СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Семья и школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Семья и школа"»


Творческий проект «Семья и школа»

1. Автор проекта: Гаджиева Гульжанат Омаровна

2. Место реализации проекта: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Дмитриева П.П» г. Избербаш.

3.Направление: гражданское.

4.Аудитория обучающихся: обучающиеся 5 класса

5.Название проекта «Семья и школа»

                                                                                                   

Только вместе с родителями, общими

усилиями, учителя могут дать детям

большое человеческое счастье”

                                                                                                                                     В.А.Сухомлинский

Обоснование темы проекта

   В современном обществе всё более стала заметна тенденция разделения функций воспитания в семье и в школе. Педагоги считают, что родители не уделяют должного внимания своему ребёнку. Родители, в свою очередь, жалуются, что в школе их ребёнок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидали от данного учебного учреждения.

Одной из важных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития их  способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.

В условиях, когда большинство семей  озабочено решением проблем  экономического, а порой  и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой  негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития  ребенка, порой осуществляют воспитание  интуитивно и испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Кроме этого, семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них разный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои, разные требования семейного воспитания. Далеко не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. В настоящее время наблюдается недостаточное взаимодействие родительской общественности и школы. Невозможно продуктивно организовать школьный воспитательный процесс без систематической  помощи со стороны семьи. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, партнёрами.

Когда педагог говорит о том, что ребёнок в классе ” послушнее”, чем дома, или наоборот, что ребёнок совершенно неуправляем, то родители чувствуют себя, как нашалившие дети. Ощущение себя одновременно взрослым и несостоятельным ребёнком создаёт внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание родителей посещать образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что только устранение подобных отношений позволит педагогам организовать сотрудничество с родителями и приобщить их к педагогической деятельности. Основа взаимодействия педагогов и семьи состоит в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

Проект направлен на то, что воспитательная работа с детьми не будет достаточно содержательной и эффективной, если активное участие  в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса.

Проект разработан с опорой на общие принципы: актуальности, системности (подход к воспитательной работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы.),  комплексного характера (единство и взаимосвязь всех сторон и направлений воспитательной работы.); последовательности, преемственности, непрерывности и массовости (превращение воспитательной работы в часть системы образования.); конкретности, направленности (выделение главного, существенного в воспитательной работе); оперативности, мобильности, коллективного характера (при разумном сочетании групповых и индивидуальных форм и методов работы.)

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Создание  единого воспитательного пространства:

 «родители – дети – учителя». 

  1. Активизация роли родителей как участников образовательного процесса.

  2. Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

  3. Уменьшение количества семей социального риска.

 



Объект исследования

 Родительский и ученический коллектив  5  класса.

 

Предмет преобразования

 Преемственность в совместной работе педагогов и родителей.

 

Ресурсное обеспечение 

 Для реализации данного проекта есть необходимые ресурсы:



Материальные – наличие спортивного и актового зала, спортивной площадки, необходимого спортивного оборудования, краеведческого музея, компьютерного класса;

Кадровые – наличие квалифицированных педагогических кадров, инспектора ПДН, родителей, активно участвующих в работе класса; УДО;

Методические – индивидуальная работа с родителями, разработки совместных мероприятий с родителями, нормативно-правовая документация.

Экономические – спонсорская поддержка родителей.

Цель проекта: укрепление сотрудничества семьи и школы через вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Задачи:

  1. Выработать и согласовать единые требования семейного и школьного воспитания.

  2. Осуществить  психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.

  3. Активизировать роль родителей как участников образовательного процесса.

  4. Способствовать защите  интересов и прав ребенка в трудных семьях.

  5. Содействовать развитию и укреплению у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости,  к особенностям окружающих.

  6. Усовершенствовать систему информирования родителей о школе и достижениях учащихся.

 







Основные мероприятия реализации проекта по этапам

 

Направления

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.Организационный этап (2024-2025 г.)

Изучение воспитательного потенциала родительской общественности.

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьёй.

Сентябрь-октябрь 2024 г.

Зам. по ВР, социальный педагог, классный  руководитель.

Изучение семей учащихся, системы взаимопомощи педагогического  коллектива и родительской общественности.

Сентябрь, октябрь

2024 г.

Социальный  педагог, психолог, классный руководитель.

Систематизация, анализ полученных результатов, создание социального паспорта класса.

Ноябрь 2024 г.

Зам. по ВР, социальный педагог, классный  руководитель.

Разработка досуговых программ, сценариев мероприятий.

Октябрь, ноябрь

Классный  руководитель, педагог – организатор, родители.

Создание проекта работы с родителями.

Разработка проекта работы школы с семьёй.

Декабрь 2024 – январь 2025г.

Классный  руководитель, родители, зам. по ВР

2. Технологический этап (2025-2026 гг.)

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по работе с родителями.

Тематические заседания ШМО классных руководителей по решению проблем взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

По плану ШМО

Зам. по ВР, руководитель ШМО

Обобщение опыта работы классного  руководителя школы по работе с семьями учащихся.

В течение года (2025 – 2026)

Руководитель ШМО, социальные педагоги.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Оформление информационного стенда для родителей «Жизнь нашего класса».

В течение всего периода.

2025 – 2026 г.

Классный руководитель, психолог.

Проведение родительских собраний, консультации психолога.

Создание памяток для родителей.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

Проведение традиционных школьных детско-родительских мероприятий:

– День Матери

– «Папа, мама, я  – спортивная семья»

– День Детства

– Новый год

– 8 Марта

– День знаний

– Последний звонок

В течение всего периода.

Зам. по ВР, классный руководитель, педагог-организатор.

Создание родительского клуба общения.

Ноябрь 2025 г.

Родительский комитет, классный руководитель.

Вовлечение родителей в организацию досуга школьников (кружки, секции, совместные мероприятия, детско-родительские объединения).

В течение всего периода.

Родительский комитет, классный  руководитель.


Работа классного родительского комитета.

В течение всего периода.

 

Классный  руководитель.

Участие родителей в школьном самоуправлении.

Создание группы инициативных родителей с целью:

– оказания неотложной помощи детям, пострадавшим в результате несчастных случаев или правонарушений;

– предотвращения случаев безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Сентябрь 2025 г.

Социальный педагог,

зам. по ВР, классный  руководитель

3. Рефлексивно-обобщающий этап (2026-2027 г)

Подведение итогов работы по проекту

Мониторинговые исследования по проекту.

Ноябрь- декабрь 2026 г.

Зам по ВР, классный руководитель.

Анализ эффективности работы по проекту и разработка методических рекомендаций по работе с семьёй.

Январь-февраль 2027 г.

Классный  руководитель, руководитель ШМО

 

Корректировка содержания проекта.

Март 2027 г

Классный руководитель, зам по ВР, руководитель ШМО, родительский  комитет.

Обобщение опыта работы по проекту.

Апрель 2027 г.

Классный  руководитель, зам по ВР, руководитель ШМО, родительский  комитет.

 

Распространение результатов проекта

 

Распространение опыта через работу с родителями, через проведение классных, общешкольных мероприятий, родительских собраний.

 

Риски:

  1. Неумение педагогов уйти в общении с родителями  от менторского, назидательного тона.

  2. Возможна недостаточная привлекательность совместного досуга для какой-либо части социума.

 

Приложение

Памятки для родителей

                   Если ваш ребенок не желает идти в школу 

  • Постарайтесь выяснить причину. Если ребенок не идет на контакт, то обратитесь к специалисту, который поможет решить данную проблему.

  • Если Ваш ребенок расположен к разговору и принимает Вашу помощь, поддерживайте его желание общаться своим одобрением, согласием со всем, что он говорит. Не спорьте, не критикуйте, не давайте советов .

  • Найдите общие интересы с ребенком. Подчеркните в нем положительные качества. Обсудите то, что представляет трудности. Разработайте общий план действий по изменению ситуации. Распределите роли и обязанности.

  • В случае неуспеваемости ребенка в школе, следует укреплять его веру в свои способности, возможности.

  • Приобретите союзников среди одноклассников.

  • Избегайте конфликтов с учителями, постарайтесь больше рассказывать им о положительных сторонах Вашего ребенка.

  • В случае негативного влияния на ребенка со стороны сверстников необходимо мягко пресекать данное общение – покажите непривлекательные стороны и последствия такого общения

  • Во всем принимайте сторону ребенка и решительно поддерживайте его.

Если ваш ребенок уходит из дома

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

  1. Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;

  2. неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;

  3. несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;

  4. отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;

  5. переживание ребенком ссор или разводов в семье;

  6. появление новых членов семьи;

  7. социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания, насилие);

  8. отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот добавятся другие более сложные проблемы.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивно реагирует на ваши просьбы или замечания и часто уходит из дома, то ему необходима помощь и, в первую очередь, именно с вашей стороны.

  1. постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, что же произошло;

  2. обратитесь за помощью к специалистам (психологу, неврологу, детскому психиатру);

  3. создайте благоприятные условия в семье, окружите ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким или обделенным в чем- либо, чтобы знал, что его любят, понимают, сочувствуют и готовы защитить;

  4. чаще доверяйте ребенку ответственные задания и хвалите его за выполнения, даже если у него не получилось.

ЕСЛИ:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

  • Ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

  • Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

  • Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

  • Ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;

  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

  • Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

  • Ребёнка поддерживают , он учится ценить себя;

  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Семь правил для всех 

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
    психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ…

  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ – НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – НИКОГДА!

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня, же помог больному, защитил слабого…

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Необходимо оставить и простить.

Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

  1. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  2. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

  3. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе  причинить огорчение. Он защищается от этого страха.  

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

  • когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;

  • когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;

  • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);

  • когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;

  • когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;

  • когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости 

Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем – ребенок ВЕРИТ.

Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается. Оценивая – внушаем самооценку.

Если:

  • ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!

  • самый настоящий предатель!

  • тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?