Тема проекта: «В гостях у сказки»
Тип проекта: творческий, коллективный, средней продолжительности
Участники: дети среднего возраста с ОНР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: январь – апрель
Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализованной деятельности.
Задачи:
Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Систематизировать знания о домашних птицах.
Развивать грамматический строй речи.
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать связную речь, автоматизировать поставленные звуки во фразах.
Познакомить с русскими народными сказками.
Обучать разыгрывать несложные сценки по знакомой сказке.
Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать достаточный запас эмоций.
Развивать выразительность движений, умение передавать двигательный характер образа.
Воспитывать уважение к традициям русского народа.
Актуальность проекта:
В логопедические группы поступают дети с различными речевыми нарушениями: полиморфной дислалией, дизартрией, заиканием. Иногда речевой дефект является весьма стойким и сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Дети имеют повышенную двигательную активность, отвлекаемость, неуверенны в себе, отмечается агрессивность. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на всестороннее развитие ребенка с нарушением речи, является театрализованная деятельность. В театрализованной деятельности развиваются:
- связная речь (монологическая, диалогическая);
- лексико-грамматический строй речи;
- психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие и других);
- координация движений;
- мимика, пантомима;
- мелодико-интонационная выразительность;
- творческие способности;
- автоматизируются звуки в тексте.
Обеспечение проектной деятельности:
Планирование, методическая и художественная литература, иллюстративный, изобразительный, музыкальный материал.
Предполагаемый результат:
Положительная динамика речевого развития детей.
Обогащение развивающей предметно - пространственной среды по театрализованной деятельности декорациями, атрибутами, элементами костюмов, видеоматериалом.
Продукт проектной деятельности:
Драматизация сказки «Курочка Ряба».
Распределение работы по этапам проекта
Этапы проекта | Срок | Деятельность музыкального руководителя | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап | Январь | Определяют цели и задачи. Осуществляют сбор и уточнение информации. Выбирают оптимальные варианты. Составляют план деятельности. | Принимают цели и задачи, предложенные педагогами | Входят в проблему. Принимают задачи. |
2 этап | Январь - март | Подбирает музыкальный материал. Разучивает музыкальный материал с детьми. | Совместно обсуждает, распределяет роли. Подбирает речевой материал. Разучивает речевой материал с детьми. Совершенствует навыки звукопроизношения, грамматический строй речи, развивает связную речь. | Совместно обсуждает, распределяет роли. Закрепляет музыкальный речевой материал с детьми. Изготавливает атрибуты, декорации, афишу к спектаклю. | Формируют знания, умения, навыки. | Выполняют домашние задания. |
3 этап | Апрель | Организуют презентацию проекта через показ спектакля для родителей, сотрудников сада и детей других групп. | Участвуют в драматизации сказки «Курочка Ряба» | Оказывают помощь в обеспечении детей костюмами. |
Реализация межпредметных связей по разделам
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Речевое развитие | Развитие словаря Формирование и совершенствование грамматического строя речи Развитие фонетико-фонематической системы языка Развитие связной речи | Игра «Птичий двор», «Приготовим корм птицам». Игры: «Найди маму», «У кого кто?», «Назови ласково» Артикуляционная гимнастики: «Клюв», «Цыпленок пьет воду» Дыхательная гимнастика «Петушок» Голосовое упражнение «Цыпленок пищит» Пересказ сказки по опорным картинкам, по ролям. Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним. Составление описательных рассказов. |
Познавательное развитие | Развитие психических функций Ознакомление с окружающей действительностью Ознакомление с художественной литературой | Игры: «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?» Беседы с детьми по теме «Домашние птицы», «Семья». Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». Выделение героев сказки, определение их характеров. Чтение стихотворения В.Берестова «Курица с цыплятами» Разучивание стихов. Отгадывание загадок |
Художественно-эстетическое развитие | Художественно-творческая деятельность Музыкальное развитие | Раскрашивание иллюстрации к сказке Рисование, лепка, аппликация домашних птиц. Пение песенки «Петух» |
Физическое здоровье и развитие | | Физкультурная пауза «Домашние птицы» Подвижная игра «Коршун» Пальчиковые игры: «Курочка», «Петушок» |
Нравственное развитие | Игровая и театрализованная деятельность | Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В деревне» Фланелеграф, настольный театр по сказке «Курочка Ряба» Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния. |
Проект достиг своей основной цели. Совместно с детьми, специалистами, воспитателями и родителями была поставлена драматизация сказки «Курочка Ряба». Все дети имели роли и активно участвовали.
Сценарий драматизации сказки
«Курочка Ряба»
Действующие лица:
Сказочник - мальчик
Дед Матвей
Баба Матрена
Курочка Ряба
Мышка
Мотыльки - мальчики
Цветочки - девочки
Цыплята
Декорации: домик, стол и стулья, заборчик, клумба с цветами.
Дети поют песню.
Песня «Солнышко»
Сказочник. Жил в деревушке дед Матвей
Музыка звучит, к избушке подходит Дед и садится на стул.
Сказочник. …и бабушка Матрёна.
Звучит музыка , к избушке подходит Баба и садится рядом.
Сказочник. Жила вместе с ними хохлатка - курочка Ряба.
В пёстром наряде выбегает курочка Ряба.
Песня курочки Рябы, Бабы и Деда
Сказочник. Дед Матвей и баба Настя курочку любили.
Курочка сидит между дедом и бабой, они её гладят.
Сказочник. Зёрнышком отборным курочку кормили.
Дед приносит ведерко с водой.
Дед.
Вот водица из колодца,
Пей водицу из ведёрка.
Подносит ведёрко, Ряба «пьет» из ведра. Баба подносит миску.
Баба.
Кушай Ряба, ешь зерно,
В нём здоровьице твоё .
Ряба с удовольствием клюет. принимается за еду.
Сказочник.
Ряба курочка наелась,
и водицы напилась,
ей теперь гулять пора.
Песня «Вышла курочка гулять»
Сказочник. У окна старики сидят курочку поджидают.
Выходят мотылек и цветочек.
Мотылек.
Проснулся лес весной и луг,
Проснулись бабочки вокруг.
Цветочек.
Проснулись травы и цветы
Повсюду столько красоты.
Танец цветов и мотыльков.
Сказочник.
Что я слышу, во дворе курочка кудахчет
Рябушка яйцо снесла, ведь не зря кудахчет..
Из –за дома появляется курочка с «золочёным яичком».
Курочка Ряба.
Дед и баба посмотрите,
Что сегодня я снесла
Подаёт деду яйцо..
Дед.
Что за диво, вот так диво!
Вот спасибо за яичко!
Баба.
Ах, яичко не простое ?!
Глянь-ка Дед, ведь золотое !
Удивлённые старики садятся за стол, рассматривая яйцо.
Дед.
Как блестит оно однако,
Глаза слепит даже страшно.
Надо бы его разбить,
Да узнать, что там внутри ?
Стучит яичком об стол.
Баба.
Ах, ты старый дед!
Кто ж так бьёт,
Давай сильней!
Бабушка с большим размахом бьёт яичко об стол, не получается разбить.
Дед.
Ах, вот ведь не задача,
Яйца похоже не разбить,
Что же делать, как тут быть?
Пригорюнившись сидят Дед с Бабой.
Сказочник
Мышка мимо пробегала,
хвостиком своим махала.
Яйцо тут же покатилось,
на глазах у всех разбилось!
Дед и Баба всплеснув руками, плачут.
Ряба.
Не кручиньтесь и не плачьте
Мы сейчас устроим праздник!
Дед и Баба в растерянности, курочка уходит.
Хоровод «Весенний»
Сказочник.
Ряба курочка идёт и корзиночку несёт
В нём яйцо лежит большое
Белое, не золотое!
Выходит курочка с цыплятами и с простым яйцом.
Песня курочки Рябы.
Дед с Бабой.
Ряба курочка спасибо, нас сегодня накормила!
Выходят цыплята.
Цыпленок.
Мы яркие пушистые
Желтые комочки –
Маленькие деточки
Нашей мамы – квочки.
Песня цыплят.
Сказочник.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!