Творческое и креативное мышление
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.(Психология)
В толковом словаре русского языка Сергей Иванович Ожегов дает такое определение творчеству –«это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Центральным здесь является слово «новых». Творческое мышление - это мышление творца, это психическая деятельность по созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью.
Творческое мышление подразумевает парадоксальные решения, поиск противоположного, метафоричность.
Р. О. Гут понимает творческое мышление (процесс творчества) как продуктивную мыслительную деятельность, приносящую нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат.
Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро под творческим мышлением понимают продуктивную мыслительную деятельность, позволяющую достичь нового результата путем разрешения некоторого противоречия.
Е. Л. Яковлева понимает под творческостью реализацию человеком собственной индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного человека; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.В процессе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград.В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.
Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью (от англ. creativity - способность к творчеству). По мнению философов, креативность - это сущность, принадлежащая одновременно как самому субъекту, так и внешнему миру. Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.
Креативность - это способность осознавать новое в бытии, создание нового творческого продукта; зависит от личности творца; специфическим свойством креативного процесса, продукта и личности является их оригинальность; креативные продукты могут быть очень различны по природе: проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.
Одна из задач образования - это развитие у детей качеств личности, обладающей творческим мышлением. Что же это за качества? Чем отличается просто личность от личности, обладающей творческим мышлением?
Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой личности, обладающей творческим мышлением, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое "Я", по определению К. Роджерса.
В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности ("TheSenseofPersonalIdentity"). Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, "не стыдиться" ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного "самообнажения", что особенно трудно делать "на публике". Способность "творить" на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств творческой личности.
К числу ключевых характеристик креативности относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества.
Творческая личность - это человек, обладающий всеми качествами личности, а также желанием творить, обладающий системой умений и навыков, необходимых для творчества.
Г.C. Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ), предложил шесть качеств личности, обладающей творческим мышлением, безотносительно к роду занятий:
Дополнительными качествами личности, обладающей творческим мышлением, являются:
Сильная поисковая активность и открытость к новому.
Развитая способность фантазировать и воображать.
Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества.
Умение видеть задачи.
Нешаблонное критическое независимое мышление. Отсутствие стереотипов мышления.
Постоянное самосовершенствование.
Отвага. Умение рисковать, чтобы победить. Умение напрягать мышление.
Сверхвысокое трудолюбие.
Рано формируется зона особых интересов (биология, шахматы, музыка, театр, стихи). На школу часто не хватает времени.
Высокая работоспособность.
Способность заниматься многими делами одновременно и ничего не забывать при этом.
Сильно развитое чувство справедливости.
Юмор, умение посмеяться над собой.
Общая нестандартность мышления и поступков. Отсутствие штампов и конформизма.
Способность браться за глобальные проблемы, явно превышающие силы ребенка.
Излишняя самоуверенность. Высокая самооценка. Общий победный настрой.
Л. Я. Дорфман и Г. В. Ковалева считают, что среди перечня характеристик креативных личностей улавливается один, самый главный - противоречие. Абсолютно во всем креативные личности противоречивы, т.е. потенциально остроумны, сочетая в себе несочетаемое: физическую энергию и состояние покоя, суровость и наивность, игривость и ответственность, фантазии и чувство реальности, признаки экстраверсии и интроверсии, скромность и гордость, отсутствие стереотипов в области половых ролей, бунтарский дух и консерватизм, открытость и чувствительность и т.д.
А. В. Хуторской отметил следующие качества креативной личности, обладающей творческим мышлением:
эмоционально-образные качества: эмоциональный подъем в творческих ситуациях, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, мечтательность, романтичность, чувство новизны и необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, способность к эмпатии, знакотворчество, символотворчество;
инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию; своеобразность, неординарность, нестандартность, самобытность, ассертивность;
способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми, с текстом, с объектом познания;
раскованность мыслей, чувств и движений, сочетающаяся с умением выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе, в семье, в другой социальной среде;
проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот, преодоление стереотипов, способность выхода в иную плоскость или пространство при решении проблемы;
умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создание новых методов познания в зависимости от свойств объекта;
прогностичность, предсказательность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул, теорий; владение нелогическими эвристическими процедурами: интуиция, инсайт, медитация;
наличие личностных результатов образования, отличающихся от образовательных стандартов глубиной, тематикой, мнением, отличным от общепринятого; независимость, склонность к риску;
наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и др.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
способность к разработке гипотезы;
ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;
фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали; ит. д.
Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.
Две фазы развития креативного мышления:
Первичная развивается как общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определенной сфере человеческой деятельности. Как правило, первая фаза начинает свое развитие в возрасте трех-пяти лет. Основным способом формирования креативности в это время является подражание взрослому как образцу.
Вторая фаза развития креативного мышления происходит в подростковом и юношеском возрасте. В этот период ее формирование основывается на способности к творчеству, связанному с определенной сферой деятельности. В завершение второй фазы происходит отрицание собственной подражательной функции и бывшего идеала. Индивид либо переходит к оригинальному творчеству, либо навсегда остается на фазе подражания.
Упражнения и задания, которые помогут развивать творческое и креативное мышление с помощью ИКТ:
Сделать в любом графическом редакторе сцены для прочитанных сказок, рассказов, стишков.
Сделать самому видеоклип к песне (к детской, конечно).
Сделать самому музыкальное попурри на тему школы, весны, праздников и т.п.
Создание сборника интересных фраз из детских мультфильмов и фильмов.
Использование компьютерных программ не по своему прямому назначению: создание анимации в графических редакторах, игр в мастере презентаций, сайтов в текстовом редакторе и т.п.
Создание коллажей из несовместимых предметов на определенную тему.
Создание трехмерных моделей, например, ваз, имеющих узкий верх и широкий низ, героев мультфильмов, живущих исключительно на планете, покрытой льдом и т.п.
Создание компьютерных картин исключительно кистью в форме снежинки и т.п.
Создание в графических редакторах несуществующих картин, например, лето на Луне, зима в экваториальной Африке, пингвины в Индии и т.п.
http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-kreativnost.html
http://fb.ru/article/125863/kreativnost---chto-eto-v-psihologii
https://infourok.ru/ponyatie-tvorcheskogo-mishleniya-ego-suschnost-1177615.html
https://psibook.com/posts/ponjatie-tvorcheskogo-myshlenija-v-psihologii.html
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tvorcheskoe-myshlenie.html