Урок окружающего мира (1 класс)
Программа: 2100 (Вахрушев А. А.)
Тема: «Я и моя семья»
Ход урока
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
Здравствуйте, ребята. Доброе утро, уважаемые гости!
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Дети: Глазки всё видят, ушки всё слышат. Прежде, чем ответить – я подумаю. Я помню, что на уроке я не один.
-Ребята, сегодня у нас праздник. Чему он посвящен?
( 100 дней как мы стали ходить в школу)
На сегодняшнем уроке мы постараемся показать то, чему мы научились за 100 дней в школе.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь "Я"!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
- Что означают эти удивительные семь Я?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Верно. Мы будем говорить о семье, о вашей семье.
- Тема нашего урока: "Ты и твоя семья"
(учитель вывешивает табличку)
- Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
- Сейчас вы перечислили членов семьи.
- Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны.
- Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе - ...
- Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
- О ком не упомянули в этом стихотворении?
- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?
- Чем различаются семьи?
- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.
- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.
Итог: - Так, кто же является членами семьи?
(учитель вывешивает на доску карточки)
мама, папа, дети, бабушки и дедушки
- Итак, семья - это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
- Семьи есть не только у людей, но и у животных.
- Кто изображён на этих фотографиях?
- Можно ли назвать их семьёй?
- Кто изображён на этих фотографиях.
- Что связывает членов семьи?
- Есть что-то общее, что их объединяет.
- Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?
Итог: Что же может объединять членов семьи?
- Выберите соответствующие таблички.
- Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.
- Как вы можете выразить свою любовь к родителям?
Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?
- Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.
- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.)
Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская семья.
В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
У наших родителей очень много дел и забот.
- А вы помогаете своим близким? Что вы можете сделать полезного для семьи? Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.
И мы с вами определили одно из правил дружной семьи. А что еще нужно делать, чтобы семья была крепкой, дружной? (ответы детей)
Игра крестики-нолики (обязанности членов семьи)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами. Ваша задача правильно выполнять действия, и знать членов своей семьи.
У кого есть младшая сестра - потопайте, кого есть бабушка - покружитесь,
у кого есть младший братик поморгайте глазами,
у кого есть старшая сестра? попрыгайте как зайчик
у кого есть дедушка присели и встали
кто любит всех своих родных повращаем плечами, встанем на носочки, потянемся вверх. Садимся.
А теперь узнаем, каков девиз нашей семьи (семья-опора счастья)
Все встали. Считаем от 0 до 20 и обратно.
Сосчитайте от 11 до 18, от 14 до 7,
назовите последующее число 4,15,
На сколько последующее число больше предыдущего
Назовите предыдущее число 8,12
На сколько предыдущее число меньше последующего числа
Какое число стоит между 17 и 19
Какое число стоит слева от 4,13
Какое число стоит справа от 8,20
Назовите соседей числа 9
Игра день и ночь
9-8+7-6+3-4+6-3=….(4)
В кружку сорвала Марина
9 ягодок малины
5 дала своей подружке
Сколько ягод стало в кружке? 9-5=….()
Сколько стало ягод? 4
Каким действием узнали? Вычитанием
Вспоминаем состав числа 5
Установите закономерность 0,4,8,,,12,16,20 (СЕМЬЯ-ОПОРА СЧАСТЬЯ)
Угадайте загадку
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...(Мама)
Откройте тетрадь.Запишем предложени:
Мама мыла Милу.(орфограммы,ударение,деление на слоги,звуко буквенный анализ последнего слова.
ЗАМОРЗКА(сколько слов в предложении ? 3
(сколько слогов в слове Мила?2
(Сколько букв в слове мама ?4)
Игра мысли на столе
Ребята, вам даны пословицы, только они рассыпались. Попробуйте соединить части и прочитать пословицы о семье.
Пословицы о семье.
Братская любовь и в холод тепло.
В дружной семье крепче каменной стены.
В семье согласно, хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так идет дело прекрасно.
В хорошей семье а человек семьей.
Дерево держится корнями, так и душа на месте.
За общим столом горя не знать.
Отца с матерью почитать – еда вкусней.
Семьей дорожить – все к ней собираются.
Семья в куче – счастливым быть.
Семья – печка: как холодно, не страшна и туча.
- А сейчас я произнесу слово СЕМЬЯ несколько раз, попробуйте услышать, какие два слова спрятались в этом слове? СЕМЬ-Я, СЕ-МЬЯ (СЕМЬ, Я) (слайд №8)
- Почему же слово семья образовалось именно от этих слов.
- Во-первых, “семь” это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем? (семь чудес света, семь дней недели, на свете было семь мудрецов)
- Пословицы.
1) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2)Семеро одного не ждут.
- Выражения.
1) До седьмого пота,
2) На седьмом небе.
3) Семь шкур спустить.
4) Семь верст до небес и все лесом.
5) Семь бед – один ответ.
Сказки:
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях . А.С. Пушкин.
Цветик-семицветик.
Белоснежка и семь гномов.
- Во вторых. “Я” - семь раз, но почему не 6, не 8, а 7?
- Пословица “Семья крепка ладом”. Как вы ее понимаете? (Семья крепка дружбой)
- Итак, каждая молодая семья это –
- Считайте: папа, мама, ребенок, две бабушки, два дедушки.
- Сколько получилось? 7.
Вы высказывали много мнений, мы поработали над тем, как вы понимаете, что же такое счастливая семья.
Давайте теперь обратимся с толковому словарю, который нам даст нам точное определение, что же такое семья. (слайд 9)
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
А для чего человеку семья? (Ответы детей)
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
В ходе работы над нашим проектом вы составляли родословное древо вашей семьи.(обратите внимание на стену).
Корни семьи каждого из вас уходят глубоко в древность.
Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы, В семье есть ЖИВАЯ связь времен, не зная прошлого, не зная истории своей семьи нельзя идти дальше, нужно знать и почитать свои корни, своих предков.
Имя вам выбирали родители, ваши фамилии передались вам от старшего поколения, отчество вы получили по имени отца. А сейчас вы создадите своё генеалогическое дерево.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
А вот, если внимательно подумать над последним определением семьи, можно ли наш класс назвать семьей?
Учитель: - Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. Посмотрите на экран. (Фото нашего класса) - Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? ( Ответы детей)
Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы должны делать?
(Ответы детей)
Как в любой семье, в нашей классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, есть и законы класса. Давайте их повторим.
Учитель: (повторяют дети хором за учителем) Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.
Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Что такое семья?», «Что объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?»
- А знаете ли вы, какой цветок в России символизирует семью, любовь, верность? У вас на партах ромашки. В центре цветка напишите свое имя. И если вам понравился наш урок, и вы хотите, чтобы ваша семья была дружной и счастливой, помашите ромашкой. Подарите ее нашим гостям.