СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном отчете содержится описание работы и ее результативность за межаттестационный период
Творческий отчет
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый удобный для себя способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он не преподавал, поставлены задачи формирования нового человека. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.
Я осознаю, как высоки требования ко мне, как к учителю. Ведь учебный успех каждого ученика – это не только увеличение объема усвоения учебной информации, но и постоянное увеличение возможностей каждого ученика. Так я вижу первую задачу своей деятельности: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Для этого необходимо накопить различные формы учебных приемов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
Именно сейчас цели мои изменились, я обязана готовить каждого своего ученика к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве.
Цели своей профессиональной деятельности вижу в следующем:
Формирование на базе усвоенных знаний и умений научного мировоззрения:
Формирование экологической грамотности учащихся, установление гармонических отношений с природой, со всем живым, как главной ценности на Земле.
Создание среды для развития творческой личности ребенка через интегрирование учебной деятельности, формирование экологической компетентности учащихся.
Гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни.
И хотя меняются цели и задачи образования, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Чтобы не твердили о компьютеризации и дистанционном обучении, я считаю, что учитель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом, главной целью которого является создание условий для самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.
Обучение в школе признано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями. Однако творчество, которому ныне уделяется так много внимания невозможно без огромных и прочных знаний методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации деятельности учеников.
И когда я вижу, что интерес к обучению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путем включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Проблемные ситуации
Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изученным материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе урока:
- при объяснении материала (в начале урока) чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу.
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Например, для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов.
«Кто не любит природу, тот не любит человека» (Ф.М. Достоевский)
Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «Человеку предшествуют леса, а сопровождают - пустыни». Почему так считает ученый.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение.
Но, без активной заинтересованности самого ученика, любая технология не будет работать. Поэтому я поставила перед собой цель6 изучить способы формирования познавательного интереса и использовать их для создания учащимся внутренней положительной мотивации учебной деятельности через инновационные педагогические технологии.
Игровые технологии (имитационные, деловые)
Они обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых.
Чтобы не травмировать ребят контрольными работами в конце изучения большой темы, а так же, чтобы стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, заменила некоторые контрольные работы 6 – 7 классов на обобщающие игры: «Что? Где? Когда», «Счастливый случай».
«Цепочка». При изучении «Пищевые связи» один ученик называет организм, способный к фотосинтезу. Второй игрок называет организм, который питается предыдущим – растительноядный, следующий называет плотоядный организм и т. д.. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки получает штрафное очко и начинает игру с самого начала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков (чаще такие игры применяются при углублении ранее полученного материала в 5 – 6 классах, так как учащимся нравятся такие уроки и они с удовольствием включаются в игру.)
После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием к ним готовятся, а значит, что цель – вызвать интерес к предмету - мною достигнута.
Интерактивные технологии
Позволяют самостоятельно добывать знания ученику под руководством учителя, который содействует развитию исследовательской ситуации.
Домашний эксперимент. Это не самостоятельный научный проект ученика. Они должны быть безопасными и основанными на простых доступных материалах (например, проращивание фасоли в 6 классе, наращивание кристаллов в 9 классе).
Технологии развития критического мышления
Способствуют высокому уровню осмысления процесса обучения, как учителя, так и ученика.
Информационно – коммуникационные технологии
Это работа над созданием презентаций учащимися по итогам пройденного материала (интернет-уроки, интернет-тесты).
На уроках биологии для развития познавательных интересов использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, то нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения.
Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса.
Типы задач, которые я использую:
Задачи, способствующие логическому мышлению (на распознание натуральных объектов):
- Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в два стакана с водой. В одном стакане семена проросли, а в другом – нет.
Связанная с самонаблюдением.
- Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях?
Ситуационные задачи.
- Мама пришла с работы домой, где увидела подруг своей дочери, распивающих спиртные напитки. Проанализируйте ситуацию, составьте диалоги.
- Вы в случайной компании. Видите, что употребляют наркотики. Обозначьте проблемы. Представьте пути их решения.
Разминки
Короткие, ёмкие информационные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяют заинтересовать учащихся и заставить их размышлять.
Например, каждый ученик получает текст с пропусками. За определенное время нужно составить список слов, утерянных в рассказе. В конце работы учитель зачитывает утерянные слова, а учащиеся проверяют совпадения и за каждое совпадение ставят себе по одному балу. По количеству балов ставиться оценка.
Одной из центральных задач современного образования является коренное улучшение качества образования и воспитания подрастающего поколения.
Выполнение этой задачи требует осуществления комплекса мер по совершенствованию урока. Эффективность урока всегда стояла в центре внимания теории и практики управления учебно – воспитательным процессом. Наибольшей эффективности урока добиться непросто. Так как количество и сложность учебного материала возрастает, а организационная система обучения остается незыблемой.
Важнейшими принципами современной дидактики являются доступность и обучение на оптимальном уровне трудности. Зона доступности и мера трудности для каждого человека индивидуальны: то, что одним легко воспринимается, для другого может быть недоступным. Отсюда следует, что принцип доступности и обучение на оптимальном уровне трудности обязательно сочетаются с принципом дифференцированного подхода к обучению учащихся.
В нашей школе в последнее время появилась проблема – малая численность учащихся. А это значит – резко возрастает число контактов учителя с каждым учеником. С одной стороны, кажется, легче решать проблемы индивидуализации процесса обучения. Дифференцированного подхода к учащимся. Но с другой стороны, значительно усиливается психологическая нагрузка на каждого ученика. В течении урока он находится под пристальным вниманием учителя и должен многократно отвечать на вопросы. Это в сочетании с однообразными методами и приёмами обучения, применяемыми учителями разных предметов в течение каждого учебного дня. Месяца, года приводит к эмоциональным перегрузкам, повышает их утомляемость. В результате также падает интерес к учебе, и учебный труд представляется как тяжелая нудная работа.
Я стала понимать, что наше стремление выполнить программу, провести все практические работы, повысить качество знаний учащихся, совсем не затрагивает тех, ради кого мы всё это делаем. Значит надо что-то менять. Эти причины побуждают искать новые формы и методы учебной работы, позволяющие развивать осознанную мотивацию учащихся к процессу обучения. На помощи мне пришли игры, занимательные опыты, нестандартные уроки. Информационно-коммуникативные технологии.
Раньше я их использовала во внеклассной работе, но теперь игра – частый гость на уроке. На некоторых примерах покажу, каким способом я стараюсь привлечь учащихся к изучению своих предметов.
Необходимо так организовать обучение, чтобы не только учитывались индивидуальные особенности учащихся, но и учащиеся не воспринимали химию как ненужную и невостребованную жизнью науку, а осознали ее, как часть всеобщей культуры, знание которой необходимо каждому образованному человеку. Исходя из этого, я стараюсь проводить уроки так, чтобы заинтересовать учащихся, провожу различные нестандартные уроки, такие как: уроки-путешествия, уроки-соревнования, зачеты-конкурсы, ролевые игры, которые обязательно сопровождаются видеороликами, презентациями. Однако провести каждый урок таким образом практически невозможно. В связи с этим я стараюсь в каждый обычный урок ввести хоть какой-то элемент новизны. Например, урок по теме: «Сера, её физические и химические свойства и применение» в 9 классе урок начинаю как обычно: сообщаю тему, цель, затем вводное слово об отношении людей к сере.
Др. Китай - порох, о приготовлении которого известили рукописные
книги.
Др. Египет – изготовление красок и косметических средств еще во II
тысячелетии до н. э.
Др. Индия – древний индийский язык дал имя этому элементу.
Др. Рим – родина богатых серных месторождений.
Др. Русь – богата пиритом.
После таких сообщений у учащихся появляется интерес. Затем прошу заполнить «Паспорт госпожи Серы» на основании ее прописки. Учащиеся самостоятельно работают с учебником, периодической системой, записывают название, химический элемент, расположение в таблице. Строение атома и т. д. Всё как всегда, но этот элемент новизны уже дал свой положительный заряд, ребята работают с увлечением.
Затем снова элемент из истории: Древних греков он привлекал своим не только ярко – желтым цветом, но и способностью под ударами кремня испускать сноп искр, они называли его пиритом, что означает «огонь». Другой важный сульфит – известный как «киноварь» за ярко – красный цвет назвали её «кровью дракона». «Киноварь» вошла в историю косметики, древние египтяне использовали ее в качестве румян, инки Южной Америки подводили глаза. Правда делали это один раз в жизни- в день бракосочетания. Заинтересовав учащихся предлагаю вывести формулу, сообщив, что вещество содержит 86,24% ртути. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию умений учащихся решать задачи.
Реализуя принцип экологизации, сообщаю информацию о действенной биологической роли серы для организма человека. Это и состав белков, витаминов, гормонов, обмен веществ. Она есть и в составе нервной ткани, хрящевой, в крови, в моче, молоке. Это мази, антибиотики. Вот таким образом, в результате совместной деятельности меня и учащихся осваиваем теоретический материал.
Для того, чтобы сделать занятия более эффективными, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к изучению биологии, использую биологические задачи творческого характера, творческие работы, которые состоят в создании компьютерных презентаций к урокам, кроссвордов, ребусов, викторин.
Активность – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующее. Если ученику удалось реализовать себя в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Главным и самым первым источником информации в обучении биологии является учебник. Усвоение знаний по биологии чаще всего сводится к пересказыванию и воспроизведению устного материала.
Поэтому я считаю, что необходимо в первую очередь формировать у учащихся навыки работы с учебником, то есть облегчить восприятие теоретического материала, помочь быстро запомнить, осмыслить его и полученные знания применить на практике. Кроме этого навыки работы с учебником так же способствуют развитию монологической речи учащихся, обогащению их словарного запаса биологическими терминами.
Мой опыт показывает. Что у большинства учащихся на протяжении многих лет обучения слабо развивается монологическая речь, несмотря на то, что применяем методы и приемы развития речи у детей. Все же устные ответы учеников оставляют желать лучшего. Поэтому основной формой работы на уроках биологии я считаю работу с учебником, с текстом.
Методы деятельностной технологии
Методика «мини-проектов»
Применяю при изучении новой темы. Применяя данную методику, я отказываюсь от традиционной подачи готовых знаний, организую деятельность учащихся для самостоятельного добывания знаний. Например: на уроке «Головоногое моллюски и их внешнее строение» класс делится на две группы:
1 - я группа получает текст «Многообразие головоногих и их внешнее строение».
2 – я группа получает текст «Внутреннее строение головоногих».
Даю 15 минут для изучения материала и подготовки выступления у доски.
Ребята с удовольствием начали работу в группах: читали текст, делали рисунки, записывали термины из учебника. Но за отведенное время они не успели освоить весь материал текста. Я предполагаю, что у них не сформированы навыки выделения главного в тексте. Анализа, сравнения. Соответственно, при защите проекта дети затруднились последовательно. Лаконично изложить материал. Также причиной затруднения было недостаточное развитие речи.
Поэтому я должна продолжить работу по поиску более эффективных методов и приемов формирования монологической речи, развивать способности учащихся быстро прочитывать текст и понимать его.
Перед защитой проектов ученики дополнительно просматривали видеофильм. Чтобы их защита была более интересной и содержательной.
Условие защиты: участие каждого члена группы. После защиты идет рефлексия, то есть дети оценивают свои знания и учебную деятельность на уроке. Я корректирую и выставляю итоговую оценку.
Методы деятельной технологии сочетаю с методами развивающего обучения, а именно с методами решения развивающих задач.
- «Чем различается пищеварительная система дождевого червя и большого прудовика. У кого из них пищеварительная система имеет более сложное строение?»
- «Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих, питаются другими моллюсками, содержащими H2SO4 2 – 4%, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищники используют кислоту?»
© 2017, Ященко Людмила Николаевна 3890 89