СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество и его развитие как педагогическая проблема.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.  

Просмотр содержимого документа
«Творчество и его развитие как педагогическая проблема.»

Творчество и его развитие как педагогическая проблема.


В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный педагог, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.
По сути дела вся педагогическая деятельность носит творческий характер. Любое учебное занятие, на котором удачно комбинируются известные методы и методики, в определенной мере является результатом творчества. Само построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, ибо любое занятие включает не только те, или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [М.М. Поташник].

Критерии педагогического творчества: по Г.М. Коджаспировой

  • -                   наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

  • -                   умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

  • -                   способность к самосовершенствованию и самообразованию;

  • -                   разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание; -                   вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

  • -                   эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

  • -                   способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

  • -                   формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

  • -                   способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

  • -                   умение видеть «веер вариантов»

Качества, которыми должен обладать творческий педагог.

  • Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий;

  • уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности;

  • занимается самообразованием,

  • способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.


Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1)                 методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2)                 коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3)                 творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Из выше изложенного видно, что педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Когда эта компетентность отсутствует, то наблюдаются различные прецеденты в учебно-воспитательном процессе, профессиональное мастерство тесно связано с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя выступает гарантом педагогического творчества.

Педагогическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, педагогических, психологических, научных) факторов.

К личностным факторам относятся:

а) содержание и уровень мотивации;

б) стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической деятельности;

в) интеллектуальные и педагогические способности;

г) профессиональные знания, умения, навыки;

д) личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией; самостоятельность; инициативность; работоспособность; целеустремленность; коммуникабельность.

К социальным факторам можно отнести:

– недопущение перегрузок в педагогической деятельности;

– предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;

– содержание и характер требований, предъявляемых в вузе к личности и деятельности преподавателя;

– уровень и качество организации педагогического труда;

– отношение обучаемых к учебе, к творческой деятельности преподавателя;

– морально-психологический климат в педагогических коллективах;

– грамотно организованная методическая работа в учебном заведении;

– материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.

Анализируя вышеизложенное, убеждаемся в том, что развитию педагогического творчества способствуют:

1. Формирование у преподавателей устойчивой мотивации творчества.

2. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду.

3. Создание в учебном заведении оптимальных условий для педагогического творчества.

4. Самообразование и самовоспитание преподавателя.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!