СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект «Удивительные растения»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность  на уроках ИЗО ,как  способ  активизации самостоятельной творческой работы, создание условий для саморазвития личности и эстетического восприятия окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Удивительные растения»»

Творческий проект 6 класса «Удивительные растения»

1. Актуальность, цели и задачи проектной деятельности учащихся на уроках ИЗО.

В последнее время у многих учащихся среднего звена школы прослеживается снижение уровня мотивации к эстетическому обучению или его отсутствие. Часто звучат вопросы « Зачем мне это рисование, для чего это пригодиться в жизни?… Мне даже родители сказали, что это не главный предмет в школе, можно не стараться, экзамен по ИЗО не сдают». Поэтому перед учителем в школе на современном этапе стоит задача не только учить школьников-подростков основам изобразительного искусства по программе, но и воспитывать у них личные эстетические потребности в красоте, показать им на практике как можно внедрять полученный творческий опыт в реализации конкретного продукта деятельности, украшающего и улучшающего окружающую нас действительность (в классе, школе, дома и т.д.) Сегодня надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Проектная технология обучения позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в тоже время понимать роль и значение работы. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию творческих способностей, способствует формированию определенных личностных качеств. Разработка и защита индивидуальных проектов развивает у учащихся умение грамотно выстраивать свою деятельность, последовательно работать, находить пути решения поставленных задач, брать ответственность за выбор решения на себя, полнее реализовывать личные творческие предпочтения, помогает почувствовать свою значимость и самоутвердиться в коллективе, учит анализировать результаты деятельности.

Проблема, выдвинутая педагогом – в школьной программе недостаточно отведено времени на эстетическое образование, по программе В.С. Кузина урокам ИЗО отведен 1 час в неделю. В основном изобразительная деятельность на уроке носит обучающий, познавательный и репродуктивный характер и недостаточно способствует учету индивидуальных предпочтений, самостоятельности в принятии решений и реализации личностного творческого потенциала учащегося.

Выдвинутая гипотеза решения проблемы: организация проектной работы, позволяющей объединить познавательную, образовательную, творческую и практическую деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, направленной на эстетическое развитие личности и его способности строить окружающий мир по законам красоты, а также разнообразить формы организации творческо-познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Тема проекта: «Удивительные растения».

Учебный предмет: изобразительное искусство

Участники: учащиеся 6 классов;

Форма организации деятельности учащихся: общеклассная и индивидуальная работа;

Продолжительность работы: 1,5 месяца

1 неделя - экскурсия на выставку декоративно-прикладного и художественного творчества,

2 неделя - вводный урок,

3-4 неделя – работа над проектом на уроках и самостоятельно во внеурочное время, индивидуальные консультации,

5 неделя - урок-защита проекта,

6 неделя – оформление работ и организация выставки.

Итог проектной деятельности: Улучшение эстетического оформления школы. Выставка творческих работ учащихся 6 классов «Удивительные цветы» в рекреации 2 этажа школы и в оформлении классных кабинетов.

Цель проекта: Развитие эстетического сознания учащихся и активизация его в творческой деятельности, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Создание условий для художественного саморазвития личности.

Задачи проекта:

Предметные: 1. Научить создавать законченный художественный образ.

2. Изучить и применить новые изобразительно-выразительные средства и методы нетрадиционного рисования при создании творческой работы;

3. Повысить учебный интерес учащихся к изобразительному и декоративно-прикладному искусству через индивидуальную практически-значимую проектную деятельность;

4. Совершенствовать умения управления процессом реализации собственного творческого замысла (от постановки цели до исследования и самостоятельного нахождения путей решения задач и проблем, и реализации приобретенных знаний для решения практических задач по созданию творческого проекта).

Личностные: 1. Воспитывать самостоятельность при освоении новых изобразительных техник и средств художественной выразительности;

2. Приобщить детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, прививать уверенность, настойчивость в художественном поиске и при воплощении замысла.

3. Способствовать формированию активной творческой и инициативной личности.

Метапредметные: 1. Развивать эстетическое восприятия, творческое и познавательное мышление учащихся с учетом индивидуальных художественных способностей и наклонностей.

2. Закрепить навык организации и планирования деятельности, позволяющей учащимся проявить себя в творчестве, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

3. Расширить кругозор, любознательность и воображение учащихся;

Формы обучения: урок постановки проблемных задач, беседа, экскурсия, самостоятельная работа, консультации, практическая работа, урок – презентация, внеклассная коллективная деятельность.

Методы обучения: исследовательский,совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, поисковый, фронтальная и индивидуальная работа на уроке, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Умения и навыки проектной деятельности, которые будут сформированы в процессе работы над проектом:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи проектного задания и формулирование задачи, выдвижение идеи, формулировка предполагаемых путей решений, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромиссные решения, взаимодействовать с преподавателем;

г) поисковые: находить полезную информацию в библиотеках, книжных магазинах, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение практической работы: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и  материалов, проведение подготовительного этапа (эскизы, зарисовки, иллюстративный материал и т.п.) и соблюдение хода работы над проектным заданием, осмысление полученных результатов, корректировка.

2. Содержание и реализация проекта.

Мотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если цель проекта интересна учащимся, то и проект будет успешен.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1этап.

Подготовительный

1.1.Погружение в проект.




















Цель – расширить познания учащихся о декоративном, изобразительном и дизайнерском творчестве

Задачи: - получить эстетическое впечатление, вдохновить детей на творческую работу;

- пополнить объем знаний о техниках, материалах и приемах ИЗО искусства.

- создать представление о будущем проектном задании.


Организовывает экскурсию в Центр Досуга детей

г. Луховицы на «Выставку декоративно-прикладного и художественного творчества» (школьников и педагогов области Московской области).

Проводит рассказ по ходу экскурсии, отвечает на вопросы учащихся, обращает их внимание на разнообразие используемых техник и материалов. Рекомендует делать фотографии понравившихся объектов.

Нацеливает на осознание примерных тем и вариантов ИЗО деятельности проекта.











Осуществляют наблюдение за творческими объектами, наполняются зрительными впечатлениями, фотографируют понравившиеся образцы творчества, анализируют полученный эстетический опыт, рефлексируют.


Обобщают полученный опыт и формулируют общие представления о дальнейшей практической работе по проекту.

1.2. Выбор темы проекта


Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

–выбор темы и примерного подбора используемых технологий каждым учащимся для индивидуальной работы над проектом.

Вводный урок. «Беседа о нетрадицонных техниках ИЗО искусства в дизайне и декоративно-прикладном творчестве ». Показ слайдов, репродукций.

Учитель предлагает тему проекта «Удивительные растения» и побуждает учащихся к индивидуальному осмыслению и выбору темы и разнообразных нетрадиционных средств и технологий прикладной ИЗОдеятельности.

Помогает в определении

выбора темы проекта (сюжета),

цели и задач работы.

Мотивирует учащихся к обсуждению идей по созданию проекта.

Разъясняет пути оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Консультирует учащихся по возникающим вопросам.





На уроке:

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию.


Осуществляют:

-  анализ ресурсов: увиденного на выставке, услышанного на уроке и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

- личностное осмысление проблемы;

- определяют свои потребности.


Принимают самостоятельное решение по поводу подтемы проекта (образ растения) и примерного варианта его выполнения, аргументируют свой выбор.


Составляют эссе о своем проектном задании.







II этап.


Исследование и

планирование деятельности.

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;


Индивидуальные консультации (в течение работы над проектом– по 2 раза в неделю по2 часа), по электронной почте и на уроке. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует).

Предлагает учащимся:

-различные варианты выполнения работы (коллаж, граттаж, гравюра на картоне, линогравюра, монотипия, живопись по сырому фону, ниткография, пятнография, раздувание краски, смешанная техника и др.);

- способы оформления и систематизации собранной информации;

-спланировать деятельность по решению задач проекта;

-  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

-  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Помогает формировать необходимые

умения и навыки.

Организует процесс контроля разработанного плана деятельности и ресурсов.


Самостоятельная (внеурочная) работа.

Осуществляют:

-  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации о выбранном образе растения на основании эссе (фантазийном или реальном);

-  выбор нестандартной техники ИЗО и художественных материалов, общего композиционного замысла и способов достижения результатов;

-создание и предоставление промежуточных эскизов и зарисовок, и другого вспомогательного материала собранного на предыдущих этапах работы (фото с выставки, картинки с интернета ит.п.)

-  планирование самостоятельной работы по изготовлению продукта проектной деятельности;

- проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.



III этап.


Осуществление деятельности по разработки проекта.

Цель – разработка проекта.

Задачи:

–самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных на уроках и консультациях (во внеурочное время).

На уроке и консультациях в течение 3-ей недели помогает учащимся систематизировать собранную информацию составить план действий. Составляется технология изготовления проекта, избираются инструменты, материалы, краски, техники выполнения. Учитель корректирует последовательность технологических операций каждого ученика.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

На уроке, консультациях и самостоятельно. Собирают и оформляют информацию по теме. После совместного обсуждения выбирают окончательный базовый вариант выполнения проекта.

Выполняют запланированные действия самостоятельно и в комбинированном режиме (при необходимости консультируются с учителем во внеурочное время и

на 2-х уроках).

Осуществляют промежуточные творческие обсуждения своих проектов в классе.

Результаты исследовательской работы оформляют в отдельной папке-портфолио, в виде паспорта своего проекта для защиты на презентации ( в аккуратном виде: напечатать или красиво написать от руки весь ход работы - формат А4; и оформить материалы приложения: иллюстративный материал, использованный при работе над проектом зарисовки, эскизы, поиски)

IV этап.

Изготовление.



Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков в конечный творческий результат проекта.

Задачи:

– анализ и синтез данных,

- создание художественно-логического образа растения с использованием нестандартных техник ИЗО деятельности.

На уроке и консультациях в течение 4-ой неделе учитель наблюдает, советует,

направляет процесс практической работы.

Помогает и консультирует в оформлении паспорта проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Самостоятельная работа – оформляют паспорт проекта,

изготавливают творческую работу - продукт проекта на листе(формат А3).

Участвуют в анализе проекта (оценивают свою работу, дополняют, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач).

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.






4.1. Текущей рефлексии






Цель - помочь ученикам сформулировать полученные результаты. Задача: скорректировать цели дальнейшей работы и свой образовательный путь.

Контакты с учащимися во внеурочное время и по интернету, обмен мнениями

( на сайтах в социальной сети).

Рефлексия выступает как источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать собственную индивидуальность и проявить себя в приоритетных областях и способах деятельности, присущих его индивидуальности.

V этап.


Презентация и оценка
результатов.

Цель – демонстрация проекта (творческого результата работы, представление результатов).

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

На 5-ой неделе.

Продумывает и реализует взаимодействие с учениками.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Организует урок-защиту проектов.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

- обобщает и резюмирует полученные результаты;

-  подводит итоги обучения;

-  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

Учитель оценивает креативность работы и выставляет оценку в соответствии с оценочным листом проекта.

Самостоятельно выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию и оформляют портфолио проекта.

При необходимости консультируются с учителем.


Осуществляют защиту проекта на уроке.

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задач;

- умение планировать и осуществлять работу;

-  найденный способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата.

Отвечают на вопросы слушателей.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

VI этап.

Оформление работ и организация выставки.
















Внеклассная коллективная деятельность.

На 6-ой неделе учитель вместе с учащимися 6-х классов в соответствии с выставленными оценками отбирает для выставки в рекреации школы 30 самых лучших работ, другие работы используются для оформления классных кабинетов.

Каждый ученик получает оценочный лист своего проекта.

Участники проекта делятся мнениями, оценивают качество, объем работы, качество отчета.

Оформляют свою работу в паспарту или рамку с данными об авторе работы (по рекомендации учителя).

Помогают в размещении и развешивании работ в кабинетах и рекреации школы.

V11 этап.


Рефлексия результатов проекта






Цель - осмысление учеником собственных действий.

Задача:

- осознание учащимся всего сделанного в ходе проекта, примененных им способов деятельности;

- обдумать, как было проведено исследование;

-самооценка работы над проектом.

По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. Приглашает школьного психолога (проводится тестирование учащихся).

Предлагает выразить свои чувства, размышления и мнения о проекте в сочинении.

Отвечают на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не всегда получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?", «Каков результат моей деятельности?», «Могу ли я гордится своими творческими достижениям?», «Повысилась ли моя самооценка?» и т.п.

Участвуют в тестировании.

Пишут произвольное итоговое сочинение-размышление «Что мне дал проект?».

Заключение.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другими становится психологический климат в классном коллективе, обучение и воспитание приобретает личностно-ориентированный характер, т. к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящей исследовательский и творческий характер с учетом индивидуальных особенностей каждого. Умение сочетать в преподавании предмета метод проектов и информационные технологии позволяет учителю ИЗО органичнее осуществлять обучение школьников среднего звена на интегративной основе. Работа в нетрадиционных изобразительных техниках способствует снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния учеников за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для педагога проект явился стимулом для повышения профессионального мастерства.

Разработка данного проекта – путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной творческой деятельности. Помимо работы предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

3. Оценочный лист проекта.

Каждый пункт оценивается от 1до5 баллов. Итоговая оценка соответствуют набранным баллам: «отлично»- 75-100 баллов, «хорошо» – 50-74 балла, «удовлетворительно» – 25 -49 баллов.




Ф. И. учащегося

Гусева Наташа

Класс

6 «б»

п/п

Параметры оценивания

Оценка

Примечания и рекомендации учителя

Креативность выбранной темы



Творческие находки проекта (необычность изобразительных методов)



Композиционная стройность



Художественно - логическая взаимосвязь образа (эссе + законечный рисунок)



Соответствие плану работы



Сроки выполнения работы



Грамотность оформления портфолио проекта



Аккуратность и дизайн оформления работы



Самостоятельность при выполнении работы



Использование оригинальных материалов и находок



Источники и полнота их использования



Грамотное построение доклада (логика изложения)



Умение изложить самое интересное и ценное



Владение материалом



Умение отвечать на вопросы




Итоговая оценка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!