БОУ « Тарногская средняя школа»
Творческий проект:
«Наряд для кухни».
Выполнила: Попова Елена, обучающаяся 5-а класса
Учитель: Ежева Лариса Александровна.
с. Тарногский Городок, 2016год
Содержание
Введение……………………………………...……….………….3
Основная часть………………………………………....…………2
1. Исследование проблемы………………………………….3
2. История возникновения фартуков……………………….4
3. Банк идей и предложений………………………………....4
4. Технологическая часть……………………………………7
а) Чертёж……………………………………………………7
б) Технологическая карта………………………………….8
5.Экономическая и экологическая оценка…….……………11
6.Экспертная оценка и самооценка………………………….12
Заключение......…………………………………………………….12
Список литературных источников..…………………………….14
Приложения………………………………………………………..15
Введение
В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим - фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки есть фартук, а у меня же его пока еще не было. Кроме того, на уроках технологии в начале года мы учились готовить. Чтобы не запачкать одежду нам был нужен фартук. Возник вопрос: «Где его взять?». Можно купить, но это неоригинально. Я не смогу похвалиться тем, что научилась шить на швейной машине настоящие изделия. Лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнять ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы). Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг. Итак, моя задача – разработать и сшить себе фартук.
Я захотела сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.
Знание предметов русского языка, математики, рисования, информатики, технологии помогут мне правильно выполнить поставленную цель: выполнить проект «Наряд для кухни».
В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:
- изучить, что такое фартук;
- узнать, когда появились первые фартуки, какие они были раньше;
- исследовать ткани для пошива фартука;
- описать процесс изготовления фартука;
- сшить аккуратный фартук.
Основная часть
1. Исследование
1.Какие вещи для кухни есть в магазине?
Фартуки, салфетки, прихватки.
2. Чем они мне нравятся?
Ничем. Они такие, как и у всех.
3.Что я хотела бы в них изменить?
Заменить синтетические ткани на натуральные, улучшить (сделать оригинальным) их внешний вид.
4.Какова их стоимость?
Для меня дороговато.
5.Из какого материала они изготовлены?
Из синтетической ткани, трикотажа.
6.Что мне советуют родители?
Попробовать свои силы и сшить самой.
7.Что можно сшить?
Посмотреть журналы по шитью, ознакомиться в Интернете с видами швейных изделий, подходящих для темы моего проекта.
2.История возникновения фартуков.
Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта
Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии. С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.
Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзадиПередник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV(1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю
Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой. Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.
3. Банк идей и предложений.
Первоночальные идеи.
У меня возникла несколько идей, которые я зарисовала. Мне нравятся все мои идеи моделей, но я должна выбрать одну, отвечающую требованиям , которые станут основными определяющими (критериями) моего выбора.
Требования к изделию.
Доступная технология изготовления.
Небольшой расход ткани.
Быстрое в изготовлении.
Удобное в носке (не стесняет движений).
Модное.
Из натуральной ткани.
Красивая, яркая расцветка.
Выбор лучшей идеи.
Для оценки выбора лучшего варианта (модели) я составила таблицу.
Описание модели | Критерий выбора | Сумма баллов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Фартук с нагрудником Изо льна | - | - | - | - | + | + | + | 3 |
Фартук на поясе из ситцевой ткани | + | + | + | + | + | + | + | 8 |

Идея №1 Идея №2
Выбор нужной ткани
Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.
Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.
Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.
По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.
Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»
(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.
Название «ситец» пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.
Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.
Решение: оценив все варианты и подытожив результаты, я выбрала для изготовления фартук № 2. Для снижения расхода ткани я сделаю его коротким и на поясе.
Вывод: выбираю ситцевую ткань, так как она – легкая, тонкая, обладает хорошими гигиеническими и техническими свойствами.
4 Технологическая часть
А) Чертёж

Б) Технологическая карта
Описание операций | Оборудование, инструменты, материал | |
1. Подготовка ткани к раскрою | Ткань, утюг | |
2. Раскладка выкроек на ткани и раскрой | Ткань, выкройки, мел, ножницы | |
3. Подготовка деталей кроя к обработке | Детали кроя, нитки, иголка, ножницы | |
4. Обработка нижнего и бокового срезов швом вподгибку с закрытым срезом: - Подогнуть нижний срез фартука на изнаночную сторону на 0,5см и второй раз на 1 см и заметать. - Проложить отделочную строчку на расстоянии 0,2см от подогнутого края. - Подогнуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 0,5см и второй раз на 1см и заметать. | Детали кроя, нитки, иголка, ножницы Детали кроя, нитки, швейная машина, ножницы Детали кроя, нитки, иголка, ножницы |
- Проложить отделочную строчку на расстоянии 0,2см от подогнутых краев. Удалить нитки заметывания. Приутюжить швы. | Детали кроя, нитки, иголка, швейная машина, ножницы, утюг | |
5.Обработка накладного кармана: - Подогнуть верхний срез кармана на 1см на изнаночную сторону и заметать. - Перегнуть припуск на обработку верхнего края по намеченной линии на лицевую сторону. Сметать и обтачать углы кармана на величину припуска по боковым сторонам кармана. -Удалить нитки сметывания. Вывернуть обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправить уголки. - Заметать и застрочить подогнутый срез кармана на расстоянии 0,2см от края. Удалить нитки сметочной строчки, приутюжить. - Заметать боковые и нижний срезы кармана по намеченным линиям, приутюжить. | Крой кармана, нитки, иголка, ножницы Крой кармана, нитки, иголка, ножницы, швейная машина Крой кармана, ножницы, колышек Крой кармана, нитки, иголка, ножницы, швейная машина, утюг Крой кармана, нитки, иголка, ножницы, утюг | |
6. Соединение кармана с нижней частью фартука: - Наметать карман на лицевую сторону нижней части фартука по намеченным линиям. - Настрочить карман на 0,2см от края, выполняя закрепки в начале и в конце строчки. - Удалить наметочную строчку, приутюжить карман. | Карман, нижняя часть, нитки, иголка, ножницы, Карман, нижняя часть, нитки, ножницы, швейная машина, утюг Карман, нижняя часть, ножницы, утюг | |
|
|
7.Обработка пояса-завязки. 1. Сметать и стачать две детали пояса по намеченной линии. 2. Удалить нитки сметочной строчки, припуски шва разутюжить. 3. Сложить деталь пояса пополам, «лицом к лицу». Сметать концы пояса на расстоянии 0,9 см от срезов до контрольных точек. Расстояние между контрольными точками равно 6-8см. 4. Обтачать концы пояса на 1 см от срезов. 5. Удалить нитки сметочной строчки. Срезать припуски шва в уголках, не доходя до машинной строчки 0,3 см. 6. Вывернуть пояс на лицевую сторону, аккуратно выправляя уголки колышком. Выметать пояс с помощью прямых стежков. 7. Приутюжить пояс. | Пояс, нижняя часть, ножницы, утюг, швейная машина, нитки, иголка. | |
|
5.Экономическая и экологическая оценка.
Расчет себестоимости фартука
Наименование используемых материалов | Расход материалов на изделие | цена за единицу (руб.) | Затраты на материалы (руб.) |
1. Х /б ткань | 1 м | 75 | 75 |
2. Нитки | 1 катушка | 10 | 10 |
Итого: | 85 руб. |
Вывод: Себестоимость моего изделия получилась небольшая – 85 рублей, так как я сшила фартук сама, а затраты денежных средств были только на материалы.
Пошив фартука – это почти безотходное производство, потому что из остатков ткани я могу сшить прихватку в технике лоскутной пластики.
Пошив фартука своими руками – это выгодное производство!
С экологической точки зрения процесс изготовления и процесс эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, так как мой фартук сшит из экологически чистых материалов, а остатки ткани я не буду выбрасывать, а сошью маленькую салфетку.
Процесс пошива фартука – это экологически чистое производство!
6.Экспертная оценка и самооценка.
Эксперты | Оценка (самооценка) |
МАМА | Мама похвалила меня, сказав : «Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»,- и попросила сшить ей для дачи такой же фартук, но только длиннее. |
ПОДРУГА | Подруге фартук понравился, и она захотела сшить себе такой же. Но я возразила, потому что у каждого должен быть свой стиль. Я посоветовала ей выбрать другую ткань, а конструкцию можно оставить такой же. |
ОДНОКЛАССНИЦА | Моя соседка по парте сказала, что фартук получился хорошим ,хотя её фартук для работы на кухне ей тоже нравится. |
УЧИТЕЛЬ | Учитель отметил, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, оценка « отлично». |
Заключение
Мне не трудно было выполнить проектную работу - сшить фартук и написать проект, так как в этом мне помогли знания, которые я получила при пошиве фартука в классе, рекомендации учителя технологии и дополнительная литература по данной проблеме.
Выполненный фартук мне понравился. Я считаю, что все швы выполнены правильно и аккуратно.
В процессе выполнения проектной работы я выполнила поставленные перед собой задачи:
- изучила, что такое фартук;
- узнала, когда фартуки появились, и какие они были раньше;
- исследовала ткани для пошива фартука;
- описала процесс изготовления фартука, составив технологическую карту, в которой составила более удобную для меня последовательность изготовления изделия;
- сшила аккуратный и удобный для работы на кухне фартук.
Теперь у меня тоже есть фартук, и я смогу помогать маме на кухне, ведь я будущая хозяйка!
Мне понравилось шить фартук, потому что это очень интересное занятие. В будущем, мне очень хочется сшить более сложную вещь, но для этого мне нужно будет получить необходимые навыки и знания, которые я приобрету в школе на уроках технологии.
Я считаю, что мой проект поможет многим девочкам тоже научиться шить фартуки.
Список литературных источников
1.Иллюстрированный толковый словарь русского языка. / В.И.Даль. – М.: Эксмо, 2009. – 896 с.: ил.
2.Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьём. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
3.Технология: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2010г.-256с.
4.Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2011г.-160с.
Интернет –ресурсы:
1. http://maratuka.ru
2. http://ppt4web.ru/tekhnologija/izgotovlenie-fartuka.html
3. https://yandex.ru/images/search
Из истории фартука






Рекламный проспект.
Шила фартук я красивый- получился очень милый .
Я придумала модельки и сняла с себя я мерки.
В магазин тогда пошла-ткань себе подобрала.
Ткань была тогда красива-это ведь ну просто диво!
Я старалась, я трудилась, я тогда намучилась.
Фартук сшила- было диво. Я дивилась целый день,
Но мне было уж не лень. И тогда я поняла-сшила фартук я, ура!
А домой когда пришла-мама похвалила.
Много было позитива-мне сказали: это диво!

19