6
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА ТЕМУ: «Современный урок как основная форма реализации ФГОС», подготовленный Ярмусь Татьной Владимировной, учителем начальных классов МОУ «Табачненская школа»
« Скажи мне и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Вовлеки меня и я научусь»
(Китайская пословица)
Тема работы по самообразованию «Современный урок как основная форма реализации ФГОС».
Цель работы: обеспечить каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками .
Задачи:
Повышать уровень квалификации через вебинары;
Изучить теоретические основы ФГОС II поколения;
Развивать интеллектуальные способности учащихся;
Привлекать родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих ключевых компетенций на современных уроках:
инициативность (активная жизненная позиция);
коммуникативная культура (умение работать в паре, группе,
аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои позиции);
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования. Коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни начинает закладывается в начальных классах, поэтому я поставила перед собой проблему – создание максимально обучаемых эффективных и продуктивных условий, ситуаций, заданий, форм работы и методов , использование новых средств и технологий на уроке – как главной форме организации.
Для того чтобы реализовывать требования, предъявляемые стандартами второго поколения. Урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связан с понятие современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов
А.М. Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
На современном уроке учитель для учащихся из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для меня как педагога в новой системе образования – это управлять процессом обучения. А не передавать знания. На моих уроках ученики – активные деятели. Они становиться активными Личностями, умеющими ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В отличие от традиционного урока мой современных урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий УУд учащихся.
На уроках я учитываю все аспекты современного урока.
Мотивационно целеполагающий. На уроке цель которую ставят учащиеся отождествляется с результатом урока. На уроке учащееся приобретают УУД такие как способность к действию. Способность применять знания, способность социального действия. Хочу отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знания, он акцентирует внимание на способность использовать полученные знания .
Второй аспект современного урока- - деятельностный.
Создаю условия для решения проблем учащимися в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Такой проблемный характер урока помогает моим учащимся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
На таких современных уроках я больше использую деятельностные методы и приемы обучения такие как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Для меня современный урок, где я вместе с учениками на равных веду работу по поиску отбор научного содержания знаний, подлежащего усвоению.
Наша главная задача современных педагогов на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Проектирую урок, составляю его технологическую карту, потому что традиционный конспект урока не предусматривает всех аспектов УУД.
Необходимо предусматривать деятельность учащихся и педагога и планируемые результаты. При планировании урока определяю все виды деятельности учащихся на уроке в целом и на отдельных его этапах. Учитываю и личностные результаты. Мотивирую учащихся к деятельности, организую поисковую деятельность, создаю условия на уроке для возникновения внутренней потребности в изучении материала. На этапе рефлексии учу детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Фронтальный опрос , который раньше использовала на уроках, не дает возможность включить в деятельность всех учащихся, поэтому часто включаю учеников в групповую и индивидуальную деятельность.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
Продумывание структуры урока
Обеспеченность урока *
Отбор содержания учебного материала
Выбор методов обучения
Выбор форм организации педагогической деятельности
Определение темы учебного материала
Тип дидактической цели темы
Тип дидактической цели урока
Определение типа урока
изучения и первичного закрепления новых знаний
закрепления новых знаний
комплексного применения ЗУН
обобщения и систематизации знаний
Рефлексия урока
Домашнее задание
Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Все учебники направлены на обеспечение этих требований: учитываются возрастные особенности детей, соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика, к деятельности детей в парах и небольших группах, к усилению самостоятельной деятельности учащихся в постановке и решении учебных задач. Принципами построения УМК «Школа России» являются приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, формируя у ребёнка современную картину мира и развивая умение учиться. Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся.
Каждая тема раскрывается в определённой последовательности: постановка проблемы, цели и её анализ учащимися совместно с учителем;
самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков, понятий и т.д.; уточнение сформированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.
От меня, как от современного учителя, требуется дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; опыта осуществления разнообразных видов деятельности; сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций и успешности в современном обществе:
Личностно-ориентированный подход в процессе дифференцированного обучения (где во главу ставится личность ребенка, дифференциация разноуровневых заданий).
Здоровьесберегающие технологии (строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, слежу во время проведения урока за правильностью посадки учащихся, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие.
Проектные технологии (где формируются навыки самостоятельной работы учеников, под моим руководством ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы, развиваются их социальные, коммуникативные и мыслительные навыки).
Игровые технологии (Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.)
Компьютерные технологии (Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе).
Таким образом, можно сделать вывод, что организация современного урока развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.
Закон “Об образовании” и ФГОС дает право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическимпринципам. Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по-старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.