СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Раскрыть секрет построения жанров устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.
  • Научиться сочинять считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
  • Выпустить сборник детских сочинений: «Считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы».

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по литературному чтению»

Творческий проект по литературному чтению «Малые жанры фольклора»

МБОУ«Балахоновская ОШ»









Творческий проект по литературному чтению



«Малые жанры фольклора»







Подготовили учащиеся 1,3 класса

Борисенкова Анна, Кузнецов Артем

Руководитель:

Хиондерко Ирина Ярославна













2018





Предмет: Литературное чтение

Состав группы:учащиеся 1,3 классов

Тип проекта: творческий, прикладной.

Проблема детская:

Не можем сочинить считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы, потому что не знаем, как они устроены.

Дидактическая цель:

  • Научить детей различать малые жанры устного народного творчества;

  • Составить структурированные жанровые таблицы;

  • Дать возможность детям сочинить свои произведения по законам жанров устного народного творчества.

Цели проекта:

  • Раскрыть секрет построения жанров устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.

  • Научиться сочинять считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

  • Выпустить сборник детских сочинений: «Считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы».

Задачи проекта:

  • Прочитать малые жанры устного народного творчества.

  • Построить таблицы различных жанров устного народного творчества.

  • Сочинить свои считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

Актуальность проекта:

Работа в различных позициях:

  • читатель

  • теоретик

  • автор

  • критик

Этапы реализации проекта:

  • Чтение произведений устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.

  • Построение структурированных жанровых схем.

  • Участие в конкурсе сказителей малых жанров устного народного творчества.

  • Сочинение в стиле жанров устного народного творчества.

  • Выпуск сборника детских произведений: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.

Структура жанровой таблицы

Задача жанра –

Картина жизни –

Построение КЖ –

Предложение –

Слова –

Звуковой рисунок –

Ритмический рисунок –

Рифма –

Жест –

(ведущий уровень)

Считалка.

  • Задача жанра – помочь весело распределить роли в игре.

  • Картина жизни – может быть непонятной.

  • Построение КЖ – 2-3 части, 3 часть – концовка – выход.

  • Предложение – особые – «раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».

  • Слова – особые – «води», «вон».

  • Звуковой рисунок – повтор звуков.



ведущий уровень

  • Ритмический рисунок – стихотворный (повтор ударных слогов, закон конца строки).

  • Рифма – может быть (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).

  • Жест – указательный (ведет за собой слово)

Потешка.

  • Задача жанра – весело учить малыша жестам, навыкам.

  • Картина жизни связана с действиями героев.

  • Построение КЖ – может иметь несколько частей.

  • Предложение – повтор слов; одинаковое построение предложений.

ведущий уровень

  • Слова– командиры для жестов; слова с уменьшительно-ласкательным значением.

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

  • Жест – разные жесты, управляемые словом.



Скороговорка.

  • Задача жанра – весело учить чистоте произношения.

  • Картина жизни – часто веселая.

  • Построение КЖ – разделить на части нельзя.

  • Предложение – повтор слов и их сочетаний.

  • Слова – сходные по звучанию.

ведущий уровень

  • Звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Загадка.

  • Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов.

ведущий уровень

  • Картина жизни – отдельные признаки задуманного предмета. Картина жизни предстает тогда, когда известна отгадка.

  • Построение КЖ – нельзя выделить части.

  • Предложение – три основных типа.

1. Перечисление признаков загаданного предмета (детские загадки).

2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далеких» предметов: один признак загаданного предмета сравнивается с признаком называемого предмета; без знания отгадки КЖ не складывается. Особый вид – отрицательное сравнение.

3.Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.

  • Слово – называет признаки (форма, цвет, действие, часть предмета, величина и т.д.).

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Побасенка.

  • Задача жанра – высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

ведущий уровень

  • Картина жизни – разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.

  • Построение КЖ – реплики героев;

диалог (разговор героев);

монолог (речь одного героя).

  • Предложение – короткие вопросительные и восклицательные.

  • Слово – обращение, просторечие.

  • Звуковой рисунок – может быть.

  • Ритмический рисунок – приближается к стихотворному.

  • Рифма – может быть.

Небылица.

  • Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.

ведущий уровень

  • Картина жизни – необычная, небывалая.

  • Построение КЖ – зачин, основная часть, выход (в полном варианте).

  • Предложение – одинаковое построение предложений; повтор слов; соединение героя с необычным для него действием.

  • Слово – называет действия.

  • Звуковой рисунок – работает на картину жизни.

  • Ритмический рисунок – стихотворный.

  • Рифма – может быть.

Итоги проекта

Книжка-самоделка»Малые жанры фольклора»







Список используемой литературы



1.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Учебник - хрестоматия «Литературное чтение» (части 1,2). Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики. 2008 г. (1-4).

2.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Рабочая тетрадь. Москва. ОНИКС 21 век.. 2008 г.













































































































Наше творчество:

считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы

Считалки



Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла мышка погулять.

Добежала до опушки,

Видит зайкину избушку.

Постучалась мышка в дверь,

Вышел зайка к ней,

Говорит он ей:

-Шёрстка, хвостик

Выйди вон!

( учащиеся 3 класса).





Раз, два, три, четыре, пять,

Побежали мы играть.

Прибежали на полянку,

Видим белую поганку,

Шесть, семь, восемь,

Найдем красный мухомор,

Но тебя мы не берем.

Найдем под елкой боровик

Я беру, а ты води!

( Романова Катя).





Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла курица гулять,

А за ней цыплят штук пять,

А потом идет петух,

И ведет ещё он двух.

Все идут они клевать.

А кому же начинать?

Раз, два, три - начинаешь ты.

( Иванова Таня).



Раз – я иду с тобой гулять,

Два – будем в прятки мы играть,

Три – и кому же начинать?

Четыре – ну и где тебя искать?

Пять – не хочу с тобой играть.

Шесть – водишь ты опять!

( Иванова Таня).