Творческое эссе на тему: «Ценность воспитания детей в
условиях глобальных вызовов XXI века»
Автор: Цыренова Наталья Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 8 г. Улан – Удэ»
Улан – Удэ
Воспитание человека – это один из жизненно важных аспектов в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей, делают их внутренний мир богаче. К ним относятся: сострадание, доброта, честность, сила духа и многие другие. Эти качества формируются в каждом человеке с самого детства. Определяющим является и тот, кто участвует в этом нелегком процессе воспитания. С помощью представителей взрослого поколения, которые гораздо мудрее своих воспитанников, ребенок становится подготовленным к любым испытаниям, встречающимся на жизненном пути. Все это, возможно, благодаря постепенному их соответствию тем нравственным принципам и понятиям, которые существуют в обществе. Воспитанность человека отражает стиль его жизни, мысли, поступки, характеризует его как личность. Она является своеобразным ориентиром, который направляет в нужном направлении любой ход мыслей, обозначает границы дозволенного, указывает на нормы поведения.
Проблемы воспитания существовали во все времена. Но почему же сейчас возникают глобальные проблемы в воспитании детей? Педагоги и родители бьют тревогу: воспитание становится бессильно и не справляется со своими задачами. Сегодня нужны не просто методики, а кардинальные изменения подходов в воспитании подрастающего поколения. Нужно знать, почему дети 21 века особенные и как их родители могут изменить себя, чтобы идти в ногу со своим ребенком.
Дети 21 века получают информацию «как есть», напрямую, сканируя ее из пространства, и дублируют ее в своем поведении. Более того, они не фиксируют полученный опыт, чтобы повторять его стабильно многократно. Они каждый раз создают ситуацию с нуля, с новыми исходными навыками. И этим они приводят в шок своих педагогов, которым кажется, что если навык был закреплен, то дети должны его помнить и каждый раз поступать одинаково. А они, дети нового тысячелетия, непредсказуемы. У них нет ограничений и запретов, и для них это НОРМА.
Также эти проблемы связаны с изменениями самого общества, с переосмыслением общественных ценностей. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой, поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился. Это связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей. С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. А каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию. То, каким будет наше будущее, зависит от нас - взрослых. "Наши дети - это наша старость, - справедливо заметил А.С. Макаренко, - правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
Сегодняшние школьники в качестве жизненных приоритетов, в первую очередь, ставят материальные ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, для них теряют свою привлекательность. Преобладание случайного стихийного воздействия общества на личность приводит к тому, что такие вечные ценности, как добро, сострадание, милосердие заменяется жестокостью, честолюбием. Поэтому задача современной школы заключается не только в передаче знаний, но и в формировании человеческих качеств: воспитание у детей патриотизма, то есть уважения к предкам, любви к своему народу, привязанности к месту своего рождения, толерантности.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности.
В настоящее время дети устремляют взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Этот ответ они ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно. Ведь современные дети совсем другие, не такие как мы.… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви - воспитание невозможно!
Учитель – это проводник доброго, светлого, вечного. Но чтоб зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, создать что - то новое. От меня, первого учителя, зависит, как сложится жизнь маленького человека. По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества».
Классные руководители в этом мире настоящие волшебники, которые делают эту жизнь ярче и не замечают того, что они сами становятся по–детски наивными. Мы радуемся победам детей и огорчаемся их неудачам. В отношениях – только искренность, ложь и фальшь недопустимы. Самая великая сила воспитания – яркий и убедительный личный пример, ведь «чего нет в душе педагога, того и не будет в его созданиях».