СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Н. С. Лескова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Творчество Н. С. Лескова.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Н. С. Лескова.»

Николай Семёнович Лесков 1831 - 1895

Николай Семёнович Лесков

1831 - 1895

Биография Лескова Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других.

Биография Лескова

Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, самый народный писатель России,

драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других.

Ранние годы. Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Орле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Ранние годы.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье

следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим

ребенком. Детство писателя прошло в городе Орле. После ухода отца с должности, семья

переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учёбой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учёбы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события – от холеры умер отец, а всё имущество сгорело при пожаре.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учёбой у будущего

писателя не складывалось – за 5 лет учёбы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков

благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда

канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события – от холеры умер отец, а всё имущество сгорело при пожаре.

Образование и карьера В 1849 г. Лесков при помощи дяди-профессора перевёлся в Киев чиновником казённой палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

Образование и карьера

В 1849 г. Лесков при помощи дяди-профессора перевёлся в Киев чиновником казённой палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к

украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

Образование и карьера В 1857 Лесков ушёл с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Образование и карьера

В 1857 Лесков ушёл с работы и поступил на коммерческую службу в большую

сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь 1860 год считают началом творческого пути Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого пути Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

Творческая жизнь В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Творческая жизнь

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и

симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их

искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Творческая жизнь Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

Творческая жизнь

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

Творческая жизнь В романах “Некуда” (1864), “Обойдённые” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Творческая жизнь

В романах “Некуда” (1864), “Обойдённые” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему

неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“

литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее,

иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Творческая жизнь Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков , редактор журнала “ Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

Творческая жизнь

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков , редактор журнала

Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил

практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

Творческая жизнь В 1870 — 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатлённый ангел”(1873). К счастью, “Запечатлённого ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

Творческая жизнь

В 1870 — 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько

повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатлённый ангел”(1873). К счастью, “Запечатлённого ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

Творческая жизнь В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” – старинную легенду о мастерах оружейного дела. Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нём он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Творческая жизнь

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” – старинную легенду о мастерах оружейного дела. Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нём он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Творческая жизнь Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей» , Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных наставников.

Творческая жизнь

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей» , Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных

наставников.

Личная жизнь писателя Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался. В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866 - 1953). Со второй женой он разошёлся в 1877 году.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой

писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866 - 1953). Со второй женой он разошёлся в 1877 году.

Последние годы Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и

скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге.

Похоронили писателя на Волковском кладбище.

«Леди Макбет Мценского уезда»  «Леди Макбет Мценского уезда» - впервые опубликована в журнале «Эпоха» в 1865 году под названием «Леди Макбет нашего уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание произведения «Леди Макбет Мценского уезда » составляет тема трагической женской судьбы.

«Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет Мценского уезда» - впервые опубликована в журнале «Эпоха» в 1865 году под названием «Леди Макбет нашего уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание произведения «Леди Макбет Мценского уезда » составляет тема трагической женской судьбы.

Загадка женской души  Любовь – великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное «я», душа, и доныне таинственная и загадочная.  Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора.

Загадка женской души

Любовь – великая радость и тяжелый крест, откровение и тайна, огромное «я», душа, и доныне таинственная и загадочная.

Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора.

Марьящка из русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола». В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной её душе.  А Ярославна из «Слова о полку Игореве», которая «зегзицей плачет на Путивле» , тоскуя о любимом! Или любовь Татьяны Лариной из Пушкинского «Евгения Онегина».   А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского.  Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных глаз.

Марьящка из русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола». В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной её душе.

А Ярославна из «Слова о полку Игореве», которая «зегзицей плачет на Путивле» , тоскуя о любимом!

Или любовь Татьяны Лариной из Пушкинского «Евгения Онегина».

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского.

Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар и ДАРЕНИЕ – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных глаз.

 Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, всё преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Речь пойдет не только о любви , но и о ценности человеческой жизни. И в наше время леди Макбет часто оживает.

Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, всё преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Речь пойдет не только о любви , но и о ценности человеческой жизни. И в наше время леди Макбет часто оживает.

Столкновение понятий из разных стилистических пластов: «Леди Макбет» ассоциация с трагедией Шекспира: Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.

Столкновение понятий из разных стилистических пластов: «Леди Макбет» ассоциация с трагедией Шекспира: Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.

 «Макбет» - самая мрачная трагедия В.Шекспира, повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 16 веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета, страшная роковая роль в этом событии – роль леди Макбет. Она безжалостна, решительна, жестока…

«Макбет» - самая мрачная трагедия В.Шекспира, повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 16 веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета, страшная роковая роль в этом событии – роль леди Макбет. Она безжалостна, решительна, жестока…

Анализ текста. Беседа. а) Как же зародилась любовь – страсть?(история замужества Катерины гл.1) б) Что послужило причиной страсти? Скука. в) Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-лёгкая, поэтическая, а какова Катерина Измайлова? (гл.2)

Анализ текста. Беседа.

а) Как же зародилась любовь – страсть?(история замужества Катерины гл.1)

б) Что послужило причиной страсти?

Скука.

в) Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-лёгкая, поэтическая, а какова Катерина Измайлова? (гл.2)

« Я в девках страсть сильна была…Меня даже мужчина не всякий одолевал». А « диковинная» земная тяжесть означает чудовищную , но пока ещё скрытную силу. (гл.2.) человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело».

« Я в девках страсть сильна была…Меня даже мужчина не всякий одолевал». А « диковинная» земная тяжесть означает чудовищную , но пока ещё скрытную силу. (гл.2.) человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело».

Но оказывается, что главное свойство натуры – решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина даже не успела распорядиться своею хвалёною силою» (гл.2). Страсть захватила её всю. г) сравните со словами короля Макбета (тоже о решительности): Я смею всё, что смеет человек, И только зверь на большее способен.

Но оказывается, что главное свойство натуры – решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина даже не успела распорядиться своею хвалёною силою» (гл.2). Страсть захватила её всю.

г) сравните со словами короля Макбета (тоже о решительности):

Я смею всё, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

1.Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке).  Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале. Как крысы в амбаре, умер свекор (гл.5) Зиновий Борисович, как зверь закусил горло Сергея (гл.8) Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотвицу. (гл.15).Легко преодолевает все препятствия, всё просто. Умер свёкор - о смерти человека - походя. Это жутко, страшно. 2.Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Начало 4 гл.) «Много было … - поиграно». Страсть перерастает пределы измены. Почему? (гл.4 конец) «Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь… Унять ее нельзя». А Катерина уж совсем разошлась. Почему? (гл.6- конец) «Катерина теперь была готова за Сергея …Она обезумела от счастья».

1.Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке). Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале.

Как крысы в амбаре, умер свекор (гл.5) Зиновий Борисович, как зверь закусил горло Сергея (гл.8) Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотвицу. (гл.15).Легко преодолевает все препятствия, всё просто. Умер свёкор - о смерти человека - походя. Это жутко, страшно.

2.Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Начало 4 гл.) «Много было … - поиграно». Страсть перерастает пределы измены. Почему? (гл.4 конец) «Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь… Унять ее нельзя». А Катерина уж совсем разошлась. Почему? (гл.6- конец) «Катерина теперь была готова за Сергея …Она обезумела от счастья».

Но ведь счастье бывает разное. В сказе «Несмертельный Голован»: «Есть счастье праведное, есть СЧАСТЬЕ ГРЕШНОЕ. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт» (Лесков). И ведь перешагнула . Второе убийство – с тем же спокойствием.

Но ведь счастье бывает разное. В сказе «Несмертельный Голован»: «Есть счастье праведное, есть СЧАСТЬЕ ГРЕШНОЕ. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт» (Лесков).

И ведь перешагнула . Второе убийство – с тем же спокойствием.

Чтение по ролям «Убийство мужа». (конец гл.7 – начало 8). От слов «Расспрашивай» ….до слов «с рассеченным виском». По библии, закон брака: «Двое - одна плоть». А Катерина плоть эту своими руками раздавила – спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.

Чтение по ролям

«Убийство мужа». (конец гл.7 – начало 8). От слов «Расспрашивай» ….до слов «с рассеченным виском».

По библии, закон брака: «Двое - одна плоть». А Катерина плоть эту своими руками раздавила – спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.

Помните эпиграф к очерку? Как его поняли? А дальше уже само всё пойдет. И вот живет Катерина, «царствует» (с ребёнком во чреве) – всё вроде бы свершилось по идеалу. Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой , но которому до смерти оставалась верна другая Катерина – из «Грозы» Островского. Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них - «не прелюбодействуй; Катерина Кабанова, нарушив её, уже не смогла жить - совесть не позволила.) Лесковская героиня другая, её пока тревожат только чудные сны.

Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?

А дальше уже само всё пойдет.

И вот живет Катерина, «царствует» (с ребёнком во чреве) – всё вроде бы свершилось по идеалу. Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой , но которому до смерти оставалась верна другая Катерина – из «Грозы» Островского. Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них - «не прелюбодействуй; Катерина Кабанова, нарушив её, уже не смогла жить - совесть не позволила.)

Лесковская героиня другая, её пока тревожат только чудные сны.

Выразительное чтение сцен снов. Первый сон (гл.6) (кот пока – просто кот). Второй сон – гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного). Вывод: не так просто оказывается «песенку спеть». Что- то внутри постоянно напоминает об этом. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? Пока нет

Выразительное чтение сцен снов.

Первый сон (гл.6) (кот пока – просто кот).

Второй сон – гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного).

Вывод: не так просто оказывается «песенку спеть». Что- то внутри постоянно напоминает об этом. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе?

Пока нет

Что же является кульминационным моментом? Смерть Феди . Перед очередным убийством собственный ребенок впервые у неё повернулся под сердцем. Случайно ли это? Сама природа, женское начало предостерегает её от задуманного преступления.  Но нет: «Кто начал злом – тот и погрязнет в нём». (Шекспир). В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как вы думаете, почему сразу?

Что же является кульминационным моментом?

Смерть Феди .

Перед очередным убийством собственный ребенок впервые у неё повернулся под сердцем. Случайно ли это?

Сама природа, женское начало предостерегает её от задуманного преступления. Но нет: «Кто начал злом – тот и погрязнет в нём». (Шекспир). В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу.

Как вы думаете, почему сразу?

гл.11. 9. «Жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов». Н.С.Лесков. Вывод:  нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – «не убий», ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

гл.11. 9. «Жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов». Н.С.Лесков.

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия – «не убий», ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвёл ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь светит счастьем» (Любит она ведь по- прежнему). К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть? Превращается в свою противоположность. Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвёл ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13):

«Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь светит счастьем» (Любит она ведь по- прежнему). К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

Превращается в свою противоположность.

Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

Изменила ли лесковскую героиню каторга? Да, теперь это не хладнокровная убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина. Жалко её? Почему? Она жертва, отверженная, а любит по- прежнему, даже сильнее. гл. 14: «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его ещё горячее, ещё больше». Чем безогляднее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и её чувством. КАКОВ СЕРГЕЙ?

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Да, теперь это не хладнокровная убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.

Жалко её? Почему?

Она жертва, отверженная, а любит по- прежнему, даже сильнее. гл. 14: «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его ещё горячее, ещё больше». Чем безогляднее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и её чувством. КАКОВ СЕРГЕЙ?

Вывод:  бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники. Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого не на небе». Как вы понимаете эти слова? Бог - совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе - страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторг. Таким остался Сергей.

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого не на небе». Как вы понимаете эти слова?

Бог - совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе - страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторг. Таким остался Сергей.

А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? Душа. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:  « Она больна не телом, но душою». 5. Можно ли так сказать о Катерине Измайловой?

А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

Душа.

Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: « Она больна не телом, но душою».

5. Можно ли так сказать о Катерине Измайловой?

Выводы:  больна душа у главной героини, но видны проблески нравственного сознания…

Выводы: больна душа у главной героини, но видны проблески нравственного сознания…

Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине? Гл.15  «И вдруг из одного вала….» Волга заставляет вспомнить кого? Катерину Островского. По мнению Добролюбова «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ », а Катерина Измайлова?....

Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине?

Гл.15 «И вдруг из одного вала….»

Волга заставляет вспомнить кого?

Катерину Островского. По мнению Добролюбова «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ », а Катерина Измайлова?....

Итоги : Кто Катерина Измайлова, - страстная натура или ………….? Для меня леди Макбет – это имя, несущее в себе…..? Какой вопрос я хотел(а) бы задать леди Макбет…..? Встречаются ли в наше время женщины, похожие на Леди Макбет?

Итоги :

Кто Катерина Измайлова, - страстная натура или ………….?

Для меня леди Макбет – это имя, несущее в себе…..?

Какой вопрос я хотел(а) бы задать леди Макбет…..?

Встречаются ли в наше время женщины, похожие на Леди Макбет?

Мы НЕ разгадали загадку женской души. Зато мы поняли, что основа женской души – да и души человеческой - есть любовь. А женщина пришла в наш мир не разрушать его, а созидать, любить, творить добрые дела.

Мы НЕ разгадали загадку женской души. Зато мы поняли, что основа женской души – да и души человеческой - есть любовь. А женщина пришла в наш мир не разрушать его, а созидать, любить, творить добрые дела.

Домашнее задание: Прочитать повесть «Очарованный странник» и подготовиться к тесту. Написать сочинение-размышление: «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны). «Зеркало души – её деянья» (Шекспир).

Домашнее задание:

Прочитать повесть

«Очарованный странник» и подготовиться к тесту.

Написать сочинение-размышление:

  • «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).
  • «Зеркало души – её деянья» (Шекспир).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!