Тема: Творчество классного руководителя.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали,
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Ш.А. Амонашвили писал: «Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в нём семена опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность…»
Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.
Основным в деятельности классного руководителя является воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Но, конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей учащихся, забота об охране здоровья.
Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим ученикам. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством администрации школы, а также в тесном контакте с другими преподавателями.
Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает учащихся личным примером, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам.
Реализация воспитательной деятельности в школе происходит через создание классным руководителем определённых условий, в которых формируется личность. Такие условия классный руководитель может создать с учётом ключевых образовательных компетенций, классификацию которых предложил А.В. Хуторский.
К ключевым компетенциям относятся: ценностно – смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного совершенствования.
Казалось бы, что нет ничего проще, чем быть классным руководителем, ведь в теории всё точно и конкретно указано: и цели работы, и задачи, и функции, и ключевые образовательные компетенции, и даже качества личности классного руководителя. Но каждый классный руководитель знает, что воспитание детей – это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий.
В работе классного руководителя бывает много непредвиденных ситуаций, которые требуют моментального вмешательства. И сейчас я хочу вам предложить разные педагогические ситуации, которые нам помогут выявить самые творческие решения нестандартных ситуаций наших классных руководителей.
Работа в группах.
Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить в виде инсценировки (ролевого исполнения) или другим образом совместное решение педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации, достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи.
Ситуация 1
Вы проходите мимо курящих за углом лицея старшеклассников. Ваши действия?
Ситуация 2
Ученик постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель неоднократно приглашал родителей в школу и посещал семью на дому. Отношения между семьей и школой, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?
Ситуация 3
На родительском собрании родители согласованно изложили претензию к учителю, заключающуюся, в том, что он всегда задает сложные домашние задания и, когда на следующем уроке ученики пытаются отвечать, учитель обвиняет их в непонятливости.
Ситуация 4
Диагностика состояния здоровья детей, обучающихся в классе, где вы являетесь классным руководителем, показала его резкое ухудшение. Ваши действия?
Правила успеха классного руководителя.
Все мы помним фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить кем они стали, чего добились. Сюжет фильма не будем анализировать, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание. Например, бывает так, что класс вместе прожил 9 или 11 лет в школе, но как только они расстались, у них не появляется желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.
Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между классным руководителем и учениками.
На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?
Я предлагаю всем нам сформулировать практические правила, которые помогут сделать успешным деятельность классного руководителя.(По цепочке по одному правилу.)
Правила успеха классного руководителя.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Открытость классного руководителя;
11.Способность признать собственные промахи;
12.Способность понять и поддержать ученика;
13.Отсутствие категоричности в суждениях.