгожданная Победа! Её ждали долгих четыре года, 1418 дней! Звучит один куплет песни «День победы». Наша с вами задача сохранить мир, доставшийся такой высокой ценой в 20 млн. жизней. Нам не нужна война! | . Работа в парах и самостоятельная работа над творческим заданием. Дети читают свои письма. Чтение стихотворения «Как надоели войны на свете» подготовленным чтецом. Ребята слушают и думают над вопросом. Ответы детей. Дети слушают песню. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) 2 мин. | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - Какие чувства испытывали вы на уроке? -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. | Высказывания учащихся. Проговаривание критериев оценки. Самооценка, выставляют себе итоговую оценку в виде сигнала светофора. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |