«Творчество детей – традиции и современность»
Усманова Джамиля Анжельевна,
преподаватель фортепиано, концертмейстер,
преподаватель по истории танца
МБУДО «Детская музыкальная школа искусств №1»
Кировского района г. Казани
Детство – период жизни, когда можно заложить в личности всё разнообразие положительных эстетических чувств. Очень важно, чтобы эти впечатления рождали в сознании ребёнка стремление к прекрасному, созидательному, нравственному и полезному для общества. Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Искусство читать, видеть, слышать требует эмоционального развития, культуры, подготовленности. Чудодейственная сила искусства в том, что она влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, к пониманию и выводам. Искусство обладает волшебной силой, оно показывает людям не только внешнюю многокрасочность жизни, но и скрытое от взгляда сложное, внутреннее её движение – жизнь человеческой души, чувства, мысли, сомнения, рождения решений. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием эстетических чувств. В.А.Сухомлинский говорил: «Познание искусства – широкое, многогранное понятие. Его нельзя сводить к узнаванию, к нагромождению знаний, чтобы ответить на вопрос учителя и получить оценку. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живёт в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Сложную и тонкую задачу воспитания я усматривал в том, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души – постижением прекрасного».
Знать народные традиции – значит поддерживать обычаи, правила жизни и воспитывать интерес к корням этих традиций. Осуществляется этот интерес через живую связь старшего поколения с молодым. Издавна наши предки жили по календарным датам, передавали из поколения в поколение любовь к родной земле, к своему роду, дому, селу. В школах дополнительного образования, в том числе и в нашей ДМШ №1 эту программу культурно-исторического наследия и нравственного воспитания детей разрабатывает и осуществляет педагог групповых и индивидуальных занятий. Личность современного педагога – это личность человека, влюблённого в жизнь и искусство, способного реализовать новые формы организации образования и воспитания детей.
К примеру, на занятиях хорового пения под руководством Мубараковой Флюры Наильевны во II четверти ученикам предлагается задание – импровизация стихов на тему «Зима» на заданный ритм:
1) «Ах, зима, зима, зима, вся-то белая она.
Нас снегом наградила и шубы подарила».
2) «Зима, зима, зима, нам радость принесла.
На санки посадила и с горки покатила».
3) «Зима, зима, зима, красавица она.
Нам ёлку подарила, на праздник пригласила».
Или к примеру, на народную мелодию сочинить слова про Коляду и рассказать про этот старинный обычай:
«Коляда, коляда – песни, пляски до утра! Шутки, прибаутки – барабан да дудки!»
На хоровых занятиях и концертах ученики часто поют песни на татарском языке композитора Ф.Т Ахметшина и с удовольствием участвуют в процессе русского перевода через поэтическое слово. Песня “ Кояшлы янгыр” с русским текстом ещё полнее раскрывает красоту и эмоциональность песни :
“Солнышка лучи в капельках дождя,
Как жемчужинки рассыпаются.
Травка ожила, в поле колоски,
Окна распахни, аромат вдохни.
Припев: Капли-бусинки ярко светятся!
В небесах чистых радуга смеётся!”
Одним из основных условий социального прогресса считается преемственность поколений, а также вопросы воспитания и обучения ребенка. Большая часть данного процесса была непостоянна, менялась совместно с прогрессом общества, подчинялась новым требованиям на любом этапе исторического формирования. Давайте вспомним Всесоюзную Пионерскую Организацию имени В.И.Ленина, которая представляла собой форму организации жизнедеятельности детского коллектива. Наличие данного движения было крайне необходимо для воспитания патриотизма, коллективизма и развития лидерских качеств. Изучением детского коммунистического движения, этапами пионерского пути, о пионерских кружках и общественно-полезной работе, о воспитательной работе, идейно-нравственном воспитании, о работе с подрастающим поколением писали Н.К. Крупская, И.Г. Гордин, В.Д. Шмитков, А. И. Гусев, В.В. Лебединский. В плане идейного воспитания весьма высоко воспринималась значимость кружковой, внешкольной работы. Роль СМИ в XX веке выполняла «Пионерская правда» - газета пионеров и школьников, которая стала издаваться с 1925 года. Журнал «Пионер» включал в себя интересные рассказы и стихи, статьи и очерки о жизни подростков в СССР и за рубежом, обзоры и рецензии на новые детские книги, практические советы, помогающие в организации различных кружков, художественной самодеятельности. Самым запоминающимся временем для каждого пионера было время, проведённое в пионерском лагере, и запоминающейся песней, которую они до сих пор знают наизусть, была песня «Взвейтесь кострами, синие ночи!». В настоящее время в СШ № 151 совместно педагоги и ученики создали главную песню большого коллектива. Школьный гимн объединяет учащихся разных возрастов, национальностей, социального статуса в одну команду, учит каждого уважать старших и помогать младшим, дорожить дружбой с учителями-ветеранами и бывшими выпускникам:
1) «Сосны корабельные, волжский простор
С детства окружают нас с тобой.
В школе начинаются пути.
Школа нам поможет их пройти.
Припев: Школа 151 - Мы тобою гордиться хотим,
Наши мысли и наши дела - Для тебя и на все времена!
2) Школьные традиции свято храним.
Пронесём через года верность им.
Школе – наши знания, труд и честь,
Чтобы приумножить, всё, что есть.
3) Пусть звенят весёлые трели звонков.
Будет смена новая учеников.
Школу не забудем мы никогда,
Школа с нами будет всегда!»
В 1941-1945 годах по всему государству активно действовало тимуровское движении, появление которого относят к имени писателя Аркадия Гайдая и его повести «Тимур и его команда». Ребята устраивали дежурство в госпиталях, давали концерты для раненных. Сейчас ученики ДМШ №1, поддерживая добрые традиции внешкольной работы, под руководством педагогов ежегодно выступают на благотворительном концерте «Подари частичку счастья» в рамках Декады инвалидов.
Традиционный февральский концерт ко Дню Защитников Отечества «Мы видим в вас героев славных» - прекрасная возможность объединить в одном творческом порыве старшее и младшее поколения. На сцене наши мальчишки и наши педагоги – мужчины. Совместное выступление поднимает у детей боевой дух, чувство гордости за героический подвиг дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.
«Урок памяти» на тему «Блокадный хлеб» проходил во время «Всероссийской Недели обороны и блокады Ленинграда» на хоровом занятии. Ключевым символом урока стал «блокадный» кусочек хлеба в 125 грамм для жителей города в самый тяжёлый период времени. В посёлке Ново – Юдино, возле нашей школы располагался в годы войны детский дом, куда привозили голодных детей из Ленинграда. Этот факт из истории нашего посёлка стал кульминацией откровенной беседы с детьми, после которой зазвучала очень трогательно в их исполнении «Песня о маленьком трубаче». Соприкосновение с историей, вхождение в исторический процесс через сопереживание, разделение радостей и печали собеседника - это важнейшая нравственная составляющая идейно – нравственного воспитания учащихся.
Знаменательным событием в жизни СШ № 151 совместно с ДМШ №1 в марте 2018 года явилось открытое внеклассное мероприятие, посвящённое «100- летию посёлка Юдино» для учителей – ветеранов.
Весь документальный материал был собран и отредактирован руководителем школьного музея – Рогожиной Ириной Николаевной. Эта местная жительница, вдохновила учащихся на создание литературно – музыкальной композиции в память о тех, то строил Казанскую железную дорогу, защищал Поволжье от белочехов и белогвардейцев, водил воинские эшелоны и санитарные поезда, воевал на фронтах Великой Отечественной войны, доблестно трудился в послевоенные годы.
Это один из эффективных подходов к воспитательному процессу и способов решения актуальных задач воспитания детей и молодежи в новых социокультурных условиях с учётом традиций и исторического опыта.
На уроках по истории танца мною накоплен ценный опыт по внедрению новых форм организации образования и воспитания детей. Самая близкая тема – танцы татарского народа. Исконные национальные традиции татарского народа, его музыкальная, танцевальная культура, прикладное искусство сохранены на самом высоком профессиональном уровне благодаря коллективу Государственного ордена Дружбы народов ансамбля песни и танца Республики Татарстан, с которым ученики знакомятся на уроках.
Ученики 2 класса (Бикбулатов Арсений и Идрисов Амир) в 2021 году принимали активное участие (одна из тем «Татарские танцы») в Восьмом Международном конкурсе художественного творчества в сфере музыкально - компьютерных технологий, мультимедиа проектов «Классика и современность» в номинации музыкально – художественная электронная презентация (индивидуальный проект). Такая познавательная творческая деятельность способствует развитию мотивации и профессиональных интересов детей и подростков в сфере современных музыкально - компьютерных технологий и мультимедиа.
Тот, кто только переживает искусство, остаётся навсегда лишь любителем; тот, кто размышляет о нём, будет исследователем-музыковедом. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что одна из форм раскрытия творческого потенциала учащихся является методический игровой приём – Синквейн. Это стихотворения, состоящее из пяти строк: в первой строке определяется (одно существительное); во второй даётся описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей её характеристика через действие (три глагола); в четвёртой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).
Например, учащимся предлагается на уроках по истории танца в начальной школе тема - «Русский балет»:
1. Спектакль
2. Великолепный, красочный
3. Преображает, вдохновляет, радует
4. Пластика и красота движений на сцене.
5. Искусство
Этот приём используется педагогом для систематизации и обобщения пройденного материала, иногда и для подачи новой информации. В современных условиях преподавания теоретических дисциплин появились новые формы закрепления пройденного материала, которые используются мною на уроках по истории танца для младших школьников – это мультимедийные интерактивные упражнения по темам учебного плана. LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей. Из 32 категорий я выбираю «Искусство», где есть тема «Танец» с различными упражнениями. Например, упражнение - пазл «Угадай-ка!»: найдите слова, относящиеся к танцу Ча-ча-ча с помощью подсказок (история зарождения танца, к какой программе относится танец Ча-ча-ча?, музыкальный размер танца Ча-ча-ча, темп исполнения танца Ча-ча-ча на соревнованиях, какие фигуры относятся к танцу Ча-ча-ча?). После собирания всех пазлов открываются 5 фото с изображением танца Ча-ча-ча. Ученики с удовольствием думают и находят правильные ответы в подсказках, тем самым повторяя изученный материал.
«Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы» {1, с.148}.
Поэтому навык самостоятельной работы – это 70-80% успешного овладения профессиональными навыками игры на фортепиано. В рекомендациях выдающихся педагогов-пианистов преобладает мысль о том, что «домашние занятия должны быть целенаправленными», о чем пишут Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг {3, с.598}, А.Б. Гольденвейзер и др. Приобщать учащихся к самостоятельной работе следует с учетом возрастного фактора. Для младшего школьного возраста игра является тем фактором, который всегда найдет отклик в душе ребенка. Игры, которые описаны ниже, возникли в результате совместной деятельности с моими учениками и основаны на собственном опыте практической деятельности.
Игра «Сам себе композитор». Первоклассникам нравится, когда они сами дома сочиняют простую мелодию в свободном стиле – импровизируют под своё настроение! В этом смысле происходит активизация творческого воображения и фантазии, появляется самостоятельность мышления! Педагог на уроке может сопровождать игру ученика гармоническим аккомпанементом.
Игра «Киноконцерт». Благодаря информационно-коммуникативным технологиям появилась возможность дома записать исполнение ученика на видео, тем самым дать дополнительный стимул для выработки музыкального исполнения и артистизма. Хорошим подспорьем в этом направлении является организация классных концертов, программы которых составлены из произведений, выученных в самостоятельной домашней работе. Воспитание чувства прекрасного в ребёнке чрезвычайно важно и необходимо. В детях наша надежда на светлое будущее этого мира, на изменения его к лучшему.
Литература:
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение». – Казань, 2013. -3 с.
2. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. -192с.
3. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969. – 598.
4. Т.А. Бездетко, Л.В.Олина, «Видеть и чувствовать глубже и тоньше», общественно-педагогический и научно-методический журнал «Искусство в школе» №6, 2021 год.