1. Творческая мастерская |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема | Солнце |
Цели и задачи | Цель урока: - научить создавать свой художественный образ и с его помощью формировать представление об окружающем мире; - развивать навыки работы учащихся в группах, парах, индивидуально. Задачи урока: - развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи; - развитие творческого воображения; - формирование умения вглядываться, вслушиваться во всё окружающее; - воспитание чувства прекрасного, интереса к русскому языку. |
Тип мастерской | Мастерская творческого письма и построения знаний |
Индуктор | Эпиграф к мастерской: «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех» (Генри Форд) I. Индуктор (мотивация) - Ребята, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма. Сегодня на уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться видеть, слушать, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения и создавать свой художественный образ. Я желаю вам творческого вдохновения. А начать сегодняшнее занятие я хочу с загадки. Послушайте, пожалуйста: Над рекой остановился Шар воздушный, золотой. А потом за лесом скрылся. Покачавшись над водой. (солнце) Да, молодцы, тема нашего урока – солнце. И сегодня мы будем создавать свое солнышко, при помощи ваших слов и мыслей. - Какие ассоциации к слову «солнце» у вас возникают? (свет, тепло, лето, ласка, нежность, высота и т.д.) (дети по очереди называют ассоциации, записывают их на лучики и прикрепляют к доске в форме солнца). |
Оборудование | Рисунки учащихся, раздаточный материал, тексты |
Этапы | Ход мастерской |
II. Создание творческого продукта | Учащиеся объединяются в группы. Учащиеся вытаскивают из ящичка по одной карточке. Необходимо написать на каждой по 2-3 предложения, используя уже написанные слова-ассоциации. - Представьте себе, что вы художники и писатели, и вам надо сделать зарисовку, этюд на тему «Ласковое солнце». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. |
III. Социализация | Рисунки вывешиваются на доску. - Вспомните интересные истории, связанные с солнцем, и расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем. - Какие еще слова возникают в вашей памяти, когда вы слышите слово «солнце»? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их. Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания в прямом и переносном значении. |
IV.Промежуточная рефлексия и самокоррекция | После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух: солнечная погода, улыбка солнца, солнечный удар, слезы солнца, солнечный свет, солнечная улыбка… |
V. Новая информация и ее обработка | Воспользовавшись словарём, дайте определение слову «солнце». Дайте своё определение слову. В словаре С.И. Ожегова: «Сонце - небесное светило- раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг котрого обращается Земля и другие планеты» Это слово многозначное. Другие значения: 1. Свет, тепло, излучаемые этим светилом. Не сиди на солнце. В. комнате много солнца. 2. То, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого Солнце правды; 3. Гимнастическое упражнение — вращение тела вокруг перекладины (во 2 значение). (разговорное). Крутить солнце ; 4 Раскрой одежды в виде круга (разговорное). Юбка Солнце - это свет и тепло. Солнце – это радость и улыбки. Солнце – это счастье и хорошее настроение. Без солнца природа грустит и засыпает. Солнце – это мир! |
VI. Корректировка творческого продукта | Составить даймонд «солнце». Солнце. Яркое, лучистое. Сияет, согревает, веселит. Солнце – радость. Луна – грусть. Тускнеет, поблескивает, завораживает. Таинственная, загадочная. Луна. |
VII. Социализация | Группы получают одинаковые тексты. - Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах). Лучистое веселое солнышко умылось холодной росой и поплыло над землей. Оно прогоняло ночной мрак и улыбалось к земле нежно-нежно. Небо сбросило черную шаль с золотыми звездами и начало светлеть. Это заметили птички и обрадовались. Они весело защебетали. Обильная роса блестела на зеленой траве и переливалась в лучах солнца всеми цветами радуги. Воздух был свежий, чистый, напоенный пьянящим ароматом цветов. А от щедрого солнышка разливалось ласковое тепло. Оно привлекало каждую травинку и цветочек, каждую птичку и муравья. Солнце встречали люди. Они спешили к труду, ведь недаром же говорят: «Ранняя пташка росу пьет, а поздняя - слезки льет». Учащиеся читают составленные ими вопросы. 1. Что делало солнышко утром? 2. Как чувствовало себя в это время небо? 3. Кто еще обрадовался лучистому солнышку? 4. Как встречали солнышко люди? |
VIII. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем | Творческая работа Написать письмо солнышку. Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия) Здравствуй, ласковое солнышко! Каждое утро, просыпаясь, я жду тебя в гости. Мне очень нравится, когда твои теплые лучики заглядывают в моё окно. Я улыбаюсь им, потому что знаю, что мой день теперь обязательно будет хорошим. А когда тебя нет, то мне грустно и тоскливо. Приходи в гости почаще! |
IX. Домашнее задание | Написать сочинение – идентификацию «Я – солнышко» |
Использованная литература | 1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с. 2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 3. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с. |