Творческое задание по возрастной психологии.
- возникновение внутренней жизни ребенка.
- несформированность мотивации к обучению.
Рекомендации:
1) Первая трудность, с которой часто встречаются родители, — это несформированность мотивации к обучению. Это происходит из-за того, что не каждый ребенок психологически готов к смене игровой деятельности на учебную. Часто из-за несформированности мотивации ребенок просто отказывается учиться, замыкается в себе. Чтобы преодолеть эту трудность родители должны создать положительное отношение к учебной деятельности как к процессу, к учетелям и знаниям, а также объяснить для чего нужно учиться.
В старшем дошкольмном возрасте дети любят, когда взрослые их оценивают, это становится очень важным аспектом для ребенка. Поэтому если ребенок не хочет идти в школу, родители могут сказать «Ты уже взрослый(ая), а взрослые мальчики (девочки) должны учиться, получать знания. Школа поможет тебе стать лучше.». Слова «ты взрослый» покажут ребенку, что родители считаются с ним на равных. Также слова «стать лучше», ребенка это сможет смотивировать, т.к. дети стремятся к тому, чтобы их хвалили. Ребенок начинает задумываться, что если он станет лучше, то родители и другие взрослые, входящие в социальное окружение, его похвалят.
Также родители могут рассказать, что в школе очень интересно, что там появляются новые друзья, новые знания, новые увлечения. Это поможет смотивировать ребенка, потому что в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность.
Также, чтобы сформировать мотивацию к обучению родители, а также учителя могут опираться на наглядный материал, например, мультфильмы: «В стране не выученных уроков», «Переменка», «Незнайка учится» и т.д. У детей в страшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и формируется логическое. Мультфильмы помогут наглядно показать ребенку, почему нужно учиться.
При формировании мативации к обучению нужно учитывать то, что педагоги и родители должны действовать совместе. В этом возрасте ребенок начинает отстранятся от родителей, а учитель начинает пользоваться большим авторитетом.
2) Следующая трудность, которая возникает при кризисе 7 лет, - это скрытность. Сталкиваясь с этой трудностью, родители начинат очень переживать. Чтобы избежать этого, родители должны быть более открыты с ребенком, понимать его, проявлять знаки внимания (обнимать, целовать, хвалить), не ругать, если у ребенка что-то не получается.
За каждый успех родители должны хвалить ребенка, а не оставлять его без внимания. Это происходит потому что дети ориентируются на оценку взрослого. Для детей важно, чтобы его успех оценили. Это расположит ребенка к родителям. Он с удовольсвием будет рассказывать о том, чего он достиг, что получается у него лучше всего. Также это связано с тем, что у ребенка в этом возрасте формируются высшие чувства, в данном случае - чувство успеха. Хваля ребенка, радители показывают, что они в него верят, верят в его успех. Ребенок будет рассказывать, чтобы подкреплять веру родителей.
Нельзя ребенка ругать если у него что-то не получается. Это отталкнет ребенка от родителей, ему будет казаться, что родители его не понимают. Вместо того, чтобы ругать, родитель должен поговорить с ребенком, узнать, что у него вызывает трудности, как ему помочь. Также взрослый может показать что верит в ребенка, что у него все получится. Родители должны показать, что они всегда рядом и готовы помочь.
3) Третья трудность — это отстранение от родителей. Это происходит из-за того, что общение с деятельностного мотива переходит на личностное. Дети предпочитают контактировать со сверсниками без присутствия взрослого. Часто родители допускают ошибку — начинают слишком сильно контролировать ребенка, общение со сверстниками сводят к минимуму.
Родители должны понять, что ребенку это нужно для того, чтобы дальше развиваться, познавать мир. Свой контроль родители должны уменьшить, дать ребенку немного самостоятельности и свободы, и давать как можно больше общаться со сверсниками. Это поможет ребенку овладеть саморегуляцией собственного поведения, манерами поведения в обществе.
4) Частая смена настроения, кривляния, эмоциональная нестабильность — это еще одна проблема, возникающая в кризисе 7 лет. В большинсвте случаев родители думают, что это происходит из-за неправильного воспитания и вседоволенности (избалованности) ребенка. Но они ошибаются. В данном возрасте происходит смена деятельности, формируются высшие чувства и функции, возникновение внутренных позиций и точек зрения. Часто ребенок просто не знает как реагировать на все эти новшества, смена настроения, кривляния — это лишь способ оградиться от всего. Что же делать радителям, чтобы преодалеть эту трудность?
Справиться с этой трудностью можно, если найти для ребенка занятие, которое будет ему по душе, например, спортивные секции, творческие кружки. У ребенка в данном возрасте начинают преобладать произвольные движения крупной и мелкой моторики. С помощью этого ребенок сможет выплеснуть все негативные эмоции и направить энергию в нужное русло.
Не нужно ругать ребенка заплохое поведение, это приведет к недопониманию между родителем и ребенком. Можно предложить ребенку поговорить. Родитель может сказать «Я хочу с тобой поговорить как со взрослым». Потом просто поговорить с ребенком в спокойных тонах, объяснить, что так делать нельзя, потому что это плохо. В данном случае, также можно применить мультфильмы (наглядность), которые показывают как себя нужно вести, как поступать нельзя. И потом порассуждать с ребенком о поведении главных героев, кто ведет себя хорошо, кто плохо. Спросить у ребенка, чтобы он посоветовал отрицательному герою, чтобы тот стал лучше.
5) Преодоление кризиса семи лет должно быть системным. Учителям и родителям нужно работать совместо, и работать над всеми возникающими трудностями. Именно тогда ребенок сможет преодолеть кризис 7 лет без проблем.
Возрастная группа | Длительность | Этапы | Новообразования | Ведущая деятельность. | Кризисы | Познавательная сфера | Социальная сфера | Личностная сфера |
Детский возраст | 0-18 лет | Новорожденность (1-2 мес) | Слуховое и зрительное сосредоточение. Комплекс оживления | Тактильное, зрительное, слуховое, эмоциональное взаимодействие с матерью. | Кризис новорожденности; | Развиваются вкусовые и тактильные ощущения; Легкая степень тугоухости; Легкая степень близорукости; Фрагментарное восприятие; Нескординированные движения; Преобладание врожденных рефлексов;
| Адаптация к условиям жизнидеятельности; Зависимость от матери; | Рефлекторные эмоции; Биологические потребности; |
Младенчество (2-12 мес) | Прямохождение; Потребность в общении со взрослыми; | Непосредственно-эмоциональное общение с матерью | Кризис младенчества | Развитие дфигательной сферы; Развиваются все виды ощущений; Развивается восприятие объектов; Проявляется наглядно-образное мышление; Исследовательская активность; Восприятие обращенной речи; Произношение первых слов; Преобладает непроивольная и кратковременная память; | Социальная ситуация развития «мы» Развитие навыков аккуратности; | Целеноправленные эмоции; Привязанность к матери; Развивается чувство тревоги; Потребность в общение; |
Раннее детство ( 1-3 года) | Первичное самосознание; Активная речь; Наглядно-действенное мышление; | Предметно-мунипулятивная деятельность; | Кризис трех лет | Навыки предметных действий; Развитие мелкой моторики; Познание окружающего мира; Развитие логических операций; Усвоение фонетики, грамматики, лксики, семантики; Неустойчивое внимание; Мышление соединяется с речью; Начинает различать формы, размеры, цвета; | Предметная деятельность со взрослыми; Расширение круга общения; Омоциональное, открытое общение; Формирование навыков самообслуживания; Интерес к нравственным нормам общения; | Осознание себя; Отделение от других; Потребность в самостоятельности; Появление самооценивания; Появление чувств — гордости, стыда эмпатии; |
Дошкольный возраст (3-7 лет)(младший дошкольный — от 3до 7, старший дошкольный — от 5 до 7) | Воображение; Сопотчинение мотивов; Усвоение нравственных норм; | Игровая деятельность | Кризис семи лет | Улучшение координации движений; Переход к умственным действиям; Развитие ориентировки в пространстве и времени; Переход к произвольному вниманию; Переход к механической памяти; Наглядно-образное мышление; Развитие воображения; Переход к контекстной речи; | Изучение человеческих отношений; Появление симпатии и антипатии; Познавательные и личностные мотивы; Контроль над поведением; | Усвоение нравственных и моральных норм; Появление социальных мотивов; Появление собственных взглядов и точек зрения; Формировтаких чувств,как ответсвенность, справедливость, прекрасного, успеха; |
Младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет) | Произвольность психических процессов; Внутренний план действий; рефлексия; | Учебная деятельность | Кризисы в данном возрасте отсутствуют. | Потребность в двигательной активности; Совершенствование координации движений; Развитие логических операций; Развитие исследовательских способностей; -Интегрированное восприятие; Произвольная и осмысленная память; Продуктивность воображения; Начинает проявляться механическая памят; Совершенствуется произвольность внимания; Становление письменной речи; | Закрепление норм нравственности и морали; Закрепление навыков самообслуживания; Осознание и признание статуса ученика; Общение с личным окружением в основном направленно на решение учебных задачь и проблем; расширяется круг общения; | Развиваются и закрепляются социальные эмоции; Стремление к превосходству; Появление мотивов учения; Оценивание себя; Неустойчивость самооценки; Появление волевых чувств: целеноправленности, настойчивости, самоконтроля; Эмоциональная зависимость с учителем и одноклассниками; |
Подростковый возраст (старший школьный) (от 11-12, до 15-16 лет) | Чувство взрослости; Критичность мышления; Потребность в самоутверждении; | Интимно-личностное общение со сверстниками. | Кризис подросткового возраста | Снижение двигательной активности; Повышение позновательной деятельности в межличностных отношениях; Развитие абстрактно-логического мышления; Развитие эгоцентрической, монологической и письменной речи; Совершенствование логической памяти; Высокое развитие воображения; | Вызывающее поведение в общественных местах; Отношения с кругом общения строятся на общих интересах и увлечениях; Учебная деятельность уходит на второй план; Появленя различных увлечений; Личностная нестабильность; Возникновение и установление интересов к подросткам другого пола; | Разширение самопознания; Появление чувства взрослости; Способность к саморазвитию и самовоспитанию; Повышение потребности в общении, внимании, самоутверждении, независимости; Эмоциональная неустойчивость; Развитие внутренних моральных ценностей; Обострение черт характера; |
Ранняя юность (16-18) | Мировоззрение; Профессионально-личностное самоопределение; «Я-концепция; | Учебно-профессиональная деятельность; | Кризис юношеского возраста; | Интеллектуализация основных позновательных процессов; Критичность мышления; | Преобладание личностных интересов; Расширение социальных связей; | Профессиональное самоопределение; Оптимистическая самооценка; Эмоциональная сензитивность; Развитый самоконтроль и саморегуляция; |
Взрослостьть | Границы зрелости размыты, приблезительно от 21 до 55. | Поздняя юнность (18-21) | Мировоззрение; Профессионально-личностное самоопределение; «Я-концепция; | Учебно-профессиональная деятельность; | | Интеллектцальная зрелость; | Профессиональные и общественные интересы и потребности; | Личностное самоопредление; «Я-концепция»; Эмоциональная уравновешенность; |
Период ранней взрослости (21 -30 лет) | Социальная зрелость, потребность в продолжении рода. | Професииональная деятельность | Кризис молодости. | Высокий объем вербальной памяти, хорошо развитая память, развитие разных видов внимания, развитие невербального интеллекта. Увеличивается чувствительность ощущений. | Социальная зрелость. Направленность на овладение профессиональной деятельностью. Создание и сохранение семьи. Появляется роль родите и супруга. Освоение и применение норм общественной жизни. | Мотивы и потребности зависят от социальных норм. Повышается волевая регуляция. Адекватная самооценка. Субъектность. |
Период средней взрослости (31 - 55) | Психологическая и личностная зрелость, компетентность, продуктивность. | Профессиональная деятельность. | Кризис зрелости (кризис середины жизни или «синдром опусташенного гнезда» | Медлительность, но продуктивность когнитивных процессов. Зрительные и слуховые ощущения снижаются. Развивается и закрепляется образная и вербальная память. Снижается внимание и восриятие. Состояние мудрости. | Продуктивность во многих социальных сферах человека, интерес к общественному устройству, осуществеление какого-либо вклада для будущего поколения. Обостряется чувство самоуважения. | Личностная зрелость. Уравновешанность эмоций. Адекватная самооценка. Мотивы и потребности связаны с социальным и семейным положением человека. |
Старость | от 55-60 лет до смерти. | 1) Пожилой возраст (55-75) 2) Старческий возраст (76-90) 3)долголетие (90-до смерти)
| Духовная зрелость, потеря сексуальной значимости чего-либо (десексуализация.) | Трудовая деятельность. | Кризис поздней взрослости. | Понижается восприятие, внимание, мышление, сохраняется логоческая память, снижается объем памяти и внимания. | Интерес к трудовой активности, тяга к старым увлечениям, ориентируются на обустройство бытовых условий, сахранность имеющихся отношений, материальных ценностей, здоровья и самодостаточности | Становится более выраженной эмоциональная нестабильность, приобретается духовная зрелость, снижается самоконтроль. Преобладают такие чувства как тревожность, обидчивость, нетерпмость, иногда черствость. Потребность во внимании со стороны близких людей. |