СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое задание по психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документы, продемонстрирована таблица, с описание разных возрастов с точки зрения психологии. А также советы для преодоления кризиса 7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Творческое задание по психологии»









Творческое задание по возрастной психологии.
















Работу выполнила студентка
второго курса, группы Б-СДО-21
Данилкина Анна.
Преподаватель: Богомолова Е.А.









Первое задание: Разработайте рекомендации для родителей и учителей «Как помочь ребенку справиться с кризисом семи лет» (при выполнении этого задания необходимо обосновать каждую сформулированную вами рекомендацию с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка).

Основными причнами возникновения кризиса 7 лет являются смена социальной ситуации развития ребенка (игровая деятельность сменяется на учебную) и появление различных психических новообразований.

Признаки кризиса 7 лет:
-
преобладание произвольной активности крупкой и мелкой моторики.
- психические процессы становятся произвольными.
- возникает личностное общение, в основном со сверстниками.
- ориентируются на похвалу взрослого и общественные нравственные нормы.
- возникает личностное осознание ребенка.
- исчезает непосредственность.
- москировка своей сущности при помощи манерничанья и кривляния.
- отстранение от родителей.
- замкнутость.
- ранимость и частая смена настроения.

- возникновение внутренней жизни ребенка.
- несформированность мотивации к обучению.


Рекомендации:
1) Первая трудность, с которой часто встречаются родители, — это несформированность мотивации к обучению. Это происходит из-за того, что не каждый ребенок психологически готов к смене игровой деятельности на учебную. Часто из-за несформированности мотивации ребенок просто отказывается учиться, замыкается в себе. Чтобы преодолеть эту трудность родители должны создать положительное отношение к учебной деятельности как к процессу, к учетелям и знаниям, а также объяснить для чего нужно учиться.
В старшем дошкольмном возрасте дети любят, когда взрослые их оценивают, это становится очень важным аспектом для ребенка. Поэтому если ребенок не хочет идти в школу, родители могут сказать «Ты уже взрослый(ая), а взрослые мальчики (девочки) должны учиться, получать знания. Школа поможет тебе стать лучше.». Слова «ты взрослый» покажут ребенку, что родители считаются с ним на равных. Также слова «стать лучше», ребенка это сможет смотивировать, т.к. дети стремятся к тому, чтобы их хвалили. Ребенок начинает задумываться, что если он станет лучше, то родители и другие взрослые, входящие в социальное окружение, его похвалят.
Также родители могут рассказать, что в школе очень интересно, что там появляются новые друзья, новые знания, новые увлечения. Это поможет смотивировать ребенка, потому что в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность.
Также, чтобы сформировать мотивацию к обучению родители, а также учителя могут опираться на наглядный материал, например, мультфильмы: «В стране не выученных уроков», «Переменка», «Незнайка учится» и т.д. У детей в страшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и формируется логическое. Мультфильмы помогут наглядно показать ребенку, почему нужно учиться.
При формировании мативации к обучению нужно учитывать то, что педагоги и родители должны действовать совместе. В этом возрасте ребенок начинает отстранятся от родителей, а учитель начинает пользоваться большим авторитетом.

2) Следующая трудность, которая возникает при кризисе 7 лет, - это скрытность. Сталкиваясь с этой трудностью, родители начинат очень переживать. Чтобы избежать этого, родители должны быть более открыты с ребенком, понимать его, проявлять знаки внимания (обнимать, целовать, хвалить), не ругать, если у ребенка что-то не получается.
За каждый успех родители должны хвалить ребенка, а не оставлять его без внимания. Это происходит потому что дети ориентируются на оценку взрослого. Для детей важно, чтобы его успех оценили. Это расположит ребенка к родителям. Он с удовольсвием будет рассказывать о том, чего он достиг, что получается у него лучше всего. Также это связано с тем, что у ребенка в этом возрасте формируются высшие чувства, в данном случае - чувство успеха. Хваля ребенка, радители показывают, что они в него верят, верят в его успех. Ребенок будет рассказывать, чтобы подкреплять веру родителей.
Нельзя ребенка ругать если у него что-то не получается. Это отталкнет ребенка от родителей, ему будет казаться, что родители его не понимают. Вместо того, чтобы ругать, родитель должен поговорить с ребенком, узнать, что у него вызывает трудности, как ему помочь. Также взрослый может показать что верит в ребенка, что у него все получится. Родители должны показать, что они всегда рядом и готовы помочь.

3) Третья трудность — это отстранение от родителей. Это происходит из-за того, что общение с деятельностного мотива переходит на личностное. Дети предпочитают контактировать со сверсниками без присутствия взрослого. Часто родители допускают ошибку — начинают слишком сильно контролировать ребенка, общение со сверстниками сводят к минимуму.
Родители должны понять, что ребенку это нужно для того, чтобы дальше развиваться, познавать мир. Свой контроль родители должны уменьшить, дать ребенку немного самостоятельности и свободы, и давать как можно больше общаться со сверсниками. Это поможет ребенку овладеть саморегуляцией собственного поведения, манерами поведения в обществе.

4) Частая смена настроения, кривляния, эмоциональная нестабильность — это еще одна проблема, возникающая в кризисе 7 лет. В большинсвте случаев родители думают, что это происходит из-за неправильного воспитания и вседоволенности (избалованности) ребенка. Но они ошибаются. В данном возрасте происходит смена деятельности, формируются высшие чувства и функции, возникновение внутренных позиций и точек зрения. Часто ребенок просто не знает как реагировать на все эти новшества, смена настроения, кривляния — это лишь способ оградиться от всего. Что же делать радителям, чтобы преодалеть эту трудность?
Справиться с этой трудностью можно, если найти для ребенка занятие, которое будет ему по душе, например, спортивные секции, творческие кружки. У ребенка в данном возрасте начинают преобладать произвольные движения крупной и мелкой моторики. С помощью этого ребенок сможет выплеснуть все негативные эмоции и направить энергию в нужное русло.
Не нужно ругать ребенка заплохое поведение, это приведет к недопониманию между родителем и ребенком. Можно предложить ребенку поговорить. Родитель может сказать «Я хочу с тобой поговорить как со взрослым». Потом просто поговорить с ребенком в спокойных тонах, объяснить, что так делать нельзя, потому что это плохо. В данном случае, также можно применить мультфильмы (наглядность), которые показывают как себя нужно вести, как поступать нельзя. И потом порассуждать с ребенком о поведении главных героев, кто ведет себя хорошо, кто плохо. Спросить у ребенка, чтобы он посоветовал отрицательному герою, чтобы тот стал лучше.

5) Преодоление кризиса семи лет должно быть системным. Учителям и родителям нужно работать совместо, и работать над всеми возникающими трудностями. Именно тогда ребенок сможет преодолеть кризис 7 лет без проблем.



Второе задание:
В чем заключаются наиболее значимые различия между представителями трех возрастных групп: детьми, взрослыми и стареющими людьми? Сформулируйте критерии для сравнения, разработайте сравнительную таблицу.

Сравнительная таблица:

Возрастная группа

Длительность

Этапы

Новообразования

Ведущая деятельность.

Кризисы

Познавательная сфера

Социальная сфера

Личностная сфера

Детский возраст

0-18 лет

Новорожденность (1-2 мес)

Слуховое и зрительное сосредоточение.
Комплекс оживления

Тактильное, зрительное, слуховое, эмоциональное взаимодействие с матерью.

Кризис новорожденности;

Развиваются вкусовые и тактильные ощущения;
Легкая степень тугоухости;
Легкая степень близорукости;
Фрагментарное восприятие;
Нескординированные движения;
Преобладание врожденных рефлексов;

Адаптация к условиям жизнидеятельности;
Зависимость от матери;

Рефлекторные эмоции;
Биологические потребности;

Младенчество (2-12 мес)

Прямохождение;
Потребность в общении со взрослыми;

Непосредственно-эмоциональное общение с матерью

Кризис младенчества

Развитие дфигательной сферы;
Развиваются все виды ощущений;
Развивается восприятие объектов;
Проявляется наглядно-образное мышление;
Исследовательская активность;
Восприятие обращенной речи;
Произношение первых слов;
Преобладает непроивольная и кратковременная память;

Социальная ситуация развития «мы»
Развитие навыков аккуратности;

Целеноправленные эмоции;
Привязанность к матери;
Развивается чувство тревоги;
Потребность в общение;

Раннее детство ( 1-3 года)

Первичное самосознание;
Активная речь;
Наглядно-действенное мышление;

Предметно-мунипулятивная деятельность;

Кризис трех лет

Навыки предметных действий;
Развитие мелкой моторики;
Познание окружающего мира;
Развитие логических операций;
Усвоение фонетики, грамматики, лксики, семантики;
Неустойчивое внимание;
Мышление соединяется с речью;
Начинает различать формы, размеры, цвета;

Предметная деятельность со взрослыми;
Расширение круга общения;
Омоциональное, открытое общение;
Формирование навыков самообслуживания;
Интерес к нравственным нормам общения;

Осознание себя;
Отделение от других;
Потребность в самостоятельности;
Появление самооценивания;
Появление чувств — гордости, стыда эмпатии;

Дошкольный возраст (3-7 лет)(младший дошкольный — от 3до 7, старший дошкольный — от 5 до 7)

Воображение;
Сопотчинение мотивов;
Усвоение нравственных норм;

Игровая деятельность

Кризис семи лет

Улучшение координации движений;
Переход к умственным действиям;
Развитие ориентировки в пространстве и времени;
Переход к произвольному вниманию;
Переход к механической памяти;
Наглядно-образное мышление;
Развитие воображения;
Переход к контекстной речи;

Изучение человеческих отношений;
Появление симпатии и антипатии;
Познавательные и личностные мотивы;
Контроль над поведением;

Усвоение нравственных и моральных норм;
Появление социальных мотивов;
Появление собственных взглядов и точек зрения;
Формировтаких чувств,как ответсвенность, справедливость, прекрасного, успеха;

Младший школьный возраст

(от 7 до 11-12 лет)

Произвольность психических процессов;
Внутренний план действий;
рефлексия;

Учебная деятельность

Кризисы в данном возрасте отсутствуют.

Потребность в двигательной активности;
Совершенствование координации движений;
Развитие логических операций;
Развитие исследовательских способностей;
-Интегрированное восприятие;
Произвольная и осмысленная память;
Продуктивность воображения;
Начинает проявляться механическая памят;
Совершенствуется произвольность внимания;
Становление письменной речи;

Закрепление норм нравственности и морали;
Закрепление навыков самообслуживания;
Осознание и признание статуса ученика;
Общение с личным окружением в основном направленно на решение учебных задачь и проблем;
расширяется круг общения;

Развиваются и закрепляются социальные эмоции;
Стремление к превосходству;
Появление мотивов учения;
Оценивание себя;
Неустойчивость самооценки;
Появление волевых чувств: целеноправленности, настойчивости, самоконтроля;
Эмоциональная зависимость с учителем и одноклассниками;

Подростковый возраст (старший школьный) (от 11-12, до 15-16 лет)

Чувство взрослости;
Критичность мышления;
Потребность в самоутверждении;

Интимно-личностное общение со сверстниками.

Кризис подросткового возраста

Снижение двигательной активности;
Повышение позновательной деятельности в межличностных отношениях;
Развитие абстрактно-логического мышления;
Развитие эгоцентрической, монологической и письменной речи;
Совершенствование логической памяти;
Высокое развитие воображения;

Вызывающее поведение в общественных местах;
Отношения с кругом общения строятся на общих интересах и увлечениях;
Учебная деятельность уходит на второй план;
Появленя различных увлечений;
Личностная нестабильность;
Возникновение и установление интересов к подросткам другого пола;

Разширение самопознания;
Появление чувства взрослости;
Способность к саморазвитию и самовоспитанию;
Повышение потребности в общении, внимании, самоутверждении, независимости;
Эмоциональная неустойчивость;
Развитие внутренних моральных ценностей;

Обострение черт характера;

Ранняя юность (16-18)

Мировоззрение;
Профессионально-личностное самоопределение;
«Я-концепция;

Учебно-профессиональная деятельность;

Кризис юношеского возраста;

Интеллектуализация основных позновательных процессов;
Критичность мышления;

Преобладание личностных интересов;
Расширение социальных связей;

Профессиональное самоопределение;
Оптимистическая самооценка;
Эмоциональная сензитивность;
Развитый самоконтроль и саморегуляция;

Взрослостьть

Границы зрелости размыты, приблезительно от 21 до 55.

Поздняя юнность (18-21)
















Мировоззрение;
Профессионально-личностное самоопределение;
«Я-концепция;








Учебно-профессиональная деятельность;
































Интеллектцальная зрелость;

















Профессиональные и общественные интересы и потребности;


















Личностное самоопредление;
«Я-концепция»;
Эмоциональная уравновешенность;








Период ранней взрослости (21 -30 лет)

Социальная зрелость, потребность в продолжении рода.

Професииональная деятельность

Кризис молодости.

Высокий объем вербальной памяти, хорошо развитая память, развитие разных видов внимания,
развитие невербального интеллекта.
Увеличивается чувствительность ощущений.

Социальная зрелость. Направленность на овладение профессиональной деятельностью. Создание и сохранение семьи. Появляется роль родите и супруга. Освоение и применение норм общественной жизни.

Мотивы и потребности зависят от социальных норм.
Повышается волевая регуляция. Адекватная самооценка.
Субъектность.

Период средней взрослости (31 - 55)

Психологическая и личностная зрелость, компетентность, продуктивность.

Профессиональная деятельность.

Кризис зрелости (кризис середины жизни или «синдром опусташенного гнезда»

Медлительность, но продуктивность когнитивных процессов. Зрительные и слуховые ощущения снижаются. Развивается и закрепляется образная и вербальная память. Снижается внимание и восриятие. Состояние мудрости.

Продуктивность во многих социальных сферах человека, интерес к общественному устройству, осуществеление какого-либо вклада для будущего поколения. Обостряется чувство самоуважения.

Личностная зрелость. Уравновешанность эмоций. Адекватная самооценка.
Мотивы и потребности связаны с социальным и семейным положением человека.

Старость

от 55-60 лет до смерти.

1) Пожилой возраст (55-75)
2) Старческий возраст (76-90)
3)долголетие (90-до смерти)

Духовная зрелость, потеря сексуальной значимости чего-либо (десексуализация.)

Трудовая деятельность.

Кризис поздней взрослости.

Понижается восприятие, внимание, мышление, сохраняется логоческая память, снижается объем памяти и внимания.

Интерес к трудовой активности, тяга к старым увлечениям, ориентируются на обустройство бытовых условий, сахранность имеющихся отношений, материальных ценностей, здоровья и самодостаточности

Становится более выраженной эмоциональная нестабильность, приобретается духовная зрелость, снижается самоконтроль. Преобладают такие чувства как тревожность, обидчивость, нетерпмость, иногда черствость. Потребность во внимании со стороны близких людей.