Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Донецкая специальная школа-интернат»
Творческий проект по технологии « Платье »
Выполнила: обучающаяся 10 класса Удовкина Алена
Руководитель проекта: учитель Мелякова Е.Е.
учитель Птицена Е.О
г. Донецк
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА……………………………….…………….3
1.1. Актуальность проблемы
1.2. Цели, задачи
1.3. План
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА……………………………………………………4
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ……………………………….…………..6
3.1. Идеи, варианты
3.2. Мой выбор, выявление основных требований к изделию
3.3. Выбор ткани
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП……………………………………………………9
4.1. Мерки, необходимые для изготовления модели платья
4.2. Спецификация деталей кроя
4.3.Технологическая последовательность изготовления изделия
4.4.Инструменты и оборудование
4.5. Правила техники безопасности
4.6. Организация рабочего места
5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ………………….………......................13
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ……………………………….................14
7. РЕКЛАМА ИЗДЕЛИЯ…………………………………………………................14
8. ОЦЕНКА РАБОТЫ…..…………….......................................................................14
9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 15
1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
1.1. Актуальность проблемы
Недавно мне захотелось что-нибудь сшить своими руками. Выбор я делала недолго: в моем гардеробе довольно мало платьев, поэтому я выбрала именно его.
Почему именно платье?
Во-первых, это женственно. Каждая девушка хочет выглядеть красиво и привлекательно. С помощью платья можно подчеркнуть фигуру, обратить внимание на себя.
Во-вторых, платье будет эксклюзивным, ведь я сшила его сама. Это подчеркивает мою индивидуальность.
Сейчас очень мало людей, которые сами шьют себе вещи, потому что все проще купить в магазине, но не всегда вещи полностью подходят по размеру и предъявляемым к ним требованиям.
Шитье платья - это не только приобретение навыков шитья, но и вещь, которую ты можешь носить, ещё интереснее, что ты сшила её своими руками и вложила в это дело свой труд и душу.
1.2. Цель и задачи
Цель проекта: разработать модель и сшить платье
Задачи:
найти информацию по теме в журналах и на страницах интернет;
изучить технологию конструирования платья;
подготовить нужные материалы и инструменты;
сшить платье и представить его обществу.
1.3.План работы
1. Провести исследование.
2. Выбор фасона.
3. Анализ ткани.
4. Планирование и изготовление изделия.
5.Техника безопасности при работе с тканью.
6. Экономический расчет.
7.Эколого-экономическое обоснование проекта.
8. Самооценка.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В древности слово «платье» означало совершенно любой предмет гардероба, причем как женского, так и мужского, и только со временем это название закрепилось именно за любимым нами атрибутом женской одежды.
Платья стали женскими далеко не сразу.
В
старину в жарких странах распространенной повседневной одеждой были простого кроя туники, которые носили как женщины, так и мужчины. К такой одежде относится египетский хитон и римская тога, знакомая многим по фильмам про гладиаторов.
С
появлением в Европе дорогих восточных тканей мода начала меняться: чтобы заработать больше, портные шили богатые костюмы с пышными юбками, украшенные вышивкой и камнями, которые пришлись по вкусу средневековым красавицам.
Каким только изменениям впоследствии не подвергались полюбившиеся дамам наряды! Постепенно укорачивались подолы и рукава, менялся крой юбки и лифа, но объемный силуэт остался в модном фаворе еще на несколько веков.
К середине XV века женское платье обрело максимально высокую линию талии, глубокий остроугольный вырез ( утончающий фигуру), отделанный широким воротником, длинные узкие рукава и ассиметрично задрапированную с левой стороны юбку, которая, расширяясь книзу, переходила в длинный шлейф сзади.
Влияние фасонов Испании привело к упразднению силуэта, само платье стало как бы фоном для драгоценностей, свидетельствующих о богатстве его х
озяйки. Исчезли жесткость и помпезность, появились драпировка и мягкие складки, делавшие акцент на изящество. Что касается женского платья, то тут его юбка удлинилась сзади до шлейфа и одновременно приоткрыла нижнее платье, причем ткань жестко держалась сзади на проволочном каркасе.
Х
Х век внес большие изменения в женское платье. В 1920-е годы появились деловые фасоны платьев и трубочные очертания. Силуэт платья стал более узким, линия талии опустилась сразу а бедра, а подол его поднялся до колен (платье торс).
Бурные 20-е года сделали бюст платья более плоским, тем самым придавая женщине вид мальчишки-подростка. 3
0-е годы вернули обратно пышный бюст и удлинили платье до середины икры. В те далекие времена Высокой модой правил Голливуд. Платье «чарльстон» также пользовалось популярностью среди модниц. Оно имело прямой лиф с короткими рукавами или без них, заниженную талию и две присобранные юбки, одна короче другой.
В
торая мировая война самым драматичны сказалась на моде сороковых годов. Силуэт платья стал тоньше, покрой разрабатывался с оглядкой на экономию. Миллионы женщин надели форму. На окончание войны мода, как истинная женщина, отреагировала свежим взглядом, сверхженственным стилем и очень длинной юбкой.
Платье начала пятидесятых было не таким официальным, как в 1939 г., и женщины стали тяготеть к более элегантному стилю. Получили второе рождение и немного изменились и довоенные тенденции.
Поворотные 60-е с их мини юбками и стилем крошки Долли внесли в моду легкость. Появились национальный и этнический стили. Модельеры постепенно внедряли более строгие фасоны платьев и нижние юбки.
Начало семидесятых не принесло серьезные изменения в модные тенденции: основным силуэтом оставался мили-до середины икры.
Джинсовая мода сделала популярной длину макси. В течение 80-х колорит кантри стал основным направлением моды , и оно сохранилось в течение следующего десятилетия. Восьмидесятые годы с успехом повторили стили предыдущих лет.
Я узнала, что существует несколько типов платьев, такие, как платье - жакет, платье-пальто, платье-комбинация, платье-рубашка, платье-поло. В своей работе я передала лишь маленькую часть той огромной многовековой истории в развитии моды, и, в частности, женского платья. Но я надеюсь, что заинтересовала вас и вам захочется самим что –то найти и почитать по этой теме.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
3.1. Идеи, варианты
Для того, чтобы подобрать модель платья, я стала просматривать журналы мод и остановилась на нескольких вариантах.
Вариант 1. Летнее платье, без воротника и рукавов, вырез горловины лодочкой, отрезное по линии талии, юбка из глубоких складок. Платье выполнено из однотонной ткани.
Вариант 2. Летнее платье из хлопчатобумажной ткани, с короткими рукавами. Воротник отложной.
Вариант 3 Летнее платье из хлопчатобумажной ткани отрезное по линии талии. Вырез горловины – круглый, рукава короткие, втачные. Украшением служит пояс
В
ариант 4. Летнее платье из хлопчатобумажной ткани. Вырез горловины овальный с застежкой сзади. Рукава длинные. По линии талии и низу рукавов продернута резинка.
3.2. Мой выбор, выявление основных требований к изделию.
При создании платья необходимо знать его назначение и условия эксплуатации. Очень важно сочетание функциональных особенностей одежды с её эстетическими показателями. Соответствие основному функциональному назначению обеспечивается правильным выбором изделия по модели, конструкции, материалу, цвету. Необходимо учитывать экономические факторы - стоимость и доступность изделия при высоком качестве.
Мне очень нравится молодёжное направление моды. Молодёжь в восторге от простейших форм, которые выдвигают на первый план индивидуальность, а это, в конечном итоге, желание каждого. Модели этого направления исключительно просты по крою, имеют интересные декоративные детали.
При выборе модели, я опиралась на следующие критерии:
платье должны быть стильным, удобным и практичным.
рекомендуемые ткани для летнего платья должны хорошо переносить стирку, влажно - тепловую обработку, соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям.
цвет, структура и технологические свойства ткани должны соответствовать проектируемой модели платья.
цена изделий должна быть ниже рыночной.
Я проанализировала все модели на соответствие критериям выбора. Из предложенных моделей платьев мне понравилась модель 4 как наиболее практичная модель. В этом платье, на мой взгляд, мне будет комфортно. Посоветовавшись с учителем, я решила сшить именно это платье
Мой выбор обязательно понравится молодым девушкам и будет прекрасным дополнение к летнему гардеробу.
3.3. Выбор ткани
Всем известно, что качество ткани – успех платья. Это важно для технологический обработки, эксплуатации изделия и последующего ухода за ним. Кроме этого ткань должна быть модной в этом сезоне, обладать хорошими свойствами и доступной ценной.
Чтобы выбрать подходящую ткань для своего платья я пересмотрела несколько их видов.
№ п/п | Материалы | Свойства | Наличие (доступность) | Стоимость |
1 | Ткань хлопчатобумажная с набивным рисунком | Хорошая гигроскопичность, легко обрабатывать | Есть в наличии | 270 рублей |
2 | Ткань шёлк ( ацетатный) | Впитывает влагу хуже, чем хлопок, обрабатывать сложно | Есть в наличии, но я её не выбираю | 950 рублей |
3 | Ткань шёлк (натуральный) | Хорошо впитывает влагу, воздухопроницаемая, сложная в обработке. | Есть в наличии, но я её не выбираю | 1540 рублей |
Вывод: я выбрала хлопчатобумажную ткань, т.к. она легко дышащая, удобная и приятная на ощупь.
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Процесс изготовления платья, я разбила на три основных этапа:
моделирование и конструирование;
подготовка тканей к раскрою и раскрой;
технология изготовления изделия и окончательная отделка изделия.
Моделирование одежды - является творческим процессом создания различных видов и форм одежды в соответствии с ее назначением. Моделирование начинают с разработки эскизного рисунка модели. При этом решаются задачи общей композиции основных и декоративных элементов, цветовых сочетаний и конструктивных линий. При разработке эскиза своей модели в рисунке я использовала метод наколки ткани на манекен. Используя данный метод, мне было легче подобрать ткань по цветовому сочетанию и создать модель своего проектируемого изделия.
После выбора модели, я преступила к конструированию. Конструирование одежды включает расчет и построение чертежей деталей выбранной модели, снятие необходимых мерок, изготовление выкройки и подготовка к раскройным работам.
Для построения чертежа изделия платья необходимо снять мерки.
4.1. Мерки, необходимые для изготовления модели платья.
Наименование мерок | Буквенное обозначение | Назначение мерок | Величина измерения, см |
Обхват груди | Ог | Определение размера фигуры | 96 |
Обхват талии | От | Определение ширины талии | 82 |
Обхват бедер | Об | Определение ширины изделия | 100 |
Длина изделия | Ди | Определение длины изделия | 72 |
Длина плеча | Дп | Определение длины плеча | 12 |
Длина рукава | Др | Определение длины рукава | 40 |
Выбор выкройки.
Выкройку я взяла из журнала мод «BURDA MODEN» .
4.2. Спецификация деталей кроя
№ | Наименование детали | Количество деталей |
| Деталь переда | 1 деталь |
| Спинка | 2 детали |
| Рукав | 2 детали |
| Обтачка горловины переда | 1 деталь |
| Обтачка горловины спинки | 1 деталь |
| Обтачка для кулиски | 1 деталь |
План раскладки при раскрое
4.3.Технологическая последовательность изготовления изделия
№ | Наименование операции | ТУ | Инструменты и приспособления |
1 | Проверить детали кроя | | |
2 | Продублировать детали обтачки горловины | | Утюг, проутюжильник |
3 | Обработать плечевые срезы стачным швом взаутюжку | ш/ш 1,5 см | Машина 1022 класса, ножницы |
4 | Обметать срезы на специальной машине | со стороны переда | Машина 208 класса, ножницы |
5 | Заутюжить швы в сторону спинки | с изнаночной стороны | Утюг, проутюжильник |
6 | Обработать плечевые срезы обтачки стачным швом вразутюжку | ш/ш 1,5 см | Машина 1022 класса, ножницы |
7 | Обметать плечевые швы на специальной машине | | Машина 208 класса, ножницы |
8 | Разутюжить плечевые швы | | Утюг, проутюжильник |
9 | Обработать срез горловины обтачкой. Выполнить разрез на спинке | ш/ш 0.5-0.7 см | Машина 1022 класса, ножницы |
10 | Обтачку отвернуть на изнаночную сторону. Горловину и края разреза выметать | | Машина 1022 класса, ножницы, игла с ниткой |
11 | Приутюжить обтачку | | Утюг, проутюжильник |
12 | Отстрочить в край | ш/ш 0.2-0.3 см | Машина 1022 класса, ножницы |
13 | У верхнего края разреза выполнить нитяную воздушную петлю; пришить пуговицу | | ножницы, игла с ниткой, пуговица |
14 | Втачать рукава в пройму платья | ш/ш 1,5 см | Машина 1022 класса, ножницы |
15 | Обметать припуски швов на специальной машине | | Машина 208 класса, ножницы |
16 | Стачать боковые швы до контрольной метки | ш/ш 1,5 см | Машина 1022 класса, ножницы |
17 | Припуски швов обметать и разутюжить | | Машина 208 класса, ножницы |
18 | Притачать обтачку для кулиски. Стачать боковые срезы от контрольной метки до нижнего среза. Продернуть резинку. | | Машина 1022 класса, ножницы, булавка, резинка |
19 | Обметать нижний срез рукава | с лицевой стороны изделия | Машина 208 класса, ножницы |
20 | Обработать нижний срез рукава швом вподгибку. Выполнить кулиску с вложенной в нее резинкой. | | Машина 1022 класса, ножницы |
21 | Обметать нижний срез платья | с лицевой стороны изделия | Машина 208 класса, ножницы |
22 | Выполнить шов вподгибку по нижнему срезу изделия | ш/ш 1,5 см | Машина 1022 класса, ножницы |
23 | ВТО готового изделия | | Утюг, проутюжильник |
4.4.Инструменты и оборудование
Для пошива изделия мне необходимы следующие инструменты, приспособления и оборудование:
универсальная швейная промышленная машина 1022 класса
стачивающе – обметочная машина 208 класса,
гладильная доска, утюг с пароувлажнителем;
отпариватель
ручная игла для сметочных работ, портновские булавки;
сантиметровая лента, линейка закройщика, портновский мел.
ножницы.
распарыватель;
иглы машинные (№ 70 – 80)
4.5. Правила техники безопасности
При работе с иголками и булавками:
1. Шейте с наперстком.
2. Храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице).
3. Не пользуйтесь для работы ржавой иголкой.
При работе с ножницами:
1. Храните ножницы в определенном месте (коробочке);
2. Кладите их сомкнутыми остриями к себе.
При работе с утюгом.
1. Не оставляйте включенный электроутюг в сете без присмотра.
2. Включай и выключай утюг сухими руками, только за вилку.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
При работе на швейной машине.
1. Волосы должны5б быть спрятаны под косынку или убраны в резинку.
2. Перед работой необходимо проверить, не остались ли в изделии булавки, иглы.
3. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держать ноги на педали.
5. Работая на швейной машине с электрическим приводом, проверьте исправность шнура, вилки, розетки.
4.6. Организация рабочего места
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленому и обратно).
После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Расчёт затрат на материалы для изготовления платья я представила в виде таблицы
№ п\п | Наименование материала | Условная цена за единицу измерения (руб.) | Расход материала на изделие | Затраты на материалы (руб.) |
1. | Ткань х/б | 270 | 1, 6 | 432 |
2. | Нитки п/э | 200 | 0,5 | 100 |
3. | Эластичная тесьма | 4,8 | 1 | 4,8 |
Итого | 536,8 |
Вывод: Так как я сшила платье в школьной мастерской, то не учитывала расходы на электроэнергию, не платила за аренду помещения и не платила себе зарплату. Итак, полный расчет себестоимости готового платья составил 536 рублей 80 копеек.
Учитывая качество используемого мною материала, платье обойдётся мне гораздо дешевле, чем аналогичное в магазине. Рыночная стоимость подобного изделия платья составляет в среднем от 1300 до 1800 рублей, можно сделать вывод, что изделие, изготовленное своими руками позволяет экономить семейный бюджет и при этом выглядеть индивидуально.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В погоне за модой молодые люди зачастую проявляют большие эстетические требования к одежде, забывая, что ее основное назначение – защита человеческого организма от неблагоприятных воздействий внешней среды.
Доказано, что одежда создает вокруг тела человека искусственно регулируемый микроклимат, образуя систему человек – одежда – среда. Поэтому, приобретая обновку, в первую очередь нужно учитывать ее гигиенические характеристики.
Большое значение имеет выбор ткани для будущего изделия. Данная модель изготовлена из экологически чистого материала, который не способен вызвать аллергических реакций. За время шитья своего платья окружающая меня природа не была загрязнена. Моё платье можно считать экологически допустимым к носке.
Для предотвращения загрязнения окружающей среды ткань, оставшуюся после пошива, нельзя выбрасывать. Отходы, полученные при шитье платья, я пущу на отделку других изделий. Ее можно использовать для пошива кукольного платья или сшить мягкую игрушку.
РЕКЛАМА ИЗДЕЛИЯ
Платье – это красиво, стильно.
Платье – это женственно, изысканно и элегантно.
Платье – это модно, актуально и практично.
Самый женственный и утонченный наряд, платье, дает возможность своей носительнице оставаться самой собой, т.е. настоящей Женщиной.
Женское платье – это вечный символ стиля и нежности.
Сшить самой платье
Будьте яркой, смелой, модной, не бойтесь экспериментировать, чтобы всегда выглядеть эффектно и стильно!
ОЦЕНКА РАБОТЫ
Выполненным проектом я осталась довольна. Платье получилось действительно необычное. Я уверена, что смогу организовать для него достойный выход. Для формирования целостности образа к модели необходимо добавить обувь и аксессуары.
Все этапы работы над проектом были для меня интересны и познавательны. Я познакомилась с историей возникновения и изменения платьев, с основами композиции костюма, изучила рекомендации по созданию своего собственного стиля, совершенствовала свои навыки и умения по обработке легкого платья.
Главное, получила подтверждение тому, что осуществление мечты, дело наших собственных рук.
Думаю, что все знания, умения, приобретённые в ходе работы над проектом, пригодятся мне в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреянова Л.И. «Уроки шитья». Пособие для мам и подрастающих дочерей. -Екатеринбург: 1994. - 75с.
2. Барылкина Л. П., Соколова С.Е. «Технология: конспекты уроков, электронные курсы: 5-9 класс» 2006.- 208 с.
3. Герпякова. Технология обработки ткани.7-9 кл.- М.: Просвещение 2010.
4. Ерзенкова Н.В., Ефременко Р.М., Зуева Т.К., Платоненко Н.И. «Шьем – перешиваем» - Пенза; 1992. – 256 с.: ил.
5. Журнал «BURDA-мода» 12/2006, 2/2014, 3/2014, 4/2014
Журнал «Шитье и крой» 2011г.
6. Интернет – ресурсы.
7. Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Школа рукоделия. – М.:1999.
8. Махмутова Х.И. «Конструируем, моделируем, шьем». Кн. для учащихся. –М.:Просвещение, 1994.-144с.:-ил.
9. Швейное дело: учебник для 7-8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.; Просвещение, 2007. – 232с.
Приложение
Ознакомление с ассортиментом швейных изделий.
Выбор ткани.
Снятие мерок
П
одготовка лекал
5
.Раскрой
П
ошив изделия
ВТО изделия.
Г
отовое изделие
25