Творческий проект по литературному чтению «Малые жанры фольклора»
МБОУ«Балахоновская ОШ»
Творческий проект по литературному чтению
«Малые жанры фольклора»
Подготовили учащиеся 1,3 класса
Борисенкова Анна, Кузнецов Артем
Руководитель:
Хиондерко Ирина Ярославна
2018
Предмет: Литературное чтение
Состав группы:учащиеся 1,3 классов
Тип проекта: творческий, прикладной.
Проблема детская:
Не можем сочинить считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы, потому что не знаем, как они устроены.
Дидактическая цель:
Научить детей различать малые жанры устного народного творчества;
Составить структурированные жанровые таблицы;
Дать возможность детям сочинить свои произведения по законам жанров устного народного творчества.
Цели проекта:
Раскрыть секрет построения жанров устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.
Научиться сочинять считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
Выпустить сборник детских сочинений: «Считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы».
Задачи проекта:
Прочитать малые жанры устного народного творчества.
Построить таблицы различных жанров устного народного творчества.
Сочинить свои считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
Актуальность проекта:
Работа в различных позициях:
читатель
теоретик
автор
критик
Этапы реализации проекта:
Чтение произведений устного народного творчества: считалок, потешек, скороговорок, загадок, побасенок, небылиц.
Построение структурированных жанровых схем.
Участие в конкурсе сказителей малых жанров устного народного творчества.
Сочинение в стиле жанров устного народного творчества.
Выпуск сборника детских произведений: считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы.
Структура жанровой таблицы
Задача жанра –
Картина жизни –
Построение КЖ –
Предложение –
Слова –
Звуковой рисунок –
Ритмический рисунок –
Рифма –
Жест –
(ведущий уровень)
Считалка.
Задача жанра – помочь весело распределить роли в игре.
Картина жизни – может быть непонятной.
Построение КЖ – 2-3 части, 3 часть – концовка – выход.
Предложение – особые – «раз, два, три»; «Тебе водить»; «Выйди вон».
Слова – особые – «води», «вон».
Звуковой рисунок – повтор звуков.
ведущий уровень
Ритмический рисунок – стихотворный (повтор ударных слогов, закон конца строки).
Рифма – может быть (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).
Жест – указательный (ведет за собой слово)
Потешка.
Задача жанра – весело учить малыша жестам, навыкам.
Картина жизни связана с действиями героев.
Построение КЖ – может иметь несколько частей.
Предложение – повтор слов; одинаковое построение предложений.
ведущий уровень
Слова– командиры для жестов; слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Жест – разные жесты, управляемые словом.
Скороговорка.
Задача жанра – весело учить чистоте произношения.
Картина жизни – часто веселая.
Построение КЖ – разделить на части нельзя.
Предложение – повтор слов и их сочетаний.
Слова – сходные по звучанию.
ведущий уровень
Звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких), повтор труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Загадка.
Задача жанра – весело учить угадывать задуманное, сравнивать признаки далеких предметов.
ведущий уровень
Картина жизни – отдельные признаки задуманного предмета. Картина жизни предстает тогда, когда известна отгадка.
Построение КЖ – нельзя выделить части.
Предложение – три основных типа.
1. Перечисление признаков загаданного предмета (детские загадки).
2. Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далеких» предметов: один признак загаданного предмета сравнивается с признаком называемого предмета; без знания отгадки КЖ не складывается. Особый вид – отрицательное сравнение.
3.Скрытое сравнение (метафора) – такое «переназывание» признаков загаданного предмета, которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину жизни.
Слово – называет признаки (форма, цвет, действие, часть предмета, величина и т.д.).
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Побасенка.
ведущий уровень
Картина жизни – разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
Построение КЖ – реплики героев;
диалог (разговор героев);
монолог (речь одного героя).
Предложение – короткие вопросительные и восклицательные.
Слово – обращение, просторечие.
Звуковой рисунок – может быть.
Ритмический рисунок – приближается к стихотворному.
Рифма – может быть.
Небылица.
Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
ведущий уровень
Картина жизни – необычная, небывалая.
Построение КЖ – зачин, основная часть, выход (в полном варианте).
Предложение – одинаковое построение предложений; повтор слов; соединение героя с необычным для него действием.
Слово – называет действия.
Звуковой рисунок – работает на картину жизни.
Ритмический рисунок – стихотворный.
Рифма – может быть.
Итоги проекта
Книжка-самоделка»Малые жанры фольклора»
Список используемой литературы
1.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Учебник - хрестоматия «Литературное чтение» (части 1,2). Москва. ОНИКС 21 век. Дом педагогики. 2008 г. (1-4).
2.Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская . Рабочая тетрадь. Москва. ОНИКС 21 век.. 2008 г.
Наше творчество:
считалки, потешки, скороговорки, загадки, побасенки, небылицы
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла мышка погулять.
Добежала до опушки,
Видит зайкину избушку.
Постучалась мышка в дверь,
Вышел зайка к ней,
Говорит он ей:
-Шёрстка, хвостик
Выйди вон!
( учащиеся 3 класса).
Раз, два, три, четыре, пять,
Побежали мы играть.
Прибежали на полянку,
Видим белую поганку,
Шесть, семь, восемь,
Найдем красный мухомор,
Но тебя мы не берем.
Найдем под елкой боровик
Я беру, а ты води!
( Романова Катя).
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла курица гулять,
А за ней цыплят штук пять,
А потом идет петух,
И ведет ещё он двух.
Все идут они клевать.
А кому же начинать?
Раз, два, три - начинаешь ты.
( Иванова Таня).
Раз – я иду с тобой гулять,
Два – будем в прятки мы играть,
Три – и кому же начинать?
Четыре – ну и где тебя искать?
Пять – не хочу с тобой играть.
Шесть – водишь ты опять!
( Иванова Таня).