Тема: Имя существительное
Цель: расширить и обобщить знание о существительном как части речи, закрепить умения выделять существительные в тексте и правильно употреблять их в речи, определять лексическое и грамматическое значение существительных.
Развивать логическое мышление, смекалку, умение выделять лишнее, классифицировать, обобщать. Совершенствовать внимание, конструктивные умения, связную речь.
Друзья!
Страна Родная Речь приглашает вас в путешествие. Вы встретитесь с очень интересными словами – именами существительными. Выполнив задание этой программы, вы убедитесь, какая важная часть речи - существительное, потренируете свою память, наблюдательность, внимание и смекалку. Смело отправляйтесь в дорогу знаний! Желаю вам успехов!
Совенок Филя
Задание 1.
Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить (поставьте вопросы к словам. Запишите слова в два столбика.
Хлеб, печенье, сахар, белка, дерево, бабочка, ветер, жираф, комбайн, дедушка, олень, ребенок, пенал, друг.
Как называются такие слова?
Задание 2.
Незнайка, Буратино и Карлсон выполняли такое же упражнение, как предыдущее. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами составьте предложения и запишите их.
Тетрадь сказка врач
Пенал рассказ комбайн
Учитель библиотекарь вертолет
Линейка стих ракета
Учебник басня спутник
Задание 3.
Среди данных слов найдите и выпишите:
а) существительные;
б) однокоренные слова;
в) синонимы.
Известие, болезнь, звать, призывать, болеть, сообщение, вызов, больной зовут, название.
Задание 4.
Прочитайте предложение. Почему одно и то же слово в первом предложении написано с маленькой буквы, а во втором - с большой?
Ночью всю землю укрыл белый пушок. От радости Пушок прыгал и визжал.
Попробуйте сами составить подобное предложение со словом «звездочка».
Сделайте вывод и запишите его:
Имена собственные пишем с ___________ буквы, а нарицательные - с ____________ буквы.
Задание 5.
Подберите нарицательные существительные к группам собственных. С какой буквы вы их напишете?
Донецк, Горловка, Енакиево, Москва, Орёл - это… .
Н. Михалков, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов - это ... .
Андрей, Николай, Ирина, Елена - это ... .
Пушок, Мурка, Дружок, Орлик - это ... .
Задание 6.
Догадайтесь, как можно разделить данные существительные на три группы.
Футбол, футболка, зайчонок, окно, лист, листья, шофер, ребенок, комбайн, аквариум, астра, черешня, сердце, телеграмма, лицо.
Запишите слова в три столбика, определив их род.
Задание 7.
а) подберите к данным словам однокоренные, но другого рода, обозначьте род в скобках, нарисуйте рисунки.
Ученик, гусь, футболист, еж, школа, машина, снежок, больница.
Образец: коза (ж.р.), козленок (с.р.).
б) запишите верное высказывание:
Существительные изменяются по родам.
Существительные имеют постоянный род.
Задание 8.
а) Прочитайте стихотворение. В каком числе стоят существительные? Выпишите только существительные во множественном числе, поставьте их в форму единственного числа.
ДЛЯ ЧЕГО РАСТУТ ЦВЕТЫ?
Для чего растут цветы?
Чтобы солнце было ближе.
И котёнок, что на крыше,
Не боялся высоты!
Для чего дожди идут?
Чтоб умылся дом под душем,
А мы бегали по лужам,
Ведь от этого растут!
В. Зайцев
Образец: Кусты - куст, деревья - дерево.
б) прочитайте существительные. Попробуйте изменить их по предыдущему образцу.
Молоко, санки, ножницы, телевидение, детвора, дрова, доброта.
Получилось ли у вас это? Почему? Сделайте вывод и запишите его:
Некоторые существительные употребляются только в форме ________________ числа или в форме ______________________ числа.
Составьте предложения со словами "санки" и "детвора". Обозначьте в скобках число существительных.
Задание 9
Составьте и запишите словосочетания со словом "белка". Выделите окончания существительных.
Прыгает (кто?)…; хвост (у кого?) у ...; улыбнулся (кому?) ...; увидел (кого?) ...; наблюдал (за кем?) за ...; шубка (на ком?) на… .
По собственному выбору составьте три предложения с этими словосочетаниями.
Задание 10.
Отгадай загадки, запиши отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначь в скобках их род и число.
1) Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
2) Один льет, второй пьет, третий растет.
3) Зубов много, а не едят,
Все хватают, а себе ничего не оставляют.
Где пройдут - там чисто станет.
4) Нос длинный, голос тонкий.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
5) Стоит на дороге, всем мешает,
Кто идет, тот толкнет,
А с дороги никто не убирает.
6) Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
7) Ну и капризный конь у Матвея:
Бегает быстро - стоять не умеет.
8) Два брата через гору живут,
А никогда друг к другу в гости не ходят.
Среди отгадок найдите и подчеркните существительное, которое нельзя изменить по числам. Есть ли у него род?
Вспомните и запишите еще несколько таких слов.
Задание 11.
Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте восстановить рассказ, используя эти слова:
День, небо, ветер, тучи, капли, молния, гром, ливень.
В двух предложениях по выбору подчеркните подлежащее и сказуемое. Нарисуйте то, о чем вы рассказали.
Друзья!
Вы выполнили задания, связанные с существительными? Надеюсь, что вам удалось преодолеть все трудности, узнать больше об этой части речи.
До новых встреч!
Совенок Филя