Творчество и его развитие как педагогическая проблема.
В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный педагог, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.
По сути дела вся педагогическая деятельность носит творческий характер. Любое учебное занятие, на котором удачно комбинируются известные методы и методики, в определенной мере является результатом творчества. Само построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, ибо любое занятие включает не только те, или иные схемы его проведения, но всегда разное состояние группы и наличие индивидуальности каждого обучаемого.
«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [М.М. Поташник].
Критерии педагогического творчества: по Г.М. Коджаспировой
- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
- разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание; - вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;
- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
- способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;
- умение видеть «веер вариантов»
Качества, которыми должен обладать творческий педагог.
Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий;
уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности;
занимается самообразованием,
способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.
Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.
Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.
Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.
Из выше изложенного видно, что педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Когда эта компетентность отсутствует, то наблюдаются различные прецеденты в учебно-воспитательном процессе, профессиональное мастерство тесно связано с творчеством. Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.
Педагогическое мастерство преподавателя выступает гарантом педагогического творчества.
Педагогическое творчество развивается под воздействием личностных и социальных (экономических, политических, педагогических, психологических, научных) факторов.
К личностным факторам относятся:
а) содержание и уровень мотивации;
б) стремление преподавателя к поиску новых, эффективных форм и методов педагогической деятельности;
в) интеллектуальные и педагогические способности;
г) профессиональные знания, умения, навыки;
д) личностные качества преподавателя: увлеченность педагогической профессией; самостоятельность; инициативность; работоспособность; целеустремленность; коммуникабельность.
К социальным факторам можно отнести:
– недопущение перегрузок в педагогической деятельности;
– предоставление преподавателям времени на самостоятельную работу;
– содержание и характер требований, предъявляемых в вузе к личности и деятельности преподавателя;
– уровень и качество организации педагогического труда;
– отношение обучаемых к учебе, к творческой деятельности преподавателя;
– морально-психологический климат в педагогических коллективах;
– грамотно организованная методическая работа в учебном заведении;
– материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.
Анализируя вышеизложенное, убеждаемся в том, что развитию педагогического творчества способствуют:
1. Формирование у преподавателей устойчивой мотивации творчества.
2. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей к творческому труду.
3. Создание в учебном заведении оптимальных условий для педагогического творчества.
4. Самообразование и самовоспитание преподавателя.