« Составляем книгу»
Творческий проект
по обучению грамоте.
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Тимошок Галина Александровна.
Кострома
2009
Паспорт проекта
Название проекта: книга «Моя любимая буква».
Руководители проекта: Останина Марина Владимировна учитель начальных классов МОУСОШ № 26, Тимошок Галина Александровна учитель начальных классов МОУСОШ №13.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение (обучение грамоте, чтение), технология.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект 6,5 – 7 лет.
Состав проектной группы: учащиеся 1 класса.
Продолжительность проекта 3 учебных четверти (с 24.09.08.по 05.03.09)
Режим работы: несколько уроков.
Конечный результат: книга «Моя любимая буква».
Тип проекта:
по комплексности: монопроект;
по характеру контактов между участниками: внутриклассный;
по продолжительности: долгосрочный;
по числу участников: коллективный;
характер координации проекта: открытый или непосредственный.
Педагогические задачи проекта:
образовательные:
закрепить знание букв и знаков, обозначающих буквы;
развивающие:
содействовать
развитию познавательных интересов учащихся;
развитию умения ориентироваться в информационном пространстве;
умению оформлять наглядно полученные знания;
развитию коммуникативной культуры;
воспитательные:
воспитывать культуру речи, речевой этикет.
Практическая цель проекта: создание книги «Моя любимая буква».
Подготовительный этап. ( В процессе изучения каждой буквы)
Работая по учебнику Т. М. Андриановой «Букварь» первоклассники изучают тему алфавит в течение 78 уроков. Соответствующий материал учебника вызвал у детей большой интерес, возникла потребность в закреплении и применении изучаемого материала на практике. Так возникла идея создания книги «Моя любимая буква». Ученики понимали, что у любой книги должна быть обложка, но вопросы «Что должно быть на первой странице обложки?», «Сколько страниц будет в книге?» поставили детей в тупик. Через некоторое время ученики убедились, что они не могут точно ответить на эти вопросы, так как не знают, сколько текста и иллюстраций будет в книге. Дети поняли, что создание книги начинается с подбора материалов и выполнения иллюстраций. Учитель дал задание нарисовать изображения любимой буквы, подобрать материал из разных источников информации. В течение двух четвертей ученики с удовольствием рисовали, лепили, выкладывали изученные буквы на листы картона, покрытые пластилином, подбирали занимательные задания, загадки, сочиняли стихи. (Приложение 1,2). В начале третьей четверти материал был собран. Дети решили, что пора начинать делать книгу. Первоклассники решили отобрать самые лучшие работы и объединить их по разделам.
(Приложение 3). После проведенной работы ученики смогли ответить на вопрос: «Сколько страниц будет в книге?»
Деятельность учителя:
предлагает тему и формулирует задачи проекта;
определяет мотивационную ценность проекта;
предлагает вид работы.
Деятельность учащихся:
осмысливают тему;
определяют собственные цели;
выясняют возникшие вопросы по оформлению.
Деятельность родителей:
Деятельность участников.
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
собирают и выбирают нужную информацию;
находят нужный материал в библиотеке;
оформляют.
Деятельность родителей:
учат находить в найденной информации главное;
помогают оформить материал.
Подготовка к защите проекта.
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
Деятельность родителей:
Рефлексия. Оценка результата.
- Понравилось ли вам составлять книгу?
- Что вы узнали, чему научились, создавая книгу?
- Будете ли продолжать работать над книгой?
Защита проекта.
Праздник «Прощание с Букварем». (Приложение 5).
Информационные ресурсы:
1. Бурбунцева Г.Н. «Творческие проекты на уроках трудового обучения»
журнал «Начальная школа плюс до и после» №1 2009г. с.16.
2. Измайлова О.С. «Защита исследовательского проекта во 2 классе» журнал «Начальная школа плюс до и после» №1 2009г. с.18.
3.ОрловаЛ.А. «Участие младших школьников в проектно- исследовательской работе» журнал «Начальная школа» №3 2007г. с.28.
4. Романовская М.Б. «Проекты в младших классах» научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №6 2007г. с.88.
5. Филицина И.В. Проект «Книга о цифрах» журнал «Начальная школа» №9 2008г. с.33
6. Хирьянова И.С. «Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе» журнал «Начальная школа плюс до и после» №1 2009г. с.10
7. Шлипене Т.Н. «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся» журнал «Начальная школа» №9 2008г. с.34
8. Интернет-ресурсы, компьютерные программы Microsoft Office, Word Publisher.